Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Поступил вопрос о новых требованиях к специалисту по БДД с 2021 года.

Привожу вопрос как есть.

…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд. У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться. В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.

Используемые мной нормативные акты:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Программа повышения квалификации «Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения»

Во время обучения на курсах слушатели изучат ряд разделов, в том числе:

  • Правовая подготовка: транспортное и трудовое законодательство РФ, актуальные изменения.
  • Классификация подвижного состава, его технические характеристики.
  • Требования по поддержанию надлежащего технического состояния подвижного состава.
  • Материально-техническое обеспечение эксплуатации автотранспортных средств.
  • Технология транспортных процессов: эксплуатация автотранспортных средств, управление и финансы, обеспечение безопасности дорожного движения и жизнедеятельности.
  • Система управления безопасностью дорожного движения.
  • Сбор, обработка и анализ информации о ДТП.
  • Влияние дорожного и человеческого фактора.
  • Организация работы по безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии.
  • Контроль технического состояния автотранспортных средств.
  • Контроль здоровья водителей.
  • Страхование на транспорте.
  • Ответственность должностных лиц за обеспечение безопасности дорожного движения.

Требования к ответственному за БДД

Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.

С профильным образованием Без профильного образования
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ).

Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет.

Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация).

Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ.

Обязанности специалиста по БДД

  • Ключевая обязанность ответственного за безопасность дорожного движения заключается в том, что он персонально обязан вести техническую документацию по использованию автомобилей.

У ТС должны быть диагностические карты техобслуживания, путевые листы с нумерацией, учет которых ведется в журнале. Хранение путевых листов должно быть организовано в соответствии с номенклатурой дел компании.

Важно, чтобы расходы по ГСМ соответствовали летним и зимним нормам выдачи. Если нужно заменить автошины, трансмиссионную жидкость, моторное масло, должна быть сделана соответствующая отметка в журнале по техобслуживанию авто. Кроме того, ответственный за БДД должен составить схему размещения автотранспорта в гараже, а также технологическую карту передвижения ТС по территории компании.

  • Следующая важная обязанность ответственного за БДД – контролировать допуск водителей к рейсу.

Многие специалисты допускают ошибку, думая, что если у сотрудника есть водительская справка, которую он всегда носит с собой, значит, его можно допустить к рейсу. В реальности все обстоит иначе. Водительская справка необходима для выдачи гражданину водительского удостоверения. Предварительный медосмотр проводится для того, чтобы выполнить оценку рисков получения профессиональных заболеваний в производственных условиях в организации.

Ответственный за БДД должен следить за тем, чтобы данные требования соблюдались. Служба охраны труда может оказать методическую помощь и осуществить надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Задача ответственного за обеспечение БДД – строго исполнять требования этой службы.

Читайте также:  Ждет ли повышение зарплаты Муниципальных служащих в 2023 году

Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения

В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:

  • есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
  • машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
  • у транспортного средства нет государственной регистрации;
  • машина не прошла ТО.

Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:

  • находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
  • не имеют страхового полиса ОСАГО;
  • не имеют права управления определенной категорией транспорта.

Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения

В каких организациях должен быть ответственный за БДД

Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.

Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.

Кого назначить ответственным за БДД

У сотрудника должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Кроме того, ответственный должен пройти аттестацию по безопасности дорожного движения (смотрите памятку).

Если у работника нет профильного образования, он может пройти профессиональную переподготовку по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в объеме не менее 250 часов на базе любого другого высшего образования. После повышения квалификации работник проходит аттестацию по безопасности дорожного движения.

Работника без высшего образования назначить ответственным за БДД нельзя, даже если у него большой трудовой стаж и среднее профессиональное образование. Если работодатель не соблюдает требования к квалификации ответственного за БДД, его могут привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Законодательство не предъявляет требования к стажу работы ответственного за безопасность дорожного движения, но назначать на должность малоопытного сотрудника нецелесообразно (п. 16.4 профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287). Для выполнения функций ответственного нужны технические знания, авторитет среди персонала, практика работы контролером транспортных средств, производственный опыт, а также знания логистики и экономики перевозок.

Если в организации не выделяют отдельную штатную единицу, ответственным за безопасность дорожного движения обычно назначают начальника транспортного участка или главного механика.

Руководителя организации и специалиста по охране труда не назначают ответственными за безопасность дорожного движения, так как должностное лицо не может одновременно выполнять контролирующие и исполнительские функции. Специалист по охране труда проверяет соблюдение охраны труда на транспортном участке и оказывает методическую помощь. Ответственный за БДД обязан исполнять предписания специалиста по охране труда.

Какие обязанности выполняет ответственный

Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Служба безопасности дорожного движения

В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.

Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.

1. Общие положения.

1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Обучение на специалиста по БДД

Если вы желаете работать в этой сфере, то начать стоит с получения высшего технического образования. Специалисты этой категории подают документы в вузы с направлением подготовки «Техника и технологии наземного транспорта». Выпускник проходит аттестацию, получая разрешение на работу в рассматриваемой сфере.

Аттестацию необходимо проходить после каждых 5 лет работы, срок обучения зависит от выбранной программы и базового высшего образования. Заметим, что аттестация может быть проведена раньше в том случае, если на предприятии, где работает инженер по БДД, нарушаются правила безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Если образование непрофильное, то в обязательном порядке необходимо проходить курсы переподготовки. На этом этапе специалист либо сам подает документы на обучение, либо же его направляет компания, в которой он работает.

Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД

Если образование претендента на должность ответственного за БДД, не соответствует требованиям, ему придётся пройти профессиональную переподготовку на специальных курсах и получить диплом.

Курсы можно пройти очно и онлайн. Обучение длится 1,5–2 месяца, то есть не менее 250 часов. Разброс цен в разных регионах составляет от 5 000 до 17 000 рублей и более.

Если образование ответственного за БДД соответствует всем требованиям, он должен пройти аттестацию по БДД. Аттестационная комиссия состоит из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс).

Подать заявление на аттестацию можно онлайн на сайте Росавтотранса, выбрав адрес и время прохождения испытания. Здесь же есть перечень тем и вопросов для прохождения аттестации, по которым можно подготовиться. В перечне 360 вопросов с вариантами ответов, которые проверяют знания нормативно-правовых актов и технических норм безопасности движения. Непосредственно на аттестации кандидат получит тест из 20 вопросов. На решение теста отводится полчаса. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить верно минимум на 18 вопросов.

Какие документы должны быть в организации для обеспечения БДД

Чтобы обеспечить соблюдение безопасности дорожного движения, в организации не только должны быть специалисты, отвечающие за неё, но и пакет документов, в соответствии с которыми эти работники будут выполнять свои ежедневные обязанности. Перечень документов по БДД довольно объемный. Он включает:

  • должностные инструкции ответственного за БДД и других работников, связанных с эксплуатацией транспорта;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • инструктажи по мерам безопасности при эксплуатации разных категорий транспорта;
  • инструктажи по особенностям работы в разных дорожных и природных условиях;
  • план мероприятий по БДД и предупреждению ДТП на год;
  • приказы о стажировках водителей;
  • документы, регламентирующие прохождение водителями медосмотров;
  • путевые листы для разных видов транспорта;
  • графики проведения ТО;
  • документы, связанные с обучением и повышением квалификации водителей в области БДД;
  • журналы учета ДТП и нарушений ПДД водителями организации
Читайте также:  Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

и еще около 50 документов с актами, положениями и приложениями.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение требований БДД

В ПДД РФ есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 12 этих положений перечислены действия, которые запрещено совершать должностным лицам и другим работникам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А эта ответственность как раз возложена на специалиста по обеспечению БДД в организации. Согласно документу, им запрещается:

1) Выпускать на линию транспортные средства:

  • имеющие неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена;
  • переоборудованные без соответствующего разрешения;
  • не имеющие госрегистрации;
  • не прошедшие техосмотры.

2) Допускать к управлению транспортом водителей:

  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
  • не имеющих страхового полиса ОСАГО;
  • не имеющих права управления соответствующей категорией транспорта.

3) Направлять на дороги с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

За нарушение этих запретов КоАП РФ предусматривает административную ответственность — штрафы. Они прописаны в статьях 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1.

Нарушения Размеры штрафов
Выпуск на линию транспортного средства, не имеющего госрегистрации и не прошедшего техосмотры (часть 1 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию автомобилей с неисправностями, с которыми их использовать запрещено, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.

Выпуск на линию автомобиля, переоборудованного без соответствующего разрешения (часть 2 статьи 12.31 КоАП РФ).

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 5 000 до 8 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства с поддельными номерами.

Выпуск на линию автомобиля с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета на передней его части (часть 3 статьи 12.31 КоАП РФ).

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Выпуск на линию транспортного средства, оборудованные звуковыми и световыми спецсигналами без соответствующего разрешения (кроме охранной сигнализации), а также с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (часть 4 статьи 12.31 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам организации (часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля его технического состояния (часть 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на граждан — 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований безопасности в особых условиях (часть 4 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на водителя — 2 500 рублей;
  • на должностных лиц — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Перевозка пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом водителями, допущенными к работе без прохождения ими инструктажей (часть 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц — 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — 30 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления транспортным средством (статья 12.32 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 100 000 рублей.
Допуск к управлению транспортным средством водителя без российского национального водительского (статья 12.32.1 КоАП РФ).
  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — 50 000 рублей.

Аттестация по безопасности дорожного движения — это качественная проверка знаний и умений для ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Основанием для такой проверки служит приказ Минтранса России от 11 марта 1994 года № 13/11.

Во время подготовки специалист должен изучить 360 вопросов, которые могут быть включены в билет при тестировании.

Согласно пункту 3 Положения об аттестации, срок действия аттестации по БДД — 5 лет.

Однако в некоторых случаях проводят досрочную аттестацию. Например, если специалист, ответственный за БДД, допустит грубые нарушения требований БДД, или в организации произойдет ДТП с тяжелыми последствиями.

Решение о досрочной аттестации принимает ФБУ «Росавтотранс». Проходит она точно так же, как первичная или периодическая аттестация.

Как проходит аттестация? Обратимся к приказу Минтранса России от 20.03.2017 № 106, где пошагово расписан порядок действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]