Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.
Сохранение управления над должником в ходе новой процедуры реструктуризации долгов.
Одно из главных нововведений – частичное оставление управления за собственником даже во время банкротства. Это означает, что в ходе процедуры реструктуризации долгов все полномочия по управлению не будут автоматически отдавать управляющему. Законопроект предусматривает несколько сценариев управления: сохранение право назначать руководителя за учредителями и участниками должника или передача таких полномочий собранию кредиторов. Также возможно установить двоевластие — то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, один из них будет выбран собственниками бизнеса, а второй – кредиторами. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.
Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?
Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.
Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.
На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.
Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.
Субординация требований кредиторов
Хотелось бы отметить и еще одно существенное предполагаемое нововведение – закрепление на законодательном уровне субординации требований аффилированных с должником кредиторов.
Как предполагали многие, формировавшаяся долгие годы судебная практика о субординации должна получить закрепление в законодательстве о банкротстве. Первым шагом на пути закрепления стал Подготовленный Президиумом ВС РФ «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц» от 29.01.2020 года. И, наконец, в проекте изменений законодатель предложил:
Во–первых, Ст. 2 дополнить формулировкой: «Кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не имеют права голоса на собрании кредиторов». Причем данный факт должен быть раскрыт таким лицом сразу при подаче заявления о включении требований в реестр, в обратном случае суд должен самостоятельно принят решение о наличии признаков заинтересованности.
Во-вторых, ввести новую ст. 137.1 Субординация требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц – данные требования будут удовлетворяться в пятую очередь и должны вытекать из предоставления контролирующим должника лицом финансирования в условиях появления признаков объективного банкротства и изначальной недокапитализации устава.
Данные мера также соответствует целям законодателя – предупреждение правонарушений в банкротстве и принципа соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов, дополнительно является защитной мерой независимых кредиторов.
Изучив проект, становится понятно, что законодатель решил во многом переформатировать банкротное законодательство с целью смещения вектора с «убийства» компаний на восстановление их платежеспособности.
Несмотря на количество предполагаемых изменений, главным возможным изменением, с нашей точки зрения, в законе стоит считать предложение относительно упразднения некоторых неэффективных процедур для юридических лиц, и появление процедуры реструктуризации долга как инструмента, с помощью которого в тяжелой экономической ситуации у должника может появиться реальная альтернатива банкротству и способ сохранения бизнеса.
Банкротство физических лиц изменения в 2022 году
Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов. СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.
Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность. Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.
Налог на банкротство с 2022 года
Перед тем, как вы начнете для себя процедуру банкротства, нужно понимать, что налог не будет аннулироваться, эта задолженность все равно останется на вас. Ранее эта процедура была возможна, но с прошлого года ее отменили, налоги не могут быть списаны, если это конечно не определено на законодательном уровне – в налоговом кодексе вашей страны. Если вы были признаны банкротом, то после конца процедуры, вы пишите заявление и передаете его в ФНС, по вашей регистрации. Бумаги далее должны быть переданы для признания вашего долга по налогам безнадежными полностью. Нужно принести не только одно заявление, но и подготовить ряд документов, без которых данная процедура не может быть проведена. Например, обязательно нужно принести справку о долге, постановление суда о банкротстве, и окончательное решение суда по вашему делу. Далее ваши налоги будут признаны безнадежными.
Процедура банкротства с точки зрения бумажного обращения несложна, но стоит много денег. Поэтому, перед ее началом, нужно точно определить – стоит ли это делать в вашем случае.
Если у вас возникла ситуация с банкротством получить юридическую помощь можно на нашем сайте.
Вынужденное нововведение?
Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.
С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.
С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.
«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.
Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России
Как стало известно «АГ», Минэкономразвития доработал законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. 15 января ведомство направило его в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».
«Общая направленность изменений – это, во-первых, ужесточение требований к арбитражным управляющим, видимо, в целях искоренения практики назначения управляющих, лояльных к должникам и заинтересованным кредиторам, а во-вторых, попытка расширить правовой инструментарий для более полного удовлетворения требований кредиторов», – полагает адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар.
В пояснительной записке к почти 500 страницам поправок сказано, что их цель – комплексное реформирование института банкротства. «Действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Большинство дел о банкротстве возбуждается на стадии, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем», – указало министерство.
Отмечается, что законопроект направлен в том числе на расширение применения «реабилитационных механизмов» в отношении юрлиц и предусматривает новую вариативную процедуру – реструктуризацию долгов. Минэкономразвития предлагает отказаться от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления и ограничиться одной реабилитационной и одной ликвидационной процедурой.
«Несмотря на законодательное ограничение срока на проведение наблюдения, на практике оно может длиться намного дольше. Поскольку наблюдение не предусматривает активных мероприятий, данная процедура только затягивает срок банкротства конкретного должника и увеличивает размер текущих платежей к нему. Предлагаемые изменения должны помочь сохранить действующие хозяйственные субъекты и увеличить их шансы на восстановление платежеспособности», – считает юрист банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова.
По мнению адвоката, советника юридической фирмы Dentons Марии Михеенковой, реструктуризация – очередная попытка борьбы с почти чисто «ликвидационной» направленностью института банкротства в России. «Будет ли она работать на практике – большой вопрос. Такие процедуры предусмотрены и сейчас, однако финансовое оздоровление и внешнее управление применяются исчезающе редко», – заметила она.
Минэкономразвития в пояснительной записке обратило внимание на то, что предусматриваются «совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов и обеспечения залогом требований по обязательным платежам, создание новых механизмов, касающихся корпоративных управляющих для отдельных категорий должников и спасения бизнеса должника, в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов».
«То, что ранее мы видели лишь в обзорах судебной практики высшей судебной инстанции, регулирующих вопросы субординации требований кредиторов, теперь предлагается узаконить», – указал Юнис Дигмар.
По мнению Валерии Тихоновой, поправки о субординации требований отвечают тенденциям правоприменительной практики по защите прав независимых добросовестных кредиторов. «Законодательное требование принципа субординации облегчит процесс доказывания необходимости понижения очередности требований аффилированных лиц (например, относительно требований по компенсационному финансированию). Предложенная норма при этом предусматривает исключения из общих правил о субординации, что обеспечит дополнительную защиту добросовестных лиц, предоставивших финансирование для улучшения финансовой ситуации должника, без цели ущемления интересов независимых кредиторов», – полагает юрист.
Министерство также предлагает реформировать процесс определения СРО и арбитражных управляющих: предусмотрены балльная оценка и случайный выбор организаций и управляющих. Изменения затрагивают обязательные требования к СРО, обучение и экзамен арбитражных управляющих. «Участникам дела о банкротстве станет сложнее контролировать арбитражных управляющих. В то же время государственное регулирование их деятельности ужесточится. “Баллы арбитражных управляющих”, “группы должников” и другие многочисленные подобные нововведения вызывают беспокойство, так как налицо явная формализация и, возможно, чрезмерное зарегулирование сферы», – указала Мария Михеенкова.
Проектом предполагается, что построение очередности требований кредиторов будет обусловлено характером обязательств: «Так, например, расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, в том числе по его обратному требованию, производятся после расчетов с лицом, чьи требования не связаны с такой ответственностью». Именно поэтому требования, которые не связаны с наличием таких обстоятельств, предлагается сделать приоритетными, объяснило министерство.
«В целях снижения расходов на проведение торгов, их ускорения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предусматриваются раскрытие сведений о формировании и реализации конкурсной массы в единой информационной системе о торгах, изменение в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение», – описывает реформу торгов министерство. Кроме того, оно предлагает отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам. «Включение в закон более детального регулирования ряда институтов, в частности торгов и финансового анализа должника, можно оценить положительно. Это может способствовать правовой определенности», – считает Мария Михеенкова.
«Не может быть». Поддержан
Ранее РСПП направил на имя начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычевой своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (есть в распоряжении «Эксперт Online»).
«Законопроект в текущей редакции не может быть поддержан и требует существенной доработки с учетом следующего», — говорится в заключении РСПП. Из 22 пунктов можно выделить наиболее важные моменты, которые касаются института арбитражных управляющих (АУ), а также СРО (Саморегулируемых организаций), от которых они действуют.
По мнению РСПП, новшества законопроекта, подготовленного Минэкономики, «не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве».
Многие замечания экспертной группы РСПП затрагивают нововведения, которые касаются СРО и арбитражных управляющих (АУ). К примеру, сокращение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до 10 (или 20) человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.
В документе также сказано и о «лишении статуса арбитражного управляющего на два года для арбитражных управляющих, состоявших в саморегулируемой организации в течение года до ее исключения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций». Это «представляется необоснованным и ущемляющим права арбитражных управляющих».
Помимо этого, Союз промышленников и предпринимателей не устроило и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков. Кроме того — порядок выбора арбитражного управляющего при помощи баллов.
А также — возможность выполнения функций АУ организациями, созданными рядом госкорпораций. Как следует из письма РСПП на имя помощника Президента РФ, «в соответствии со статьей 168.1 Закона о банкротстве в редакции Законопроекта полномочия арбитражного управляющего стратегических организаций могут также осуществляться учреждениями, созданными ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», опорным банком для оборонно-промышленного комплекса». В организации, объединяющей представителей крупнейшего частного бизнеса, не согласны с трактовкой статуса госкорпораций, по сути, наделяющей их преимуществом в вопросах банкротства.
По поводу критики новелл со стороны РСПП, депутат Николаев о. «Но все их опасения почему-то связаны с реформированием института арбитражных управляющих. Однако всем уже давно понятно, что данный институт себя уже давно изжил, потому как единого сообщества арбитражных управляющих не существует», — отметил законотворец.
Вынужденное нововведение?
Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.
С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры. С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.
«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.
Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.
Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.
Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.
Зачем меняется текущий закон о банкротстве
Причины кардинального изменения текущего законодательства о банкротстве подробно расписаны в представленной на Информационном ресурсе Государственной Думы Пояснительной записке к Законопроекту. Также они озвучивались председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным на заседании Правительства 13 мая 2021 года. К ним относятся, прежде всего:
-
недостаточная эффективность механизмов текущих реабилитационных процедур;
-
длительность процедур и издержки на их проведение;
-
крайне малый процент случаев восстановления платежеспособности должников;
-
отсутствие значительной практики использования процедур банкротства самими должниками для решения своих финансовых проблем;
-
очень низкий размер погашения требований кредиторов.
Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство
С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.
Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».
Планируемая реформа законодательства о банкротстве: обзор основных идей
1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:
- Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
- В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).
Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.
Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:
- Должник 1 группы – 100 000 рублей;
- 2 группы – 300 000 рублей;
- 3 группы – 500 000 рублей.
Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.
Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.
Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.
Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.
В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.
Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.
Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.
Данная поправка должна прекратить практику назначения арбитражного управляющего–«своего человека», а также исключить возможность осуществления контролируемого банкротства. В обновленной статье 45 указано, что арбитражный управляющий будет назначаться исключительно в соответствии с рейтингом, то есть в случайном порядке. Вознаграждение управляющему за работу будет иметь фиксированный размер и определяться длительностью процедуры банкротства. Чем больше времени занимает процедура, тем меньше вознаграждение для управляющего (ст.1, п.23).
В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.
При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:
- если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
- заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.
Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.
В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену. По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников. На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.
С апреля месяца текущего года в течении полугода действует мораторий на возбуждение судебного делопроизводства по делам, касающихся банкротства.
На указанный период должник может получить рассрочку на погашение своих задолженностей. В это число попадают индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты с правом юрлица, находящихся под внешним управлением. Все они получили право на обращение в АС с иском о предоставлении отсрочки по представлению суда на срок, начиная с даты 1-го собрания кредитодателей должника (ФЗ за номером 127, ст.9.1, п.3.1 от 26.10.2007г.).
Рассрочка предоставляется должникам при соблюдении следующих условий.
- Прибыль банкрота за текущий период должна быть меньше на 20% от прибыли, полученной за аналогичный временной промежуток предыдущего года. В ситуации, когда в процедуре банкротства не прошел ни один отчетный период, необходимо сравнивать прибыль банкрота за два предыдущих перед возбуждением процедуры банкротства года.
- У банкрота нет долгов перед гражданами за причинение вреда их здоровью или жизни, а также долгов по оплате выходного пособия и долгов по выплатам работникам, трудящихся по трудовому договору.
- Собрание кредитодателей банкрота постановило не подписывать мирное досудебное соглашение или воздержалось от его принятия.
- В судебное учреждение кредиторами не подавалось исковое заявление с требованием о признании должника банкротом на период действия моратория в соответствии со ст.9.1, п.2.
- Должник подал в судебное учреждение исковое заявление на признание его банкротом не менее, чем за 30 календарных дней после даты начала моратория на процедуры банкротства.
Обанкротившийся субъект хозяйствования может в самостоятельном порядке подавать исковое заявление с просьбой о начале процедуры банкротства. Для этого предприятие-должник должно не вводить мораторий в отношении его, подав соответствующее заявление в письменной форме. К введению процедуры банкротства можно приступать после опубликования этого заявления.
Давайте рассмотрим, какие изменения уже были внедрены в практике признания несостоятельности в отношении простых граждан.
-
Ужесточение субсидиарной ответственности. Она возникает в отношении лиц, которые в период управления довели компанию до банкротства. То есть задолженности компании переходят на физических лиц. Примечательно, что долговые обязательства представленного вида не могут быть списаны в рамках признания личного банкротства.
Весной 2017 года были приняты поправки в законодательство, которые ужесточили меры субсидиарной ответственности. Арбитражные управляющие начали чаще привлекать контролирующих должника лиц к такой ответственности, и суды часто становятся на их сторону. Это весьма важный шаг, ведь до 2017 года привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности было почти невозможно.
- Ужесточение ответственности арбитражных управляющих. Суд может дисквалифицировать финансового управляющего за нарушения в деятельности, в том числе за самые незначительные. Например, за технические ошибки в документах. Сроки дисквалификации могут составлять 6 месяцев-3 года. В течение указанного периода управляющий отстраняется от ведения профессиональной деятельности.
-
Возможности совместного банкротства. Практика показала, что совместное банкротство возможно, если для объединения дел есть веские причины. Чаще всего такое признание несостоятельности носит семейный характер. Судебные решения свидетельствуют, что подать на объединение супруги могут, если:
- у них есть совместные обязательства по кредитам;
- они выступают поручителями в отношении друг друга;
- они выступают созаемщиками, например, по ипотечному кредиту.
- Увеличение платы арбитражным управляющим. Норма была принята еще в 2016 году, через год после введения института личного банкротства. Ранее вознаграждение составляло 10 000 рублей за процедуру. С 2016 года плата увеличилась до 25 000 рублей. Этому поспособствовали возмущения представителей Ассоциации арбитражных управляющих, которые посчитали старую оплату недостаточной.
- Уменьшение госпошлины. До 1 января 2017 года госпошлина при обращении в суд за признанием банкротства составляла 6 000 рублей, но законодатели снизили ее до 300 рублей. Заметим, что для юридических лиц размер остался прежним.
Закон о банкротстве физических лиц 2020 и 2021 года
Во-первых, в ходе конкурсного производства будет сложно накапливать долги. Кредиторы юрлица-должника будут обязаны прекратить такую деятельность в течение девяти месяцев со дня начала конкурсного производства, иначе они берут на себя риски возможных убытков.
А для сохранения потенциальной платежеспособности бизнеса вводится возможность его продажи целиком, через реорганизацию.
Эти новшества позволят исключить «затяжные банкротства», когда в течение долгого времени предприятие продолжает убыточную деятельность, выводя деньги и накапливая долги.
Во-вторых, будет усилена ответственность саморегулируемых организаций (СРО) за убытки, причиненные ее членами. Убытки будут взыскиваться в полном размере за счет средств компенсационного фонда СРО.
Изменится и сам размер фонда СРО с которым могут работать арбитражные управляющие. Вместо нынешних 50 миллионов рублей вне зависимости от размера бизнеса должника, устанавливаются новые показатели: 50 миллионов рублей — для участия в процедурах банкротства должников с незначительным объемом активов; 100 миллионов рублей — средний бизнес; 200 миллионов рублей — крупный бизнес.
Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.
[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.