Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».
Санкции за несвоевременное перечисление авансов по УСН
Заплатить всю сумму налога с годового дохода всё равно придется, даже если авансы, по какой-то причине, не перечислялись вовремя.
Штраф за неуплату авансовых платежей не применяется. Причина в том, что налоговый период на упрощёнке – это календарный год, по итогу которого надо окончательно рассчитаться с бюджетом. Пока вы не сдадите декларацию за год, ИФНС даже не будет знать размер налоговой базы по УСН.
Кроме того, в статье 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Но вот от начисления пени за срыв сроков перечисления авансового платежа по УСН в 2023 году никуда не денешься. Так что, если вы действительно не перечислили авансы в установленные сроки, надо рассчитать размер пени.
Что такое отсрочка и рассрочка по налогам
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и даже самозанятые могут уплатить налоги, сборы и взносы позже положенного срока, если для такой задержки есть серьезные основания. Изменение сроков уплаты возможно в двух формах:
- Рассрочка – расчет по финансовым обязательствам в более поздние сроки. После обработки заявления ФНС утвердит индивидуальный график платежей, разделив общую сумму долга на несколько месяцев.
- Отсрочка – уплата налога или иной суммы единовременно, но позднее установленного срока. Например, налог нужно уплатить до конца года, но организация подала заявление и теперь может рассчитаться с ФНС до июля 2023 г. (отсрочка на 6 месяцев).
Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом
Базирующийся на схеме налогообложения перечень налогов, обязательных к уплате для лиц с юридическим статусом, регламентируется НК РФ.
Среди наиболее распространенных налоговых обязательств, касающихся юрлиц, можно выделить следующие:
- налог на прибыль: база для расчета – налоговая отчетность, обязательная для представления организацией даже при отсутствии у нее дохода;
- НДС;
- имущественный налог;
- налог транспортной категории.
Существуют и иные вариации сборов и платежей.
Штрафные санкции налагаются на базе итогов проверок камеральной и выездной категории. Представляемая в ИФНС отчетность служит поводом для камеральной проверки. При нарушении сроков сдачи расчетов, отчетов либо деклараций наказание предприятию назначается в соответствии с нормативами КоАП и НК.
Выездные проверки осуществляются как в плановом режиме, так и во внеочередном. О предмете и сроках таковых компания уведомляется заблаговременно. В уведомлении оговаривается список необходимой к представлению документации.
Условия для привлечения к ответственности юридического лица таковы:
- Учреждение в процессе проверки имеет право давать соответственно имеющимся обстоятельствам устные, а также письменные пояснения.
- В акте проверки отображаются факты различных нарушений, в том числе касающиеся неуплаты.
- Решение по поводу назначения штрафных санкций выносится в соответствии с актом.
- При наличии соответствующего постановления налогового учреждения налагается принудительное взыскание, при этом плательщик получает в свой адрес письменное требование.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов: – по доходам не больше 5 млн руб. |
182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
– с доходов сверх 5 млн руб. (с превышения) |
182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02130 01 1000 110 | 182 1 01 02130 01 2100 110 | 182 1 01 02130 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02140 01 1000 110 | 182 1 01 02140 01 2100 110 | 182 1 01 02140 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01011 01 1000 110 | 182 1 01 01011 01 2100 110 | 182 1 01 01011 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01012 02 1000 110 | 182 1 01 01012 02 2100 110 | 182 1 01 01012 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01013 01 1000 110 | 182 1 01 01013 01 2100 110 | 182 1 01 01013 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01014 02 1000 110 | 182 1 01 01014 02 2100 110 | 182 1 01 01014 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01015 01 1000 110 | 182 1 01 01015 01 2100 110 | 182 1 01 01015 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01016 02 1000 110 | 182 1 01 01016 02 2100 110 | 182 1 01 01016 02 3000 110 |
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов | 182 1 09 01020 14 1000 110 | 182 1 09 01020 14 2100 110 | 182 1 09 01020 14 3000 110 |
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 | 182 1 01 01030 01 2100 110 | 182 1 01 01030 01 3000 110 |
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 | 182 1 01 01040 01 2100 110 | 182 1 01 01040 01 3000 110 |
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 | 182 1 01 01050 01 2100 110 | 182 1 01 01050 01 3000 110 |
С дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 | 182 1 01 01060 01 2100 110 | 182 1 01 01060 01 3000 110 |
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 | 182 1 01 01070 01 2100 110 | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
С процентов по облигациям российских организаций | 182 1 01 01090 01 1000 110 | 182 1 01 01090 01 2100 110 | 182 1 01 01090 01 3000 110 |
С прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 | 182 1 01 01080 01 2100 110 | 182 1 01 01080 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме
налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр) |
182 1 01 01102 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01102 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии | 182 1 01 01101 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01101 01 3000 110 |
Выводы и рекомендации
- Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
- Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
- Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
- Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Когда пени не начисляются
Ст. 64 НК РФ предоставляет плательщикам возможность получить отсрочку (или рассрочку) по уплате налога в определенных обстоятельствах. По федеральным налогам срок уплаты может увеличиваться на 1-3 года. Закономерно, что в таком случае пени не начисляются.
Период исполнения обязательств перед бюджетом увеличивается решением ИФНС по заявлению плательщика, финансовое положение которого не позволяет в данный момент перечислить обязательную сумму по причине:
- причинения ущерба стихийным бедствием или катастрофой;
- несвоевременного получения бюджетных ассигнований;
- угрозы банкротства (при единовременной уплате налога);
- ведения деятельности сезонного характера и др.
Размер пени по транспортному налогу для физических лиц
4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Разберем детали данного пункта:
- Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
- Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
- За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.
Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.
История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:
Дата изменения | Новая ставка |
26.04.2021 | 5,0 |
22.03.2021 | 4,5 |
27.07.2020 | 4,25 |
22.06.2020 | 4,5 |
27.04.2020 | 5,5 |
10.02.2020 | 6 |
16.12.2019 | 6,25 |
28.10.2019 | 6,5 |
09.09.2019 | 7 |
29.07.2019 | 7,25 |
17.06.2019 | 7,5 |
17.12.2018 | 7,75 |
17.09.2018 | 7,5 |
23.03.2018 | 7,25 |
12.02.2018 | 7,5 |
18.12.2017 | 7,75 |
30.10.2017 | 8,25 |
18.09.2017 | 8,5 |
19.06.2017 | 9 |
02.05.2017 | 9,25 |
27.03.2017 | 9,75 |
19.09.2016 | 10 |
14.06.2016 | 10,5 |
03.08.2015 | 11 |
Размер пени по транспортному налогу для юридических лиц
Процентная ставка пени принимается равной:
…
- для организаций:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования. Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
За что и когда начисляются пени (штраф)
Если по истечении установленной даты автовладелец не платит положенный налог, то ему направляется уведомление. Пени начинают начисляться на недоимку за каждый день просрочки (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Не стоит путать пени со штрафом. Первый вариант подразумевает некий процент от суммы предполагаемого платежа. Штраф налагается единоразово и в фиксированной величине. Иногда к должнику применяется сразу два вида взыскания.
Если собственник ТС намеренно уклоняется от уплаты налога, ФНС вправе прибегнуть к следующим мерам:
- наложить арест на имущество и счета должника;
- конфисковать личную собственность, находящуюся под арестом;
- частично удерживать заработную плату;
- запретить выезд за рубеж.
Все перечисленные действия возможны только по судебному постановлению. Иск в суд можно подать на протяжении 6 месяцев со дня неуплаты налога. На следующий день после подачи задолжавшему автовладельцу отправляют ксерокопию такого заявления. Стоит отметить, что взысканию и сопутствующим санкциям подлежат ТН, не выплаченные за последние 3 года.
Штраф не может налагаться на имущество, числящееся в залоге или, когда судом ограничены любые манипуляции с ним.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.
Начисляются пени за каждый календарный день просрочки. Исчисление начинается с даты, следующей за последним днем уплаты налога или сбора. У многих возникает вопрос: нужно ли включать в расчет пени последний день — тот самый, когда производится их уплата?
Сразу скажем, что при небольшой сумме безопаснее этот день в расчет включить. Почему? Дело в том, что на протяжении долгого времени все руководствовались позицией ФНС, которая считала, что за этот день уплачивать пени необходимо. Аргумент такой: начисление пени прекращается со следующего дня после уплаты недоимки. Из этого следует, что день уплаты недоимки также входит в расчетный период. Этот вывод поддерживался и судами.
А вот в Минфине считают, что начислять пени за день оплаты не нужно. Однако отметим, что это мнение было высказано в частном письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, адресованном налогоплательщику, а не в разъяснении для налоговых органов, которым они должны руководствоваться. Поэтому не исключено, что ИФНС может потребовать пени и за день, когда они уплачены.
Если же сумма пеней за каждый день внушительная, то можно день выплаты в расчет не включать. Однако не исключено, что свои интересы придется защищать в суде.
(Как начисляются пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль)
Как вы знаете, ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя способами :
(или) расчетным путем, если фактическая прибыль определяется по итогам квартала;
(или) из фактически полученной прибыли.
Уплачиваются они не позднее 28-го числа каждого месяца (кроме января, если речь идет об уплате авансов исходя из фактически полученной прибыли) . Однако в силу разных причин организации нередко опаздывают с их уплатой. Независимо от способа расчета ежемесячных авансов за просрочку их перечисления будет начисляться пеня .
А сегодня вопрос начисления пени как никогда актуален, особенно для тех организаций, которые определяют ежемесячные авансовые платежи расчетным путем. Современные реалии таковы, что по итогам I квартала прибыли может и не быть, а авансы за январь, февраль и март нужно было уплатить на основе данных III квартала 2008 г., когда прибыль еще могла быть достаточно велика. Да и рассчитаны они были исходя из ставки 24% . И в связи с отсутствием денег многие организации в течение I квартала не смогли уплатить ежемесячные авансовые платежи.
Давайте рассмотрим, как будет начисляться пеня, в том числе и в такой ситуации.
Пункт 2 ст. 286 НК РФ.
Пункт 2 ст. 285, п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ.
Пункт 3 ст. 58, ст. 75 НК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47.
Пункт 2 ст. 286 НК РФ; п. 1 ст. 284 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2009).