Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПБУ 10/99 расходами по обычной деятельности признаются затраты, которые непосредственно осуществляются при производстве и реализации продукции, покупке и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Расходы по обычным видам деятельности
Кроме того, законодательством в сфере труда установлена обязанность каждого хозяйствующего субъекта обеспечивать нормальные условия трудовой деятельности и безопасность, которые бы соответствовали нормативам охраны труда, и, кроме того, организовывать условия для обеспечения бытовых нужд сотрудников при выполнении ими должностных функций.
В связи с этими моментами к расходам по обычной деятельности на обеспечение мер защиты в условиях коронавируса относятся такие затраты по оплате услуг:
- по осуществлению тестирования на наличие коронавируса;
- по дезинфекции помещений и рабочих мест;
- по обеспечению связи с дистанционными сотрудниками;
- по транспортировке сотрудников до места работы и обратно при вводе режима повышенной готовности из-за коронавируса.
В связи с коронавирусом предоставляют федеральные и региональные субсидии.
Федеральные субсидии. Государство за счет федерального бюджета финансирует организации и предпринимателей в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Малым и средним компаниям и предпринимателям из пострадавших отраслей предоставят федеральные субсидии на решение неотложных задач, включая выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда в апреле и мае. Размер субсидии составит 12 130 рублей на каждого сотрудника в месяц (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).
Региональные субсидии. Региональные власти тоже предоставляют субсидии организациям и предпринимателям в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Например, в Камчатском крае субсидии предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства на финансирование расходов, связанных с производством масок (приказ Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 09.04.2020 № 20-п).
Организации и ИП из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе принять к вычету входной НДС по расходам за счет федеральной субсидии в связи с коронавирусом. Специальные правила, которые запрещают принять к вычету входной НДС, а ранее принятый к вычету налог обязывают восстановить, не применяйте. В Законе № 121-ФЗ прямо прописали, что в этом случае не действуют нормы, установленные пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК (п. 1 ст. 2 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
В целях обоснования правомерности принятия НДС к вычету организуйте обособленный учет расходов, понесенных за счет такой субсидии. Раздельный учет необходим также для проверки целевого расходования бюджетных средств. Так поступайте, несмотря на то, что Законом № 121-ФЗ это не предусмотрено.
С входным НДС, по затратам за счет региональной субсидии в связи с коронавирусом поступайте в общем порядке, как и при любой другой госпомощи.
Использование государственной помощи
Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.
Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:
- если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.
Нюансы налогового учета субсидии
Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).
Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Бухгалтерский учет целевых субсидий
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
- количество поступивших дотаций;
- сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
- какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
- поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
- полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.
Субсидия на возмещение затрат облагается налогом усн
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.
Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.
Как избежать ошибок при налогообложении субсидий
Правильно исчислить НДС при субсидировании весьма непросто. Проблемы могут начаться уже на первом этапе — при определении целевого назначения средств. Ведь в нормативных актах далеко не всегда четко прописаны все условия предоставления бюджетной помощи и порядок ее использования.
А без верной оценки категории субсидии невозможно принять обоснованное решение о порядке расчета НДС.
Но предприниматель, получивший государственную поддержку, в первую очередь хочет думать о ее эффективном использовании для развития своего бизнеса, а не о том, как эта сумма облагается налогами. Профессиональные консультанты 1C-WiseAdvice дают возможность руководителям компаний сосредоточиться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на учет субсидий и их налогообложение.
Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.
Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.
Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:
- компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
- частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
- погашение убытков прошлых лет.
Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?
: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.
Использован релиз 3.0.105
Малые и средние предприятия (МСП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) могут получить из федерального бюджета субсидии на частичную компенсацию затрат, связанных с ухудшением ситуации по коронавирусу. Правила предоставления субсидий (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513) предусматривают (см. здесь):
- субсидию на карантин – предоставляется тем, кто ведет в 2021 году деятельность в муниципальном образовании, в котором введены ограничения в связи с коронавирусом;
- субсидию на нерабочие дни – разовая субсидия, которая предоставляется в связи с нерабочими днями с 30.10.2021 до 07.11.2021, введенными Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, и иными ограничениями деятельности.
В бухгалтерском учете субсидии, которые будут использованы на компенсацию будущих затрат, отражаются в бухгалтерском учете получателя в качестве средств целевого финансирования (счет 86 «Целевое финансирование») и признаются в прочих доходах по мере признания расходов, на которые они использованы (п. 7, п. 9 ПБУ 13/2000). Если субсидия компенсирует уже понесенные затраты, то полученные средства сразу относятся на увеличение финансового результата (счет 91.1 «Прочие доходы») (п. 10 ПБУ 13/2000).
В целях исчисления налога на прибыль субсидии на карантин и на нерабочие дни не учитываются в доходах (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2021 № 382-ФЗ. Затраты, на компенсацию которых получены эти субсидии, не учитываются в расходах (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Получение субсидии отражается документом «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Прочее поступление» (раздел: Банк и касса – Банковские выписки) (рис. 1).
Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.
Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.
Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Как бизнесу получить поддержку от государства в условиях COVID-19
Президент Владимир Путин на совещании с правительством 15 апреля предложил выделить малому и среднему бизнесу безвозмездную финансовую помощь со стороны государства (субсидии). «Эти средства предприятия смогут направить на решение текущих, самых неотложных задач. В том числе на выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда своих сотрудников в апреле и мае», — сказал он.
Глава государства пояснил, что объем поддержки будет рассчитываться исходя из численности работников компании по состоянию на 1 апреля текущего года исходя из суммы 12 130 руб. на одного сотрудника в месяц.
При этом обращение за такой помощью должно быть простым и удобным для бизнеса, добавил президент.
Правительство должно обеспечить условия, при которых бизнес мог бы подавать заявки на такую помощь уже с 1 мая 2020 г.
Претендовать на поддержку смогут только компании, сократившие на 1 апреля не более 10% сотрудников. Планируется, что финансовая помощь от государства за апрель начнет поступать с 18 мая, а средства за май придут уже в июне. На сайте Минэкономразвития можно найти данные о том, кто имеет право на получение субсидии и как его реализовать.
Схема предоставления субсидии на возмещение затрат
Перед тем, как предприниматель обратится в госорганы для начисления ему субвенции от государства, ему необходимо подготовить ряд документов:
- заявление на получение субсидирования;
- данные об имеющемся у предпринимателя подсобном хозяйстве (стоимость и его размеры);
- договор (копия) на предоставленный кредит (в обязательном порядке заверяет юрист финансовой организации, с которым он заключен);
- выписку со счета по кредитованию, который указывает на наличие долга;
- график погашения задолженности и ее сроки;
- номер банковского счета, на который будут перечисляться финансы по субсидированию;
- налоговый документ со сведениями по налогообложению.
Собрав все эти документы, представитель от предприятия должен обратиться в Департамент по предоставлению субсидий для малого бизнеса.
Пакет документов для получения субсидии
Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.
Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.
Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:
- перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
- программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
- информация о планируемом к приобретению имуществе.
Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.
К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:
- информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
- либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.
Варианты помощи малому бизнесу
Согласно законодательству поддержка предпринимателей может производиться в виде:
- финансирования организаций и предпринимателей;
- понижения размера обязательных налоговых выплат, установления налогового льготирования;
- проведения возврата сумм, выплаченных по банковским займам в качестве процентов;
- начисления субсидий, предназначенных для компенсации определенных конкретных трат;
- установления квоты для проведения государственных закупок у представителей малого бизнеса;
- выделения земельных участков по особой процедуре;
- аренды государственного имущества или оборудования с применением льготных условий договора;
- упрощенной системы по оформлению отчетности и разрешительной документации;
- преимущественного права при участии в государственных закупках;
- организации добровольных объединений и иных структур, предназначенных для оказания содействия в вопросах развития малого бизнеса.
Важно! Льготы по налогообложению применимы только в ситуации, когда заявленный вид деятельности предприятия является для него основным и его доля в итоговой сумме прибыли занимает больше 70%.
Предприниматели могут претендовать также на участие в следующих программах:
- расширенной помощи занимающимся бизнесом в сельскохозяйственном секторе производства;
- возмещения трат на обновление парка основных средств (частичное);
- поддержки информационного плана (организации обучающих курсов, семинаров);
- имущественной поддержки, охватывающей возможность аренды муниципальных производственных мощностей и строений (помещений) со скидкой (до 60%);
- льготного кредитования региональных инвесторов, компенсации затрат по лизинговым сделкам;
- возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению.
Для желающих получить денежное пособие предназначены субсидии:
- Для начала собственного бизнеса. Размер выплаты составляет годовую сумму пособия по безработице. Дополнительно сумма, равная вышеуказанной, выплачивается в случае трудоустройства гражданина, предъявившего направление на работу из центра занятости.
- Для развития бизнеса, действующего не больше 24 месяцев. Выделяется от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. при условии, что размер собственного участия претендента в инвестировании проекта составляет 35%-50%.
- Для переоснащения основных средств и развития предприятия. При занятости в приоритетной области хозяйства сумма выплаты составляет от 3 млн.руб. до 10 млн.руб.