Правила приема грузов к перевозке по ЖД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила приема грузов к перевозке по ЖД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для составления накладной предусмотрены унифицированные формы, их использование обязательно для всех клиентов, которые пользуются услугами железной дороги для перевозки грузов. То есть отправитель не может составить накладную по своему образцу.
Существенные условия договора перевозки
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:
- характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
- сопроводительные документы на груз;
- маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
- размер провозной платы и порядок расчетов;
- требования к транспорту перевозчика;
- срок и порядок предоставления транспорта;
- срок и порядок предъявления груза к перевозке;
- порядок погрузки/выгрузки груза;
- условия хранения груза в терминале перевозчика;
- срок доставки груза;
- порядок признания груза утраченным.
Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Авиагрузовая накладная
— договор воздушной перевозки груза; заполняется отправителем и вручается перевозчику одновременно с передачей груза к перевозке. А.н. составляется обычно в трех экземплярах и шести копиях. Первый экземпляр оригинала подписывается отправителем и остается у перевозчика, второй -отправителем и перевозчиком и следует с грузом к получателю, третий — перевозчиком и тоже следует с грузом к получателю. Копии накладной остаются у перевозчика, отправителя, получателя, в аэропортах отправления и назначения, на таможне. Кроме обычных функций: договора перевозки, товарораспорядительного документа, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке, авианакладная в международном сообщении выполняет еще одну важную функцию — является таможенной декларацией.
Внутренний таможенный транзит — это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Таможенного Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Таможенного Союза, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Скорость осуществления транспортировки
Доставка груза может осуществляться как при помощи грузовой скорости, так и при помощи большой скорости. Влияние такого деления отражается на время перевозки и размер оплаты услуги. Соответственно, дороже, но быстрее по времени окажется доставка большой скоростью. Должен учитываться тот факт, что в некоторых случаях перевозка может осуществляться только при помощи большой скорости. Это обязательно должна отражать транспортная железнодорожная накладная, составленная при участии грузоотправителя.
Перевозка груза обязана быть осуществлена по кратчайшему пути следования. Ведь в ст. 15 УЖТ утверждается, что плата за перевозку взимается за самое кратчайшее расстояние, на протяжении которого осуществляется перевозка груза, несмотря на то что расстояние может быть увеличено по вине владельца инфраструктуры и перевозчика. Услуги по хранения, состоящие в предмете соглашения, не имеют каких-то особенностей, исключением такового является размер платы при условии платного хранения.
Порядок заполнения накладных ведомостей утверждены МПС РФ.
Для заполнения накладной ведомости экспедитор обязан использовать алфавитный перечень железнодорожных маршрутов и станций (Книга 2), руководство по тарифам №4, единую тарифно-статистическую ведомость грузов в ч.1 разделе В, руководство по тарифам №1, прайс-лист №10-01 ч.2 тарифного руководства для расчета провозной платы. Кроме того, он должен знать коды статистики по обслуживаемым отправителям груза и его получателям, иметь поблизости справочники и вспомогательную литературу по грузоподъемности ж/д составов, данных по негабаритным грузам, соответствующие сокращения по видам упаковочного материала.
Внесение коррективов в накладную ведомость железной дороги необходимо заверять подписью лично и штемпелем соответствующей станции. Правила заполнения документации регулируется порядком транспортировки грузов, которые необходимо строго соблюдать.
Подсобно-вспомогательные услуги
Для осуществления перевозки продукции в вагонах необходимо ее погрузить, а затем выгрузить, что обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями. В случае перевозки продукции в контейнерах погрузка и выгрузка ее обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей с оплатой этой продукции по соглашению сторон. Однако при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений перевозчики и иные лица могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение этих работ (ст. 21 УЖТ).
Отметим, что расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие у перевозчика в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей (ст. 22 УЖТ).
Оригинал транспортной железнодорожной накладной: унифицированная форма
Для составления накладной предусмотрены унифицированные формы, их использование обязательно для всех клиентов, которые пользуются услугами железной дороги для перевозки грузов. То есть отправитель не может составить накладную по своему образцу.
Накладная состоит из четырех частей:
- оригинальный экземпляр накладной, который вручается грузополучателю;
- дорожная ведомость, документ, который составляется не менее чем в 2 экземплярах и сопровождает груз на всех станциях;
- корешок дорожной ведомости, документ, который после доставки груза остается у компании-перевозчика;
- квитанция о приеме груза, то есть документ, который подтверждает, что перевозчик принял груз. Она остается у отправителя.
Форма накладной, которую оформляют при отправке, зависит от вида груза и способа его отправки (отдельный пакет, целый вагон и т.д.).
Основные формы это ГУ-27 и ГУ-29-О.
Оригинал транспортной железнодорожной накладной ГУ-27 и ГУ-29-О утвержден Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые утверждены Приказом МПС РФ № 39 от 18.06.2003 года.
Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 февраля 2015 года N 32
Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2011, N 30 (ч.1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566, N 23, ст.2930, N 49 (ч.6), ст.6929; 2015, N 1 (ч.1), ст.56, N 14, ст.2021)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 32 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 года, регистрационный N 4815);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 июня 2007 года N 76 «О внесении изменения в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 32» (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 года, регистрационный N 9779);
пункт 4 изменений, вносимых в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации, внесенных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 октября 2011 года N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 года, регистрационный N 22019), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 456 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 года, регистрационный N 26947), от 10 апреля 2013 года N 119 (зарегистрирован Минюстом России 16 мая 2013 года, регистрационный N 28417), от 28 ноября 2013 года N 366 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2013 года, регистрационный N 30845), от 16 октября 2014 года N 289 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2014 года, регистрационный N 34602).
Министр
М.Ю.Соколов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 июня 2015 года,
регистрационный N 37721
Авиагрузовая накладная
— договор воздушной перевозки груза; заполняется отправителем и вручается перевозчику одновременно с передачей груза к перевозке. А.н. составляется обычно в трех экземплярах и шести копиях. Первый экземпляр оригинала подписывается отправителем и остается у перевозчика, второй -отправителем и перевозчиком и следует с грузом к получателю, третий — перевозчиком и тоже следует с грузом к получателю. Копии накладной остаются у перевозчика, отправителя, получателя, в аэропортах отправления и назначения, на таможне. Кроме обычных функций: договора перевозки, товарораспорядительного документа, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке, авианакладная в международном сообщении выполняет еще одну важную функцию — является таможенной декларацией.
Внутренний таможенный транзит — это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Таможенного Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Таможенного Союза, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Правовая сущность договора перевозки груза
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.
Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.
При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.
Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:
-
является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
-
является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);
-
является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
-
заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Р асходы РЅР° продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Правовые основы договора перевозки груза
Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.
Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:
-
железнодорожному транспорту;
-
морскому транспорту;
-
воздушному транспорту;
-
автомобильному транспорту;
-
внутреннему водному транспорту.
Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).
В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:
-
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);
-
Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);
-
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);
-
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);
-
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Нормативное регулирование
Регулирование железнодорожных перевозок происходит Бернской международной конвенцией, а также единой конвенцией железнодорожных перевозок (КОТИФ) от 1980 года, в основе которой лежат пункты Бернской конвенции.
Россия не принимает участие в КОТИФ и по-прежнему по примеру СССР использует в международных перевозках за основу соглашение СМГС, в котором также участвуют страны СНГ, Балтии, Польша, Болгария, Монголия, Китай, Вьетнам, Турция, Иран, Северная Корея.
Важно: если появляется необходимость перевозки в страны, действующие КОТИФ документация переоформляется на пограничной станции. Такое же правило действует и при обратном перемещении.
Если документ внутреннего значения он регулируется:
- ФЗ № 2 от 1998 года;
- Приказом МПС РФ/РЖД № 39 от 2003 года;
- Уставом железнодорожного транспорта РФ № 18 от 2003 года.