ПРОВЕРКИ РОСПРИРОДНАДЗОРА: НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОВЕРКИ РОСПРИРОДНАДЗОРА: НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Читайте также:  Кадровое делопроизводство – функции и виды

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные заявления не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Основания для проведения внеплановой проверки

Основания для того, чтобы была проведена внеплановая проверка, могут быть следующими:

  1. если истек срок исполнения юрлицом, ИП предписания, которое было выдано для устранения нарушений
  2. в случае поступления в орган госконтроля (надзора) заявления от юрлица или ИП о получении спецразрешения (лицензии) на осуществление отдельных направлений деятельности или разрешения (согласования) на то, чтобы осуществлять иные юридически значимые действия, если проведение проверки предусмотрено соответствующими правилами
  3. если проводились мероприятия по контролю и выявились параметры деятельности юрлица, ИП, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положением о виде федерального госконтроля (надзора)
  4. в случае издания приказа (распоряжения) руководителем органа госконтроля (надзора) в определенных случаях, например, на основании требования прокурора, часто по результатом прокурорской проверки предприятия
  5. если имеется мотивированное представление должностного лица по результатам анализа контрольных мероприятий, рассмотрения или предварительной проверки обращений, заявлений, информации, которые поступили в органы контроля, о таких фактах, как:
  • возникновения угрозы того, что будет причинен вред жизни или здоровью людей, вред животному миру, отдельным растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия, музейным предметам, ценным документам, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера
  • если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и др. объектам, указанным в п. «б», а также возникла ЧС
  • в случае нарушения прав потребителей (при этом заявитель должен сначала обратиться за защитой своих прав к юрлицу, ИП и только если обращение не будет рассмотрено, то будет проводиться проверка)
  • в случае нарушения требований к маркировке товара

Какие проверки возможны в отношении бизнеса?

Для различных сфер предпринимательской деятельности круг проверяющих органов различен. Например, к организациям, деятельность которых не связана с животными, ветеринарный надзор не будет проявлять интереса.

В отношении предпринимательства проводятся проверки следующих органов:

  • проверки со стороны МЧС
  • ФНС — налоговые проверки
  • Роспотребнадзор
  • СЭС
  • Прокуратура — прокурорская проверка
  • Инспекция по труду — проверка со стороны трудинспекции
  • Лицензирующих (проверка Ростехнадзор, ФСТЭК и др.)
  • Миграционная служба
  • Иные контролирующие органы

Указанный выше список не является исчерпывающим. Все зависит от деятельности фирмы. Надзорные ведомства проведение ревизии и ее периодичность согласовывают с прокуратурой. Исключением является налоговая служба, осуществляющая контроль в соответствии с НК РФ и без предварительного согласования.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. субъекты среднего и малого предпринимательства проверяться не будут. Законодателем установлены в их отношении «надзорные каникулы». Но есть и исключения, предусмотренные № 294-ФЗ.

Оформление результатов проверок

По результатам каждой завершенной проверки уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводившее проверку, оформляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Типовая форма утверждена Приказом N 141). В таком акте отражаются сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников, трудового законодательства. К указанному акту прилагается предписание с требованием об устранении выявленных в ходе указанной проверки нарушений, а также протокол об административном правонарушении, если возбуждение административного дела производилось в рамках сроков проверки, установленных Законом N 294-ФЗ.

В случае когда проверяемое лицо устранило выявленное нарушение в ходе проверки, об этом в акте делается соответствующая запись.

В акте указываются, в частности, следующие данные:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование территориального органа Роструда, проводившего проверку;
  • дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, на основании которого проведена проверка;
  • Ф.И.О. и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении/отказе в ознакомлении с актом проверки полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки, сведения о наличии их подписей/об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у работодателя указанного журнала;
  • подпись уполномоченного работника территориального органа Роструда (уполномоченных работников), проводившего проверку.

Акт проверки оформляется уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один из них с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ . Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2021 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Читайте также:  Как переоформить машину если хозяин мертв?

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Виды внеплановой проверки

Внеплановые проверки инспектора ГИТ бывают разные. И зависят от того, по какой причине и с какой целью их проводят (таблица).

Внеплановые проверки

Виды проверок Процедура
Документарные Инспектор запрашивает необходимые документы. Проверяющий не имеет права требовать у работодателя документы, которые он может получить сам от иных органов государственного или муниципального контроля
Выездные Назначается, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации. Инспекторы проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров
Комплексные Инспектор проверяет, как работодатель соблюдает законодательные требования в целом: вопросы охраны труда, правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты
Целевые Целевые проверки проходят по жалобам сотрудников. Это наиболее частые проверки
Тематические Если работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству, инспекция проводит тематическую проверку. Ее тему напрямую связывают с заявлением сотрудника и адаптируют под разделы Трудового кодекса

Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?

По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.
Какие решения инспектора по труду можно обжаловать

Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.

Структура Ростехнадзора

Данная служба осуществляет свою работу на уровне федерального значения и представляет собой не что иное, как орган исполнительной власти. Структура службы включает в себя несколько отделов, которые занимаются вопросами:

  • финансов;
  • организационно-контрольной деятельности;
  • службы и кадров;
  • лицензионно-разрешительной деятельности;
  • правового характера;
  • защиты государственной тайны;
  • сотрудничества между государствами;
  • безопасной эксплуатации ядерных установок;
  • энергосбережения;
  • безопасности в нефтегазовой, горнодобывающей и угольной промышленности;
  • надзора в строительстве и вообще в промышленности.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Итак, внеплановая проверка может быть:

  • Документарной: требуется предоставление в адрес РПН официальных документов, подтверждающих соблюдение предприятием действующего законодательства и необоснованность зарегистрированных претензий.
  • Выездной: сотрудники РПН сами все выявляют на месте.

ВАЖНО: срок проведения внеплановой проверки любого типа не может превышать 20 календарных дней.

В штатном режиме все начинается именно с документарной проверки. Во время ее инициации инспектор имеет право запрашивать строго определенный перечень документов. Закон запрещает требовать от ответственных лиц предприятия официальные бумаги, не относящиеся к сути дела.

ПРИМЕР: в случае осуществления проверки соответствия технологии производственного контроля заданным стандартам и требованиям сотрудник РПН не может потребовать заключения о прохождении планового медосмотра персоналом фирмы. В соответствии с приказом РПН №302Н на подобный запрос обязано отвечать исключительно медицинское учреждение, а не предприятие-работодатель.

Предоставлять документы в РПН можно как в виде простых (нотариально не заверенных копий), так и в виде скан-копий посредством электронной почты.

Выездная же проверка осуществляется в случае, если:

  • после проведения документарной проверки в ведомство продолжат поступать заявления о нарушениях;
  • после формального устранения нарушений, выявленных в период проведения документарной проверки (в 10-дневный срок после направления официального уведомления об этом со стороны РПН), у сотрудников ведомства останутся обоснованные сомнения в том, что все ошибки или противоречия действительно устранены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]