Обучение в автошколе: процесс и сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение в автошколе: процесс и сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательством определено минимальное количество часов обучения для каждой категории. С 2014 года их число существенно возросло. К примеру, если раньше обучение на самую популярную категорию «B» занимало 156 часов, то теперь — не менее 188–190. Из них на теорию отводится 130 часов, на практическое вождение — 56 часов (в случае с МКП) или 54 часа (с АКП). Ещё четыре часа требуется на сдачу экзамена.

С какого возраста можно учиться на права

Минимальный возраст, с которого в России можно получить водительские права, зависит от категории транспортного средства.

Получить права категорий «М» и «A1» можно с 16 лет, «А», «B», «В1», «С», «С1» – с 18 лет, «D», «D1», «Tm», «Tb» – с 21 года.

Для категории «ВЕ» требуется стаж управления ТС категории «В» от одного года, «CE», «C1E» – стаж управления ТС категории «C» от года, а «DE», «D1E» – стаж управления ТС категории «D» от года.

Особое внимание заострим на том, что, в соответствии с пунктом 21.4 ПДД, при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» к учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста 16 лет.

То есть пройти обучение навыкам вождения на легковом («B») или грузовом («С») автомобиле можно с 16 лет, а вот получить права всё равно не получится. Кандидаты в водители по категориям «В» и «С» допускаются к сдаче экзаменов в 17 лет, но права получают лишь в 18. Верхней возрастной границы для управления транспортным средством в российском законодательстве нет.

Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)

Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.

Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.

Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.

Пересдача начинается с заваленного этапа. То есть, если учащийся сдал теорию, но провалил автодром, его следующий экзамен начнется на площадке. Завалившие только город, не сдают теорию и автодром. За каждую попытку пересдать придется платить.

Важно! Через полгода результаты теоретического экзамена и автодрома становятся недействительны. Если ученик неоднократно заваливал, к примеру, площадку, так и не «доехав» до города, ему придется сдать теорию вторично через шесть месяцев после первой попытки в ГАИ.

Пересдачи назначаются по согласованию ГИБДД и автошколы в порядке очереди. Обычно срок ожидания составляет 1-2 недели, но может растягиваться и на 1-2 месяца.

Чего коснулась реформа и как повлияла на сроки

Проведенная реформа была направлена на то, чтобы повысить качество подготовки водителей и тем самым повлиять на неблагоприятную обстановку на дороге. Ведь по статистике, львиная доля ДТП происходит по вине тех, чей стаж за рулем менее трех лет.

Первым делом ужесточились требования к самим автошколам. Так с рынка исчезли «серые» учебные заведения, ведущие свою деятельность без соответствующих лицензий. Качество образования в большинстве из них – как нетрудно догадаться – оставляло желать лучшего. Теперь право вести образовательную деятельность имеют только лицензированные заведения, имеющие собственную программу, утвержденную министерством образования и ГИБДД. Преподавать могут специалисты с соответствующими разрешениями.

Во вторую очередь изменения коснулись сроков обучения. Увеличилось количество часов – теперь их 190 против 156 ранее. По мнению законодательной власти, увеличение срока, проведенного за партой и за рулем в компании инструктора, повысит результат – а именно, качество образования.

Возрастные ограничения

В России установлен определенный порог, после наступления которого можно сдать экзамен на получение водительского удостоверения – 16-летие. С этого возраста гражданам разрешено управлять скутером и мопедом (категория «А»).

Читайте также:  Присвоение ученого звания доцент решением ВАК

Для жителей старше 21 года список расширен. Речь идет о трамвае и автобусах (D, D1, Tm и Tb). Все остальные виды транспорта доступны с момента наступления 18-летия.

Для перемещения на автотранспорте с прицепом (BE, CE, DE, C1E, D1E) необходимо 12 месяцев стажа в соответствующей основной категории. Человеку, которому исполнилось только 17 лет, можно пройти обязательную предварительную подготовку. Но воспользоваться полученными правами он сможет не раньше совершеннолетия.

Через сколько реально приобрести новые права и что для этого необходимо сделать?

Время получения новых прав зависит от автошколы и самого водителя. Каждая образовательная организация устанавливает интенсивность освоения программы. Многие из них обещают закончить обучение на своей площадке через 2,5-3 месяца. Поэтому правильный выбор автошколы влияет на сроки получения водительского удостоверения.

После сдачи внутреннего экзамена многое зависит от курсанта. Сейчас действует объединенный практический этап и отсутствует отдельный экзамен на площадке. С одной стороны отсутствие одной ступени экономит время, с другой формат сдачи на права стал более сложным. Начиная с 1 апреля 2021 года, перестали действовать стандартные маршруты, ранее присутствовавшие у всех экзаменационных подразделений ГИБДД. Вместо этого утверждается список городских дорог без привязки к конкретным объектам.

Допущенные ошибки разделены по категориям: 1,2 или 3 штрафных баллов. Грубые недочеты оцениваются в 5 баллов. Провал на экзамене случается из-за совершения одной серьезной ошибки или допущении нескольких менее значимых до суммы в пять баллов.

Дата первой и второй пересдачи практики назначается спустя 7-60 дней. Если они не принесут успеха в следующий раз можно попробовать свои силы только в период от 1 до 3 месяцев. Избавить от долгих ожиданий заветного удостоверения поможет глубокое знание теории, способность применить ее на практике и сформированные навыки вождения.

При этом пересдача накладна финансово — курсанту придется оплачивать аренду авто.

От чего зависит стоимость

Общая стоимость обучения складывается из стоимости изучения теоретического и практического курса. Многие обучающие организации предлагают своим ученикам несколько курсов обучения с разными ценами на услуги. Например, ученик может выбрать прохождение теоретического курса:

  • с дистанционным обучением;
  • с обучением в классе.

Стоимость онлайн-курса теории будет несколько ниже, чем при личном посещении класса. Также многие школы предлагают обучение в группе «2 в 1», когда теорию и практику преподает один автоинструктор. Такие группы обучения обходятся ученикам в несколько большую сумму.

Есть различия и в стоимости прохождения практического курса обучения. Например, если ученик не уверен в своих силах, он может выбрать программу подготовки с дополнительными часами вождения. Естественно, из-за увеличения часов вождения возрастает и общая стоимость обучения.

Также нужно учитывать и следующие факторы:

  • обучение вождению на машине с коробкой-автомат обычно дороже, чем на МКПП;
  • многие автошколы предлагают зарезервировать конкретную модель автомобиля, естественно, за отдельную плату;
  • нередко ученики могут выбрать практику вождения с конкретным автоинструктором, за что тоже придется доплатить.

Также стоимость обучения часто зависит от того, какую именно программу подготовки выбирает водитель – ускоренную или расширенную.

Можно ли обучаться онлайн

Благодаря развитию интернет технологий, сегодня стало возможно и дистанционная подготовка будущих водителей. Такой вариант приемлем для людей, не способных посещать обычные занятия даже по вечерам. Однако, онлайн обучение относится только к теоретической части программы, тогда как практические уроки вождения придется брать привычным способом.

Прежде чем приступать к изучению теории онлайн, следует подумать – какую автошколу выбрать. Дело в том, что для освоения программы дистанционно у учебного заведения должна быть соответствующая лицензия. В целом, данный способ получение водительских прав отличаются многочисленными преимуществами:

  • ученик сам выбирает время изучения теории с учетом графика;
  • учиться на права могут те, у кого ненормированный рабочий день и возможности регулярно посещать школу нет;
  • чтобы освоить теорию достаточно иметь доступ в глобальную сеть в удобное для ученика время;
  • за дистанционные уроки будущий водитель заплатит меньше, чем за офлайн занятия.

Этапы обучения в автошколе

  • на первом этапе учащимся дают основы теории и ПДД;
  • на втором этапе к изучению правил прибавляются практические занятия по вождению на площадке и в городе;
  • на третьем– добавляются занятия по психологии, медицине, законодательству, проводится подготовка к экзаменам – внутреннему и в ГИБДД;
  • четвертый этап – сдача экзаменов, учащиеся должны показать свое знание теории и продемонстрировать навыки управления ТС.

Эти этапы в разных автошколах варьируются, но в любом случае программа должна соответствовать требованиям Приказа Минобрнауки России №1408. Поэтому, вне зависимости от выбранного учебного заведения, курс включает следующие направления:

  • Изучение конструкции транспортного средства. Учащиеся узнают об основных узлах и агрегатах, неисправностях, особенностях эксплуатации ТС.
  • ПДД – будущие водители изучают правила дорожного движения. Им рассказывают о дорожных знаках, разметке, маневрировании, скоростных режимах.
  • Основы законодательства – преподаватели разъясняют ответственность за те или иные правонарушения на дороге.
  • Управление транспортным средством, в том числе, в сложных дорожных ситуациях – при заносах, гололеде, недостаточной видимости.
  • Изучение правил транспортировки грузов и перевозки пассажиров;
  • Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Читайте также:  Постановление об утверждении очередности сноса жилых домов

Чтобы подготовиться к экзамену в ГИБДД, учащиеся прорабатывают ситуационные задачи и решают тесты.

Большое внимание уделяется практической подготовке – будущие водители получают навыки управления автомобилем, учатся въезжать в бокс, разворачиваться, парковаться, высаживать пассажиров. Маневры отрабатываются на автодроме и на уроках вождения по городу с инструктором.

Программа обучения в автошколе подразумевает теоретическую и практическую части, но первые занятия вас ждет только «голая» теория – практика подключится примерно через пару недель. На ней вас познакомят с правилами дорожного движения, всеми дорожными знаками, которые вы будете встречать, административной и уголовной ответственностью за правонарушения и многим другим.

Параллельно с этой теорией (иногда – в заключение всех теоретических циклов) пройдет несколько занятий по медицине, где вас не только обучат элементарной первой помощи при несчастных случаях, но и расскажут, чего нельзя делать при серьезных авариях.

Далее начинается еще один вид теории – термины, относящиеся непосредственно к самому вождению; вместе с этим этапом наступают две-три недели обучения на тренажере.

***

Вся теория целиком занимает 106 часов академических часов. Академический час, напоминаем, равен 45 минутам, в отличие от астрономического, длящегося 60 минут. На эту разницу полезно обратить внимание при заключении договора, чтобы между вами и школой не возникло недопониманий.

Первое, что вас тут ждет – все та же теория. Правда, билет здесь будет всего один, потому что времени мало, а желающих сдать или пересдать экзамен – много.

Если теория сдана успешно, вы показываете владение практикой вождения (так же, как и в автошколе – на площадке и в городе). Сразу хотим отметить, что с первого раза все этапы экзамена проходит примерно треть кандидатов в водители (это официальная статистика вне зависимости от географии расположения школы и ГАИ) – по большей части, это происходит от недостатка практики вождения. Во-первых, сказывается и сам недостаток опыта, во-вторых, осознание этого заставляет новичка нервничать и проваливать даже то, в чем он поднаторел. Выход тут один – брать максимальный пакет обучения и, если понадобится, дополнительные занятия.

Требования автоинспекторов достаточно жестки. Не позволяйте экзаменатору подловить себя: если, например, он говорит, что экзамен сдан, и сейчас вы можете развернуться или припарковаться в неположенном месте, не стоит на это соглашаться – помните, что вы все еще на экзамене. Такие провокации разрешены и часто практикуются инспекторами.

После начисления пяти штрафных баллов кандидата снимают с экзамена. Нарушения неравнозначны – некоторые из них «заслуживают» одного балла, некоторые – сразу всех пяти.

***

В заключение – немного о сроках, в которые вам придется уложиться.

  • Пройти экзамен в ГАИ вы сможете не раньше, чем вся ваша группа пройдет внутренний экзамен.
  • Если теория в ГАИ «завалена», вернуться на пересдачу вы сможете не раньше, чем через месяц.
  • Если теория успешно сдана, то этот экзамен считается действительным полгода. Это значит, что попытка пересдать практику на седьмой месяц потребует пересдачи и теории тоже.
  • Срок действия самих прав на данный момент (середина 2017 года) в РФ составляет 10 лет. Не стоит путать его со сроком действия сертификата, полученного вами после обучения в автошколе – он бессрочный, и вам не придется заново учиться, чтобы пересдать экзамен через 10 лет.

Однозначно ответить на вопрос, сколько у вас займет обучение в автошколе, сложно. Обычно сроки варьируются от 2,5 до 6 месяцев – это зависит от наполненности группы, от вашей возможности быстро и без задержек откатать все часы практических занятий, ну и, конечно, от количества попыток сдачи экзамена.

Усложнится ли сдача на права?

Новая реформа озадачивает потенциальных учеников — сколько месяцев учиться? По сути ненамного больше, чем раньше. Но подходить к вопросу обучения теперь стоит еще ответственнее, ведь получить права на категорию “B” или любую другую становится все сложнее. Почему эксперты приходят к такому заключению:

  • количество вопросов в теоретической части экзамена увеличится в 2,5 раза, а значит их вариативность существенно расширится;
  • практическое испытание будет длиться 30 минут — время, за которое инспектор может дать больше заданий;
  • никто не будет озвучивать автошколе экзаменационный маршрут заранее — в инспекции назовут лишь улицы, и то не факт, что проверяющий не передумает;
  • маневры, которые раньше выполнялись на автодроме, теперь нужно будет делать в городских условиях;
  • в случае неудачи пересдавать экзамен придется полностью — как элементы «площадки», так и «города».

Открытие новых категорий в имеющемся ВУ

Что касается самой системы обучения, то она будет построена по другой схеме, чем действует сейчас. Так, например, программа обучения будет состоять из нескольких модулей. И новичкам будет отучиться сложнее, а уже имеющим водительские удостоверения открыть новую категорию будет легче. Все дело в том, что изначальное обучение новичков увеличилось по длительности, а получение следующих категорий при наличии уже открытых сократилось. Каждый раз, открывая новую категорию, водителю не нужно будет изучать базовый блок, который включает основную информацию и составит 84 часа. Данный блок будет проходиться только теми, кто впервые пришел получать права и не имел до этого открытых категорий. Так что, новичкам придется потрудиться, чтобы получить права. Зато тем, кто уже однажды открыл категорию, не придется больше изучать теорию повторно.

Читайте также:  Налоговые каникулы для ИП продлили до 2024 года

Сколько учиться в автошколе

Устанавливается период получения знаний Министерством образования. Также этой организацией разрабатывается учебная программа, по которой осуществляется рабочий процесс. По окончании выпускники должны аттестоваться, а лишь после этого по положительным результатам они смогут получить заветную корочку.

Период, установленный МОН РФ, разбит на часы и суммарно достигает 130 часов для получения знаний по теоретической части и 56 часов для получения практических навыков. Еще несколько лет назад данный интервал лимитировался 48 часами. Теперь же непосредственному вождению стоит посвящать больше времени.

Однако, стоит знать, сколько длится обучение в автошколе в календарном исчислении. Традиционно инструкторы распределяют объем знаний на 2-3 месяца, когда дело касается получения наиболее популярной категории B. При этом еженедельная нагрузка повышается. Ведь раньше достаточно было пройти 1-2 занятия в неделю за рулем, а сейчас плотность из-за добавленных часов возрастает.

Как происходит обучение в автошколе

Все люди, которые претендуют на управление транспортным средством, обязаны пройти обучение в автошколе. Учебная программа и деятельность автошкол регулируется с помощью специальных законов. Эти законы также определяют порядок и длительность обучения. Все обучение в школе должно проходить в 3 этапа:

  • Теоретические занятия. Во время таких уроков учитель объясняет ученикам правила дорожного движения, объясняет типы знаков и дорожной разметки, рассматривает основные случаи на дороге и так далее. Также такие занятия предполагают прохождение специальных компьютерных тестов, которые нужны для закрепления пройденного материала. Общий курс теоретической подготовки должен составляет не менее 130 часов.
  • Практические занятия. Во время таких уроков ученик и инструктор управляют машиной совместно на специальной площадке, где будущий водитель учится проводить все основные маневры (поворот, обгон, разворот и так далее). Также практические занятия подразумевают проведение так называемых полевых занятий, во время которых ученик будет двигаться по реальному участку дороги. Длительность практический занятий составляет не менее 56 часов.
  • Экзамен. В конце обучения человек сдает экзамен, который проверяет теоретические и практические навыки ученика. Во время экзамена человек не только демонстрирует правил дорожного движения, но и показывает свои практические навыки вождения на площадке и в городе. Длительность экзамена составляет около 4 часов. Если человек не сможет сдать экзамен с первого раза, то он может попытаться повторно сдать экзамен через определенное время.

Таким образом, общая длительность обучения составляет около 190 часов. Однако следует понимать, что хотя автошколы обязаны придерживаться этих нормативов, они могут по своему усмотрению составлять учебный план.

Длительность дополнительного обучения

Также нужно помнить, что для управления некоторыми ТС нужно пройти дополнительное обучение:

  • Если водитель будет транспортировать опасные грузы, то он должен пройти дополнительные курсы, длительность которых составляет 4-8 дней.
  • Для управления ТС, которое в качестве топлива использует не бензин, а газ, нужно пройти дополнительный пятидневный курс.
  • Если человек умеет управлять машиной с автоматической коробкой передач, но хочет управлять ТС с «ручной коробкой», то он должен пройти 15-дневные курсы повышения квалификации.
  • Некоторые другие дополнительные курсы, необходимость которых предусмотрена ПДД и соответствующими законами (такие случаи встречаются достаточно редко).

Сколько времени учатся на права в 2020 году

Невзирая ни на какие кризисы, многие россияне могут позволить себе владение личным транспортом. Спрос на новые и подержанные автомобили на рынке, хотя и стал меньше, полностью не исчез и исчезнуть не может. Как и спрос на услуги автошкол. Кто-то отправляется учиться на права, достигая минимального возраста, в котором это вообще возможно. Кто-то — в более взрослом и солидном возрасте, планируя приобрести собственный автомобиль. Сколько времени учатся на права в 2020 году — один из самых популярных вопросов, которые возникают у будущих курсантов автошкол в России.

А вот часы вождения курсанты в любой нормальной автошколе откатывают полностью. И если за часы теории можно не переживать — занятия идут своим чередом по расписанию, то за часы практики беспокоиться нужно самому курсанту. Учиться вождению приходится в свое свободное время, договариваясь о конкретном времени с инструктором. Если времени не хватает, вы рискуете сами растянуть положенные 56 часов на неопределенный срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]