Гражданский кодекс РФ об опеке и попечительстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданский кодекс РФ об опеке и попечительстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Зачем ее необходимо оформлять
В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.
К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.
Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:
- направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
- проверять условия жизни подопечных;
- проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
- устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
- отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
- оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
- выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
- заключать договоры опеки и попечительства и т.п.
Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».
Проблемы опеки и попечительства
Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:
- первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
- существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
- задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
- социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
- чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
- требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.
Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.
Что происходит с детьми, не нашедшими опекуна или попечителя
Если оставшийся без родителей несовершеннолетний гражданин в течение ранее обозначенного нами периода не взят под опеку, то он передается, с учетом состояния здоровья и возрастной категории, к коей он принадлежит, в одно из следующих учреждений:
- воспитательное;
- социально-лечебное.
При этом, обязанность по обеспечению его всем необходимым берет на себя именно государство в лице представляющей его организации, например:
- детского дома;
- дома малютки;
- интерната для осиротевших детей;
- санаторного дома и прочих учреждений аналогичного порядка.
В этих случаях, получается, детям также назначаются опекуны, однако, в их роли официально выступает администрация учреждения.
Другой комментарий к статье 31 ГК РФ
1. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.
Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. При этом, естественно, надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить. Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских. Однако при жизни родителей, не утративших свои права (и обязанности) по суду, опекун или попечитель полностью заменяют родителей. А родители вправе лишь общаться со своими детьми, находящимися на опеке (попечительстве), при условии, что такое общение не приносит вреда несовершеннолетнему.
2. Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве.
3. На опеку и попечительство передаются две категории детей. Во-первых, дети, потерявшие родителей (умерли, признаны умершими, безвестно отсутствующими, лишены родительских прав), во-вторых, дети — так называемые социальные сироты. Для утраты ими родительского попечения характерно неисполнение обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) по причинам как объективного, так и субъективного порядка. К первым следует отнести хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п. Во всех перечисленных случаях родители, как правило, не могут выполнять свой долг по отношению к своим детям. Другое дело, когда они этого делать не хотят, уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание, и т.п. Чаще всего утрата родителей, попечения с их стороны объясняется совокупностью перечисленных причин (мать умерла — отец в заключении, отец бродяжничает — мать лишена родительских прав и т.д.). В действительности осиротевших детей среди подопечных немного — около 5%. Утрата родительского попечения — факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно, и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку или попечительство. Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего.
В отношении опекунов недееспособных граждан законом не предусмотрено каких-либо особых льгот, кроме вышеуказанных выплат. Какие-либо государственные гарантии устанавливаются лишь в отношении самих недееспособных подопечных. Дополнительные гарантии могут быть установлены лишь законодательством субъектов федерации.
В частности, в отдельных регионах для опекунов предусматриваются:
- льготы по уплате транспортного налога, установленные на региональном уровне;
- льготы на лекарственное и медикаментозное обеспечение;
- бесплатная юридическая помощь;
- льготы при уплате государственных пошлин;
- скидки при оплате коммунальных услуг и так далее.
Обратим внимание, что для лиц, выполняющих опекунские функции в отношении детей-сирот или детей-инвалидов, предусмотрено больше государственных преференций.
Документация, для оформления опеки и попечительства
Для того чтобы опека и попечительство над детьми были оформлены надлежащим образом, нужно предоставить следующий пакет документов:
- написанное заявление от лица, которое желает стать опекуном или попечителем;
- копию документа, удостоверяющего личность будущего опекуна, его ИНН;
- свидетельство о выходе на пенсию;
- свидетельство о заключении брака;
- биографию кандидата;
- регистрационную справку по форме № 9;
- справку по форме № 7, которая характеризует жилье кандидата;
- документы, которые доказывают право собственности на жилье;
- медицинские справки, которые подтверждают, что не имеет болезни психического и инфекционного характера, совместно проживающих с кандидатом граждан;
- медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в опекуны, у которой не истек трехмесячный срок действия;
- полученная с места работы характеристика;
- справка, подтверждающая все доходы кандидата;
- если кандидат пенсионер, то справка из Пенсионного фонда;
- справка, которая подтвердит, что судимость отсутствует;
- согласие на опеку или попечительство в письменной форме от других членов семьи кандидата;
- документ, которые подтверждает прохождение подготовки;
- копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
- копию документа, который удостоверяет личность (по достижении четырнадцати лет).
Статья 31. Опека и попечительство
1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Что будет, если продать недвижимость без получения разрешения?
Сделка без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, когда такое разрешение необходимо, не соответствует закону, поэтому не будет зарегистрирована в ЕГРН.
Если же Росреестр все же допустит регистрацию сделки, которая к тому же ухудшает имущественное положение подопечного, орган опеки и попечительства будет обязан обратиться в суд для оспаривания сделки с момента обнаружения им такого факта.
Комментарий к Статье 146 СК РФ
1. В ст. 146 СК РФ определены основные нормативные требования к опекунам (попечителям) детей. При закреплении правового статуса опекунов и попечителей в действующем законодательстве установлено, кто может осуществлять функции указанных лиц, а также сформулированы требования к ним (ст. 35 ГК РФ, ст. 146 СК РФ). Эти функции могут осуществлять как физические, так и отдельные юридические лица, в том числе временно сами органы опеки и попечительства (ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК РФ и др.). Во-первых, непосредственно опекунами и попечителями могут выступать лишь граждане. Во-вторых, функции опекунов и попечителей несовершеннолетних выполняют организации (юридические лица), в которые несовершеннолетние помещены под надзор (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ст. ст. 155.1 – 155.3 СК РФ, ч. 2 ст. 1 Закона об опеке). К таким организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или некоммерческие организации, если деятельность по надзору за несовершеннолетними не противоречит целям, ради которых они созданы.
2 – 3. Нормативные (законом установленные) требования к опекунам и попечителям подразделяются на три вида. Во-первых, это требования к юридическому положению опекуна и попечителя. В данном случае опекуны и попечители должны быть совершеннолетними дееспособными лицами и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских прав; б) лицам, отстраненным от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); в) лицам, ограниченным в родительских правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление отменено по их вине); д) лицам, имеющим на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Во-вторых, в п. 2 ст. 146 СК РФ установлен ряд субъективных требований фактического свойства, которые учитываются при назначении опекуна и попечителя. Это нравственные и иные личные качества данного лица, способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), в частности, наличие соответствующего жилого помещения на том или ином законном основании. Кроме того, требуется учесть характер и иные особенности отношений между опекуном (попечителем) и ребенком, отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
В-третьих, закрепляются требования к состоянию здоровья опекуна и попечителя. Согласно п. 3 ст. 146 СК РФ, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень соответствующих заболеваний (злокачественные онкологические заболевания всех локализаций и др.) устанавливается Правительством РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 “Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью”). Состояние здоровья кандидата в опекуны (попечители) устанавливается путем освидетельствования (см. Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 “О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями”).
Документы для опеки над ребенком: основные заблуждения
- Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
- У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
- У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
- Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
- Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.