Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).
Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Права лица, признанного вынужденным переселенцем:
• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:
• соблюдать Конституцию и законы;
• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Полномочия Президента РФ:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
3) принимает решения об отставке Правительства РФ;
4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
9) имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
10) осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
11) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).
Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.
Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:
- мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
- папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
- оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Купреев С.С. Административно-правовой статус иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 53 — 56.
- Купреев С.С. Административно-правовой статус корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации // Юридический мир. 2013. N 8. С. 36 — 39.
- Купреев С.С. Институт административной высылки иностранцев по законодательству Российской Федерации // Полицейская деятельность. 2012. N 4. С. 17 — 27.
- Микульшин А.И. О понятии и видах режимов иностранцев // Советский ежегодник международного права. М.: Наука, 1974. С. 179 — 189.
Понятие иностранный гражданин и его статус
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:
- 1. Постоянно проживающие — имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
- 2. Временно прибывающие — иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
- 3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года. Административное право для студентов вузов: под ред. К.М. Петров,- издательство ФЕНИКС Ростов-на-Дону 2004г. с.38-40.
Налогообложение доходов иностранных работников
Один из важнейших вопросов, который интересует потенциального работника иностранного происхождения — порядок налогообложения его доходов. Как известно, иностранцы, в том числе и граждане союзных государств, покупают патенты на работу. Оплачивать патент необходимо наперед авансом (можно внести платеж наперед максимум на 1 год).
Стоимость патента идентична размеру НДФЛ, который должен был бы быть удержан с работника предприятием, на котором он работает. Согласно нормам ст.224 НК РФ размер налоговой ставки по НДФЛ идентичен ставке, которую удерживают с граждан РФ, и составляет 13% от оклада с учетом доплат и премиальных. В свою очередь работодатель не проводит удержание НДФЛ с начисленного дохода, так как платеж уже был перечислен в бюджет наперед.
Ограничения иностранцев в правах
Итак, статус иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от статуса граждан РФ отсутствием определенных прав и обязанностей:
- им нельзя устраиваться на работу в государственные структуры, работать в полиции;
- им нельзя заниматься деятельностью, связанной с госбезопасностью;
- им не нужно нести воинскую службу;
- проживание на территории РФ возможно только по специальным документам – загранпаспорту или виду на жительство;
- есть и закон, ограничивающий передвижение иностранцев по стране, – им нельзя находиться в некоторых областях без специальных разрешений.
Однако для всех граждан – и граждан РФ, и иностранных, и апатридов – в любой стране должны действовать законы, гарантирующие им права и свободы человека, независимо ни от гражданской, ни от религиозной принадлежности.
Взаимодействие органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными объединениями в обеспечении административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации
В связи с развитием современных международных отношений проблема административно-правового принуждения как метода обеспечения административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел приобретает всё большее значение, так как далеко не все иностранные граждане и лица без гражданства посещают нашу страну с миролюбивыми целями.
Принятый ещё Верховным Советом СССР 24 июня 1981 г. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», определил принципы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны, их основные права и обязанности, предусмотрев, что «иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления и административные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России», (ст. 28) Ныне, естественно, этот нормативный акт устарел. Однако в связи отсутствием соответствующего закона в Российской Федерации он, пока действует, хотя его применение требует определённой корректировки.
Меры административного принуждения, исходя из целей, можно классифицировать на несколько групп: административно- предупредительные меры, меры административного пресечения, административного взыскания и меры административного- процессуального обеспечения. Эта классификация основывается на достижениях науки административного права, современном законодательстве и анализе мер принуждения применяемых в сфере охраны общественного порядка и предупреждении правонарушений. Она предусматривает все основные государственно-правового средства реагирования на административные правонарушения, позволяет полнее раскрыть сущность административного принуждения, состоящую в применении уполномоченными государственными органами и общественными объединениями принудительных мер психического и физического воздействия в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения лиц, совершивших административные правонарушения к административной ответственности. Данная классификация в своей основе приемлема и для анализа конкретных мер административного воздействия, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушающим установленные правила пребывания в Российской Федерации.
Пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства и их деятельность в нашей стране регламентируется, как было сказано в первой главе исследования, различными правовыми нормами, значительное место, среди которых принадлежит административным правилам. К их числу относятся, как было сказано выше, правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, правила дорожного движения и ряд других.
Нарушение указанных правил (если это предусмотрено уголовным законодательством) может повлечь за собой уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своём степень общественной опасности нарушения упомянутых правил не столь велика, чтобы их нарушение считалось преступлением. Для обеспечения исполнения правил в подобных случаях государство установило административную ответственность. Административные проступки являются одним из наиболее распространённых видов правонарушений, допускаемых в нашей стране иностранными гражданами и лицами без гражданства. Они не только многочисленны, но и нарушают самые разнообразные общественные отношения. Предупреждение и пресечение их, как уже отмечалось выше, осуществляют различные государственные органы и общественные объединения, в том числе и органы внутренних дел.
Свои функции органы внутренних дел выполняют посредством определённых форм правовой деятельности. Важнейшим среди них является контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства общих и специальных правил пребывания в нашей стране.
Анализ законодательств и практики применения органами внутренних дел мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушающим правила пребывания в Российской Федерации, говорит о том, что к этим лицам может применяться ряд специфических не свойственных для граждан России мер воздействия, обусловленных особенностями их административно-правового статуса (выдворение из Российской Федерации и возращение к прежнему месту жительства).
Таким образом, административные правонарушения, за которые к административной ответственности могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, можно подразделить на две группы.
Первую общую группу составляют такие правонарушения, за которые к административной ответственности могут быть привлечены как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. К ним можно отнести, например, нарушение правил дорожного движения, пользования общественным транспортом, мелкое хулиганство и др.
Вторую специальную группу составляют правонарушения, за которые к административной ответственности привлекаются только иностранные граждане и лица без гражданства, например, нарушения ими правил проживания, регистрации, передвижения.1
Совпадение во многих случаях правосубъектности российских и иностранных граждан и лиц без гражданства по делам об административных правонарушениях общего вида позволяет рассматривать административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, аналогично административной ответственности российских граждан, которой посвящено значительное количество работ видных российских учёных-административистов. Однако вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права в юридической литературе исследованы недостаточно полно. Это обуславливает необходимость более полного рассмотрения именно специальных составов административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации.
Правовое положение иностранцев
Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.
Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.
Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.
Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.
Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.
Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.
Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:
- должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
- не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
- оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
- уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).
Ограничения на въезд и выезд
По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.
Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:
- нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
- сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
- привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
- участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
- нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
- ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
- неснятая или непогашенная судимость;
- отсутствие медицинской страховки;
- использование поддельных документов и др.
Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в черный список мигрантов.
Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:
- задержание по подозрению в преступлении;
- привлечение к уголовной ответственности;
- привлечение к административной ответственности;
- уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
- неуплата установленных законодательством налогов.
Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно . Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.
Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:
- Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
- Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
- Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
- На отдельные должности иностранцев не принимают.
Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:
- Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
- Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
- Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
- Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
- Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
- Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
- Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
- По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
- С 2022 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).
Требования для трудоустройства иностранцев:
- Возраст не менее 18 лет.
- Экзамен на достаточное владение русским языком.
- Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
- Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
- Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.
При выдаче квоты на работу учитываются:
- Наличие разрешения на въезд.
- Актуальность профессии.
- Наличие родственников в России.
- Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.
Особенности конституционно — правового статуса иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ
Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства
Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства, которые находятся на территории РФ, значительно отличается от возможностей гражданина РФ, а именно:
- не имеют никакого избирательного права. Они не принимают участие в голосовании в качестве избирателей, а также запрещается выставление иностранцами собственной кандидатуры как претендентов на занятие государственных должностей;
- на государственную службу могут приниматься исключительно россияне;
- нет доступа к работе со сведениями с ограниченным доступом и с государственной тайной;
- не служат в армии РФ;
- исключительно к данной категории граждан может применяться такой вид наказания как выдворение (например, если особа незаконно находится на территории РФ);
- не могут быть назначены на должности судей и прокуроров;
- не могут вступать в политические партии, зарегистрированные на территории РФ;
- сообщать в правоохранительные органы данные про все свои перемещения по стране.
Важно! Некоторые территории РФ закрыты для посещения иностранцами, так как определенные зоны имеют специальный статус.
Налогообложение доходов иностранных работников
Один из важнейших вопросов, который интересует потенциального работника иностранного происхождения — порядок налогообложения его доходов. Как известно, иностранцы, в том числе и граждане союзных государств, покупают патенты на работу. Оплачивать патент необходимо наперед авансом (можно внести платеж наперед максимум на 1 год).
Стоимость патента идентична размеру НДФЛ, который должен был бы быть удержан с работника предприятием, на котором он работает. Согласно нормам ст.224 НК РФ размер налоговой ставки по НДФЛ идентичен ставке, которую удерживают с граждан РФ, и составляет 13% от оклада с учетом доплат и премиальных. В свою очередь работодатель не проводит удержание НДФЛ с начисленного дохода, так как платеж уже был перечислен в бюджет наперед.