Полиция — правовой статус, полномочия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полиция — правовой статус, полномочия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реформирование силовых ведомств — более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Статья 16. Оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов.
1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:
1) При ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
2) При проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
3) При розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
4) При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
5) При проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ;
6) При проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;
7) При необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.
3. При оцеплении (блокировании) территорий может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).
5. При осуществлении действий, указанных в части 2 настоящей статьи, полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.
Статья 21. Применение специальных средств.
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) Для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) Для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) Для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) Для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Права и свободы правоохранительных органов
В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:
- Требовать от граждан и должностных лиц прекратить осуществлять противоправную деятельность.
- Просить и изучать документы, удостоверяющие личность гражданина при наличии подозрений о том, что он может быть замешан в преступлении или находиться в розыске. Также проверять паспорт можно после задержания лица за совершение административного правонарушения.
- Требовать гражданина или организацию предъявить лицензию, разрешающую осуществлять определенную деятельность, контроль за которой возложен на полицию в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Связываться с гражданскими лицами с просьбой или требованием посетить отделение полиции для дачи показаний о преступлениях, административных правонарушениях, инцидентах, чрезвычайных ситуациях и т.д. Если гражданин отказывается прибыть в отдел без уважительной причины, полицейские имеют право заставить его насильно выполнить данное действие, руководствуясь российскими законами.
- Запрашивать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую для следствия информацию в государственных и муниципальных органах. Запрашиваемые данные обязаны быть предоставлены в рамках расследования уголовного дела или административного правонарушения за исключением случаев, когда это противоречит федеральному законодательству. Иногда определенная информация может быть засекречена, и для ее получения необходимо выполнить определенный порядок действий. Например, невозможно получить полные сведения по гражданину из медицинского учреждения по стандартному запросу.
- Посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами после предъявления удостоверения в рамках расследования преступления, административного правонарушения или обращения определенного лица с заявлением в полицию.
- Находиться в определенных населенных пунктах или общественных местах с целью патрулирования, устанавливать посты и контрольно-пропускные пункты для обеспечения охраны правопорядка в случае возникновения опасных ситуаций.
- Требовать от гражданских лиц покинуть определенный объект или территорию, если она является местом преступления, административного правонарушения или представляет в конкретный момент потенциальную опасность для них. Обычно подобные действия предпринимаются в рамках расследования, когда посторонние могут мешать в проведении следственных процедур, сборе улик, протоколировании и т.д.
- Просить группу граждан покинуть определенное место, если их месторасположение создает определенные трудности пешеходам и транспорту, риски или угрозу для жизни других жителей, а также мешает работе определенных учреждений и организаций. Сотрудники полиции имеют право потребовать от гражданских лиц разойтись или переместиться.
- Протоколировать совершение любых неправомерных действий, собирать доказательство, осуществлять производство, а также другие меры, предусмотренные законодательством.
- Вести оперативно-розыскные работы. В этот пункт включается как объявление в розыск подозреваемых лиц, так и поиск украденного имущества, принадлежащего другим людям. В рамках проведения подобных мероприятий полицейские имеют право изымать документы, предметы и материалы, если это разрешает закон.
- Наблюдать за лицами, которые больше не содержаться в местах лишений свободы, но отбывали в них наказание на протяжении определенного периода времени. Данные процедуры могут проводиться в рамках социальной реабилитации человека.
- Доставлять граждан в отделение полиции для решения вопроса о задержании, установлении личности, ареста или оказания помощи. В этом случае лицо может быть принудительно привезено в служебное помещение территориального органа по разным причинам: подозрение в совершении преступления, розыск, неспособность о себе самостоятельно позаботиться.
- Принудительно или по желанию привозить граждан в медицинские учреждения, если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не могут самостоятельно ориентироваться на местности, не способны передвигаться без сторонней помощи. Подобные меры также применяются, если есть вероятность, что задержанное лицо нанесет вред собственному здоровью или окружающим людям и имуществу.
- Проводить досмотр транспортных средств, граждан, а также их вещей, если рассматривается вероятность, что у них могут быть при себе запрещенные предметы или вещества. Сюда включены наркотические, радиоактивные, ядовитые и психотропные вещества, вооружение (если на него отсутствует разрешение), и чужое имущество.
- Проводить досмотр граждан при организации массовых общественных мероприятий с целью обеспечения безопасности. Ограничивать перемещение людей по защищенной территории, если они отказываются показать документы или вещи, которые при них имеются.
- Регистрировать, фотографировать, записывать аудио, дактилоскопировать жителей, подозреваемых или совершивших преступление, административное правонарушение или другое противоправное действие, а также неустановленных лиц с целью определения личности перед заключением под стражу.
- Останавливать транспортные средства и проводить их осмотр, проверять документы водителя и перевозимое имущество. Сотрудники полиции имеют право задержать машину и находящих в ней людей, если при досмотре были обнаружены запрещенные предметы или же зафиксированы определенные нарушения. Обеспечивать необходимые условия для безопасного дорожного движения.
- Проверять места, на территории которых осуществляется производство, хранение и торговля оружием. Сюда же включены учреждения, занимающиеся размещением патронов и боеприпасов, а также утилизацией различных взрывчатых предметов.
- Принимать меры, направленные охрану и защиту потерпевших и пострадавших в результате преступлений, а также свидетелей и служебных лиц, которые имеют отношение к судопроизводству и следствию по определенным делам.
- Получать, изучать, хранить и уничтожать любые данные и информацию, связанную со следствием по различным делам.
- Сотрудничать с гражданами внештатным образом с их согласия. В данном случае учитывается, что гражданские лица могут безвозмездно или за вознаграждение оказывать помощь в раскрытии преступлений.
- Беспрепятственно пользоваться средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не требующей отлагательств. Предполагается, что подобные меры могут применяться только в служебных целях.
- Беспрепятственно пользоваться любыми транспортными средствами в случае чрезвычайной ситуации за исключением тех, которые принадлежат дипломатическим лицам, а также другим представителям иностранных или международных организаций. Чужие автомобили могут временно изыматься в рамках пресечения преступной деятельности, для оказания медицинской помощи или буксировки неисправных транспортных средств, мешающих безопасному дорожному движению.
Реформа МВД в 2020 году
Антинаркотические органы когда-то были выделены в отдельное ведомство, а затем снова вошли в состав МВД. Из состава полиции была выделена Росгвардия, в которую перешёл ОМОН и вневедомственная охрана.
Слухи, которые ходят вокруг возможного реформирования полиции в 2020 году, затрагивают ещё более чувствительные для сотрудников темы. Например, не первый год полицейские опасаются повышения выслуги лет для получения ведомственной пенсии.
Будет ли реформа МВД в 2020 году, какую форму она примет и насколько близко затронет интересы простых сотрудников — разберёмся в том, что будет происходить с полицией в новом году.
Права полицейских в США по отношению к гражданам. Справка
Американский полицейский, работающий в одном штате, не может арестовать или преследовать преступника, который скрылся в другом.
В отличие от России, в США нет Уголовного или Административного кодекса. Есть свод законов, который должен знать наизусть каждый полицейский.
(Журнал «Милиция», 23.12.2003, №12, С риском по жизни)
Изначальной правовой основой производства ареста и обыска в уголовном процессе США является IV поправка к Конституции США: «Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов недолжно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту».
(Журнал «Милиция», 25.01.2000, №1, Арест и обыск по-американски)
В Америке действует так называемое Правило Миранды — в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г.
Верховный суд США признал, что показания арестованного или задержанного, не ознакомленного с правом хранить молчание и получать советы адвоката, не могут фигурировать в суде. Определенной формулировки этого напоминания нет: в различных штатах оно произносится по-разному.
Верховный суд лишь требует, чтобы задержанному было четко рассказано о его правах и он подтвердил, что понял их.
Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, например, путем незаконной слежки.
Правило Миранды не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.
В целом, в соответствии с действующими в США законами полиция наделена обширными полномочиями в деле охраны правопорядка. Американский полицейский не обязан показывать свое удостоверение, но должен иметь специальный жетон на видном месте.
Офицерам полиции США не надо искать понятых: показаниям сотрудников правоохранительных органов в этой стране принято доверять, так как за фабрикацию ложных сведений полицейских ждет очень суровое наказание.
Нельзя ругаться, а тем более оскорблять полицейского при исполнении — в Америке за неуважение к представителю сил правопорядка можно угодить в тюрьму.
Применение силы в американской полиции детально регламентировано. Огнестрельное оружие — последний, но самый весомый для многих аргумент не в пользу схватки с представителем закона.
Согласно действующим правилам, сотрудник полиции может применять табельное оружие в любой ситуации, которую он считает опасной для своей жизни и здоровья.
Впрочем, любое применение оружия автоматически влечет за собой медицинское освидетельствование, а также отпуск и расследование о законности его применения.
Права сотрудника полиции
Помимо обладания определенным перечнем обязанностей, возложенным на плечи полицейского, представители правоохранительных структур также наделены и правами различного характера.
- Право на обеспечение условий, нужных сотрудникам органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
- Право на предварительное ознакомление с нормативными документами, регулирующими вопросы относительно наличия у конкретных должностей:
- служебного статуса;
- прав;
- обязанностей.
- Право на отдых, как в течение будних дней (время вне рабочего дня), так и в виде:
- выходных;
- отпусков.
- Право на получение заработной платы и прочих денежных выплат, устанавливаемых:
- буквой закона;
- контрактом служебного типа.
- Право на получение данных, нужных для осуществления основной деятельности, в частности представляющих охраняемую государством тайну.
- Право на свободный доступ в различные органы власти и прочие учреждения, при условии, что оный необходим для выполнения должностных обязанностей.
- Право на ознакомление с составленным на сотрудника личным делом, а также приобщение к нему нужной документации.
- Право на защиту от распространения личных данных о полицейском.
- Право на служебное продвижение согласно установленному порядку и очередности.
- Право на получение профессиональной подготовки к должности и профильного образования.
- Право на разбирательство по спорам служебного характера и законодательную защиту свобод.
- Право на защиту здоровья, а также непосредственно жизни, как самого сотрудника полиции, так и граждан, являющихся членами его семьи.
- Право на будущее получение пенсии и страхование.
Кроме того, полицейский, как и любой другой гражданин, имеет право на пенсионное обеспечение и страхование.
Вправе ли полицейский задержать без причины?
Основания и причины задержания перечислены в 14 статье закона «О полиции». Задерживать разрешено только лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Основания для такого задержания:
- Человека поймали в момент совершения преступления или сразу после этого.
- На него указали свидетели преступления.
- Одежда, жильё или иные вещи этого человека содержат следы преступления.
Кроме этих причин, есть ещё несколько, по которым полицейские также вправе задержать гражданина:
- Он пытался скрыться.
- Его личность не установлена.
- У него нет постоянного места жительства.
- Нахождение в месте, где по данным полицейских скрывается преступник или ориентировка на данного гражданина.
Каковы права и обязанности полиции
Полностью права и обязанности полиции зафиксированы в соответствующем федеральном законе (закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ). Всего закон фиксирует более 40 видов обязанностей, которые можно разделить на несколько категорий:
- Раскрытие совершенных преступлений и правонарушений в пределах своей компетенции. В рамках исполнения этого вида обязанностей полиция принимает от граждан заявления и сообщения о нарушении закона, занимается дознанием, административным производством и т. д.
- Охрана правопорядка и поддержание безопасности. Сюда входит как пресечение совершающихся преступлений и правонарушений, так и обеспечение безопасного проведения митингов, охрана имущества и т. д. Кроме того, совместно с другими органами власти полиция обеспечивает проведение спасательных мероприятий и карантинных мер при эпидемиях и эпизоотиях.
- Оперативная деятельность и розыск. Этим полиция занимается как по делам, дознание по которым ведется ее сотрудниками, так и по поручению других следственных органов.
- Контроль за безопасностью дорожного движения, соблюдением ПДД и технических стандартов на транспортные средства. В основном эти функции возложены на ГИБДД.
- Контроль за оборотом оружия. Сюда входит как выдача лицензий, так и проверка условий хранения и т. п.
- Предотвращение экстремистской и террористической деятельности.
Для осуществления возложенных на нее обязанностей полиция наделена и очень широким кругом прав. Полный их перечень, установленный федеральным законом, включает более 30 пунктов. В частности, полиция вправе:
- требовать от отдельных людей и организаций прекращения действий, нарушающих закон;
- проверять документы у граждан, если есть основания подозревать их в совершении правонарушений или преступлений;
- вызывать для дачи объяснений и показаний любых лиц, если ведется расследование преступлений, административное производство или проверка по заявлениям о нарушении закона;
- запрашивать и бесплатно получать информацию (справки, копии документов и т. д.).
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 6. Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Но и тут, имеются тонкости, подчеркивают юристы. Прежде всего, гражданин должен знать, что он имеет дело именно с сотрудником полиции. Но нужно помнить, что факт наличия формы ни о чем не говорит. Известно немало случаев, когда мошенники или, того хуже, бандиты, рядились в полицейскую форму. Сотрудник органов должен обязательно предъявить удостоверение и представиться. И при этом сотрудник полиции может быть одет в обычную, штатскую одежду, правила ему это в определенных случаях позволяют.
Но как быть, если сотрудник органов и при форме, и удостоверение имеет, но при этом явно нарушает права граждан, например, избивает кого-то, или, выражаясь обыденным языком, попросту «куражится», пугая оружием? Или даже не просто куражится. У всех на памяти эпизод 2009 года, когда майор Евсюков устроил стрельбу в одном из столичных супермаркетов.
Здесь в силу вступает другая статья — 286 УК РФ «О превышении должностных полномочий». Если такое правонарушение имело место, то у сотрудника полиции могут возникнуть серьезные проблемы вплоть до реального срока. В любом случае, если была жалоба на его действия, служебного разбирательства полицейскому вряд ли удастся избежать. Не факт, впрочем, что это расследование завершится наказанием для сотрудника, вполне вероятен и совсем иной исход.
В 2012 году тогдашний министр МВД Р. Г. Нургалиев на вопрос ученика спортшколы о том, можно ли дать сдачу полицейскому, если он напал на тебя, ответил: «Если идет нападение, должна быть необходимая самооборона. Мы все равны, а граждане равны вдвойне».
Тем не менее юристы предостерегают от буквального следования этому совету. Слишком много тонкостей ожидает всех, кто попытается провести грань между ситуациями, когда полицейский выполняет свои служебные обязанности и когда он же просто идет, допустим, по своим делам, пребывая при этом в дурном настроении. И не факт, что эти тонкости позволят истолковать ситуацию в пользу гражданина.
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
Статья 25. Сотрудник полиции
1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:
1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;
2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.
3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.
7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.
Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
1. Сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:
2. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными.
3. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке».
4. Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:
- На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
- Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
- Выходные, отпуска, отдых.
- Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
- Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
- Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
- Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
- Защиту персональных данных.
- Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
- Судебную защиту.
Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.