7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году, указом президента назначенном годом учителя и наставника, как никогда велика роль старших коллег, сопровождающих молодых специалистов. Их действия, цель которых — создать молодому педагогу оптимальные условия для профессионального развития и пробуждения творческого подхода, можно описать в форме дорожной карты.

Имеет ли право учитель кричать на учеников согласно законодательству?

На данный момент нет конкретных требований к профессиональному поведению преподавателей.

Но многие родители сталкиваются с тем, что учитель постоянно повышает голос, подшучивает, высмеивает внешность или поведение ученика и ведёт себя непедагогично.

Бороться с этим трудно, так как педагоги в большинстве прецедентов защищают именно преподавателя, а не детей. Но преподаватели не имеют права кричать, высмеивать или иначе оскорблять ученика согласно законодательству.

В статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Все формы оскорбления, включая крик и ругательства, а также другие наказания со стороны педагога незаконны и преподаватели об этом прекрасно осведомлены.

Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», учитель не имеет права нарушать этические нормы, а также обязан уважать честь и достоинство учеников вне зависимости от личного отношения. Учитель не должен:

  • унижать;
  • бить;
  • проявлять вербальную агрессию;
  • наказывать ребёнка (наказание допустимо только в случае дисциплинарного нарушения и судьба несовершеннолетнего решается на совете с его представителями и представителями учебного заведения);
  • иным способом нарушать принципы профессиональной этики учителя.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Возможности для повышения престижности профессии педагога и наставника

Итак, выпускник педвуза пришёл работать в школу. Какое будущее его ожидает? Есть ли у него возможность дорасти до уровня настоящего профессионала?

Читайте также:  Декретные выплаты на второго ребенка

Новая система оценивания для учителей

Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные образовательные учреждения. Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Дети приходят в школу, чтобы получать знания, но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс — начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

  • мирными разговорами;
  • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

Читайте также:  Официальный сайт органов власти МО "Селенгинский район"

В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

  • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
  • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
  • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

Изменится порядок обязательной аттестации

По новой системе аттестации этапы карьерного роста педагога выглядят так:

  • Молодой специалист (выпускник педвуза);
  • Учитель, соответствующий должности (с опытом работы 3 года и более, успешно сдавший аттестацию);
  • Учитель-методист (опыт работы более 5 лет, наличие диплома методиста, полученного не ранее, чем за три года до прохождения аттестации, а также первая или высшая квалификационная категория);
  • Учитель-наставник (стаж более 7 лет, высшая квалификационная категория, диплом о соответствующем дополнительном образовании).

Чтобы пройти аттестацию, педагогу необходимо набрать 70 баллов из 100 возможных. Молодому специалисту достаточно 60 баллов.

Эта оценка складывается из практической части и общих достижений.

Практическая часть подразумевает:

  • прохождение письменного тестирования (ЕГЭ по преподаваемой дисциплине);
  • видеозапись урока;
  • решение педагогического кейса.

В этой части знания и навыки учителей будут проверять по ЕФОМ (единым федеральным оценочным материалам), а максимальное количество баллов, которое можно набрать, равняется 60.

Еще 40 баллов может принести учителю:

  1. Представление работодателя (40 баллов);
  2. Положительная динамика результатов учеников за 5 лет (до 20 баллов);
  3. Индивидуальные достижения учителя (публикации в СМИ, победы в конкурсах, отзывы выпускников, которые нужно собирать с помощью опросных листов на сайте школы, и т. п. — до 15 баллов);
  4. Оценка экспертов, прошедших специальную подготовку (до 5 баллов).

Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

  • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
  • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.

Читайте также:  Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Детские сады ждёт перезагрузка

По планам Минпросвещения образовательные программы должны быть унифицированы на всех уровнях, в том числе на дошкольном, чтобы с пелёнок воспитывать гражданина правильно. Рабочая группа ведомства разработала новую программу для дошкольников менее чем за месяц, 3 ноября она была представлена для публичного обсуждения. В педагогическом сообществе проект тоже вызвал немало претензий.

– С 2013 года для детских садов действовала 21 программа дошкольного образования, – поясняет педагог дошкольного образования Анна Кудрявцева. – Дошкольное учреждение могло выбрать одну или несколько готовых программ для разных групп в зависимости от потребностей детей или написать на основе модели свои. Теперь все наработки видных специалистов по дошкольному образованию могут кануть в Лету. В качестве предлагаемой единой для всех программы мы получили сырой документ с многочисленными орфографическими и стилистическими ошибками. Такие вещи разрабатываются годами, а не за месяц, к тому же к компетентности самих разработчиков возникают вопросы. Главное – новая программа отменяет индивидуальный подход к ребёнку.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Какие мессенджеры запретили использовать учителям РФ в октябре 2022 года

Отечественное Минпросвещения запретило учителям использовать WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ) и другие иностранные мессенджеры в образовательном процессе или на рабочих местах. Взамен рекомендовано перейти на использование «VK Мессенджера».

Некоторые школы убеждают переносить из WhatsApp и родительские чаты, но в Минпросвещения утверждают, что не давали подобных поручений. Эксперты считают, что это частные инициативы, связанные с включением владеющей мессенджером компании Meta в перечень экстремистских организаций.

В министерстве просвещения и науки Хабаровского края и в администрации Курской области рассказали СМИ, что Минпросвещения потребовало от регионов ограничить использование иностранных мессенджеров в рамках образовательного процесса в школах. В регионах уточнили, что министерство направило письмо 26 августа, в нем говорилось, что регионы должны «обеспечить апробацию» использования «VK Мессенджера» и учебной платформы «Сферум» (разработана совместным предприятием VK и «Ростелекома»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]