Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.
Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий
Получение статуса. Кто имеет право?
Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:
— Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»;
— Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Кто может оформить нуждаемость
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
- военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
- иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.
Комментарий к ст. 51 ЖК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях являются объективные показатели, связанные с неудовлетворительным состоянием жилого помещения, отсутствием какого-либо жилого помещения вообще, состоянием здоровья проживающих, обеспечением жильем на одного члена семьи менее учетной нормы.
2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что при принятии решения о принятии граждан на учет учитывается вся имеющаяся у них площадь (у них самих и членов их семей) независимо от того, идет ли речь о жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарная общая площадь всех указанных видов жилых помещений.
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру
Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.
В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.
Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.
Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…
Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».
семья была в списках, а потом ее исключили
А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.
А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.
Кто может получить субсидию вне очереди
Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:
- Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
- Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.
Какие документы нужны для участия в программе?
Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):
-
подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);
-
паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;
-
свидетельства о браке и копии(только для полных семей);
-
документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;
-
выписка из ЕГРН или справка из БТИ, где указаны сведения обо всей зарегистрированной на вас недвижимости с 1995 года);
-
финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах и удержанных суммах налога (бывшая 2-НДФЛ), чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;
-
сведения о регистрации каждого члена семьи;
-
реквизиты банковского счета.
Кроме того, вам могут понадобиться:
-
сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);
-
справка о составе семьи из управляющей компании;
-
выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
-
документы на жилье, которое планируется приобрести.
Указ №240 о государственной поддержке граждан. Как он работает?
7 июля 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №240, который предусматривает новую форму государственной поддержки граждан в виде адресных субсидий на жилье. Основные нюансы:
1. Жилищная субсидия выдается на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений и/или на погашение основного долга по этим кредитам.
2. Получить субсидию могут только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Те, кто имеет право на получение субсидии, могут либо воспользоваться данной субсидией, либо получить льготный кредит, в соответствии с Указом №13. При этом воспользоваться государственной поддержкой можно только один раз. Исключение составляют многодетные семьи, в том случае, если, в связи с рождением очередного ребенка, они нуждаются в улучшении жилищных условий.
4. Максимальный размер кредита, который можно погасить субсидией, рассчитывается по формуле:
нормируемый размер жилого помещения * кол-во членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные — 100 %)
На данный момент нормативы общей площади жилого помещения установлены на следующем уровне (на 1-го человека):
· 15 кв.м – в Минске;
· 20 кв.м – в других городах, а также для многодетных семей;
· 30 кв.м – при строительстве для одного человека 1-комнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома;
· 30 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
· 44 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.
Кроме того, на дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья – +15 кв.м.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
Учет граждан, которые нуждаются в жилых помещениях, осуществляется, как правило, по месту жительства органами местного самоуправления. В случае и порядке, устанавливаемых законодательством, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства (ст. 52 ЖК РФ). Это относится к иным категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений по договору социального найма (например, военнослужащие). ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не предусматривает возможности учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства (ст. 30 ЖК РСФСР). Таким образом, жилищное законодательство допускает возможность учета граждан одновременно как по месту жительства, так и по иному месту, только если законодательством предусмотрена возможность учета граждан не по месту жительства.
С 1 марта 2005 г. не будет применяться ранее предусмотренное ст. 30 ЖК РСФСР правило, которым было установлено, что наравне с рабочими и служащими принимаются на учет также граждане, оставившие работу на предприятиях, в учреждениях и организациях в связи с уходом на пенсию. Для применения этого правила не имел значения вид пенсии (по старости, инвалидности и др.). Важно лишь, что гражданин оставил работу именно в связи с уходом на пенсию. Таким образом, в ЖК РФ последовательно проведена линия возложения непосредственно на органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильем из фонда социального использования.
Финансирование из федерального бюджета отводится на обеспечение квадратными метрами следующих категорий граждан:
- Малоимущих лиц.
- Детей-сирот после выпуска из детдомов, окончания учебных учреждений.
- Принимающих участие в ВОВ, а также членов их семей.
- Лиц, которые лишились крыши под головой вследствие стихийных бедствий.
- Жильцов тех зданий, которые по решению комиссии были признаны находящимися в ветхом состоянии.
Эти категории лиц обладают возможностью получения первоочередного права на жилплощадь. Финансы на обеспечение нуждающихся выделяются не только из федеральной казны, но и из бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с местными нормативными документами, финансы дополнительно выделяются на следующих категорий граждан:
- Членов семейств, в которых имеются дети-инвалиды, а также на совершеннолетних инвалидов.
- Инвалидов и ветеранов боевых действий.
- Лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
- Родителей 3-х детей, матерей, занимающихся воспитанием малышей в одиночку.
За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.
В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.
Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.
Очередники, нуждающиеся в содействии, могут рассчитывать на приобретение квартиры по льготным ценам, утвержденным правительством Москвы. Когда у города появится возможность, им будут предоставлены варианты решения жилищного вопроса по одной из возмездных программ – социальная ипотека, купля-продажа с рассрочкой платежа, субсидии и другим, требующим вложения личных средств.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 14 августа 2007 года № 703-ПП были введены коэффициенты льгот. Очередники 1999 года платят за жилье по себестоимости, а те, кто встал в 2000-м и позже – уже с повышающим коэффициентом. Для очередника, включенного в план обеспечения жильем, то есть простоявшего порядка 20 лет, коэффициент льгот составляет 0,3, ему один квадратный метр обойдется втрое дешевле – 6–10 тысяч рублей.
Для тех, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и получил статус нуждающегося в содействии города, установлен повышающий коэффициент, а значит, цена квадратного метра будет выше себестоимости.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2023 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2023 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Законодательные основы поддержки
Если условия проживания не соответствуют нормам, гражданин вправе рассчитывать на государственную поддержку в виде пособия или нового жилья. Для этого необходимо оформить статус нуждающегося, встать в очередь на получение помощи.
Право на присвоение статуса определено ГК РФ:
- согласно ст. 49 на учет обязательно ставятся малоимущие семьи и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ряд категорий вправе получить временное жилье);
- в ст. 51 приводится список граждан, которые могут считаться нуждающимися в получении помощи для решения жилищного вопроса.
Согласно ЖК РФ при обеспечении граждан жильем (заключении договора социального найма) используются «нормы предоставления» и «учетные нормы». Обе величины устанавливаются местными администрациями, поэтому различаются в зависимости от региона.
Как отслеживать продвижение в очереди?
Заявитель должен регулярно проверять процесс перемещения в очереди. Без движения в ускоренном темпе ожидание может затянуться на несколько лет. Ведение учета очередников осуществляет Департамент жилищной политики. Для проверки своего места можно использовать несколько способов:
- направление заявления в отдел, осуществляющий предоставление жилья (потребуются два экземпляра обращения для органов и для гражданина с отметкой о принятии запроса);
- отправка заявления заказным письмом на адрес Жилищного отдела (письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней);
- самостоятельное посещение отдела в местной администрации;
- проверка очереди с помощью онлайн-сервиса.
Гарантия предоставления квартиры
ФЗ № 76 от 27.05.1998 в ст. 23 запрещает увольнять военнослужащих, прослуживших 10 лет и более, нуждающихся в жилых помещениях, без решения их жилищного вопроса. Уволить без предоставления жилья или субсидии могут только в трех случаях:
- Военный согласен уволиться.
- Военный отказался от предложенного ему жилого помещения или субсидии.
- Военный в течение 30 дней не предоставил нужные документы для оформления жилья. 30 дней отсчитываются от вручения гражданину уведомления о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Все это касается только случаев, когда военных увольняют из-за достижения предельного возраста, ухудшения здоровья или ОШМ, то есть по уважительным причинам. Если причина увольнения — нарушение служащим условий контракта, гарантия получить жилье до увольнения не действует.