Правительство одобрило повышение налога на добычу металлов и удобрений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правительство одобрило повышение налога на добычу металлов и удобрений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
-
добытые из недр на территории РФ;
-
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
-
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
-
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
-
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
-
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Какие объекты не облагаются налогом
Налог НДПИ охватывает полезные ископаемые, которые составляют значительную часть общероссийской добычи и поступлений от их продажи. Но от налогообложения освобождены некоторые виды работ и категории полезных ископаемых:
- Общераспространенные ископаемые – например, песок, глина, известняк, сапропель, супесь и суглинок.
- Подземные воды, не состоящие на государственном балансе. При этом они должны использоваться только на личные нужды той компании или предпринимателя, которые их добыли.
- Подземные воды, полученные при добыче других ископаемых или строительстве объектов. Но, опять же, они не должны состоять на государственном балансе.
- Полезные ископаемые, которые добыты из отходов собственного производства – только если на них не нужно отдельно получать лицензию.
- Полезные ископаемые, полученные в результате обслуживания геологических объектов, которые имеют особое культурное, научное, оздоровительное, эстетическое и общественное значение.
- Материалы, добытые для коллекционных целей. Чаще всего это минералы и ископаемые палеонтологического характера.
- Метан, который вырабатывается из угольных пластов.
Отметим, что некоторые из общедоступных полезных ископаемых также могут облагаться налогом. Под эту категорию попадают, например, песок и глина, которые используются при производстве фарфора и фаянса.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица.
Характеристика самого налога на полезные ископаемые не предусматривает особенностей. А вот в процессе зачисления средств в ИФНС по НДПИ из бюджета, база, расчет выплат они есть. Например, подсчет цены на добытый продукт и определение суммы пошлины. Так, каждый вид материала оценивается отдельно и уже из этой стоимости исчисляется размер выплаты.
Также гл. 26 НК РФ не устанавливает скидок по тарифам на выплаты НДПИ, но иногда к полученному сырью применяется нулевая ставка. Например, к подземным минеральным водам, которые применяют только на лечебных курортах. На уголь и нефть, которые получены после 2012 года, распространяется налоговый вычет.
Причем в залежах, находящихся на территории Татарстана и Башкирии. Особенности НДПИ касаются и оценки добытых драгметаллов. Рассчитывают цену в тот период, когда идет подсчет рекомендуемой розничной стоимости чистого продукта без НДС. Если на этот временной промежуток чистого материала нет, то применяют стоимость из предыдущих периодов.
Недропользование и добыча природных ресурсов — прибыльное дело, за предоставление которого предприниматель или юр.лицо выплачивает пошлину. В последнее время ФНС увеличила процент выплачиваемых пошлин, чем и повысила бюджет государства. Так, доля НДПИ в бюджете РФ на 2017 год составила 45%, и налоговики не планируют понижать ставку.
Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:
Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.
Решение спорных вопросов по НДПИ
По вопросам исчисления и уплаты НДПИ у налогоплательщиков возникает немало вопросов. К примеру, можно ли применить вычет по НДПИ при добыче нефти или к какой группировке отнести асбест в целях применения рентного коэффициента КРЕНТА? Разъяснением таких вопросов занимается Минфин и ФНС.
К примеру, в письме Минфина от 16.03.2022 № 03-06-06-01/19753 даны разъяснения по вопросу о том, нужно ли уплачивать НДПИ по щебню, если он прямо не поименован в списке полезных ископаемых (п. 2 ст. 227 НК РФ). Чиновники ответили: налог требуется уплатить, если первая продукция, полученная из добытого минерального сырья после его первичной обработки, соответствует продукции «щебень» − представляет собой строительный камень фракционного состава соответствующего ГОСТа.
Элементы налога на добычу полезных ископаемых
Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:
Элементы | Расшифровка | Характеристики |
Субъекты | Плательщики налога | Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика |
Объект | Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности | Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд |
Ставки | Процент платежа, подлежащий уплате | Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%. |
База | То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость | База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно |
Льготы | Не предусмотрены | Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке |
Порядок перечисления | Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно | |
Период | Период времени, за который производится начисление налога | Налоговый период определен в один месяц |
Что значит налог НДПИ
Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.
Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.
Эра дешевого газа заканчивается
В 2014 году базовая ставка будет повышена до 471 руб., в 2015-м — до 552 руб. Сейчас она составляет 251 руб. Подобные меры направлены на достижение равнодоходности газа как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «Это очень важный момент, и мы должны четко определить, когда мы выйдем на равнодоходность, — говорят в минэнерго. — Закрепление этой даты будет важным сигналом для инвесторов и Формула НДПИ должна быть проста в администрировании и должна учитывать особенности газовой отрасли, регулирования, ценовой политики и затраты на добычу и доставку газа, — пояснили в минэнерго. — Кроме того, она должна обеспечивать инвестиционные стимулы для разработки месторождений на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, направленные на долгосрочную перспективу. Мы пришли к выводу об обнулении ставки НДПИ для месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока на долгосрочную перспективу. Подобные инициативы будут побуждать инвестора к разработке месторождений, а также обеспечат высокий уровень финансовой стабильности».
Формула НДПИ должна быть проста в администрировании, учитывая особенности газовой отрасли, регулирования, ценовой политики и затраты на добычу и доставку газа, считают в Минэнерго
Однако у минфина другая точка зрения на будущее НДПИ. «Минэнерго учитывает разработку конкретных газовых залежей, по сути они предлагают делить всю добычу газа по залежам и применять разные уровни затрат к разным видам залежей, — говорит Алексей Сазанов. — Однако при разработке глубоких залежей, у которых доля жирных компонентов резко возрастает, выручка от них не учитывается. Для нас это непонятно. Мы понимаем, что необходимо стимулировать Восточную Сибирь, но, к сожалению, мы не видели ни одной экономической модели месторождений этого региона, поэтому пока нельзя говорить о том, какая будет ставка НДПИ. Нужно сначала проанализировать экономическую модель, а потом принимать решение. Скорее всего, и по выработанным месторождениям также потребуются понижающие коэффициенты. Но опять же мы ждем от коллег предоставленных экономических моделей, на основании которых и будет решено, конкретно какие понижающие ставки будут установлены».
Дискуссии между министерствами вызваны тем, что в традиционных регионах добыча газа заметно снижается, компании уходят в новые регионы, на более глубокие залежи, в которых стоимость добычи существенно выше, что во многих случаях делает разработку таких месторождений нерентабельной. Эксперты считают, что без принятия новой газовой политики государства в связи с изменяющейся ситуацией на рынке существует серьезная угроза снижения его добычи. «Эпоха дешевого сеноманского газа заканчивается, — говорит руководитель направления «Стратегия и развитие бизнеса» энергетического Антон Рубцов. — По данным минприроды, на его долю приходится около 18% от всех запасов газа. Остальное же далеко от реализации в ближайшей перспективе. Крупные запасы газа находятся в основном в сложных регионах. И это в основном запасы жирного газа. Однако его разработкой занимается, по сути, только одна компания, а другие этого делать не спешат. Запасов сухого газа, доля которого в добыче более 70%, существенно меньше».
По мнению экспертов, если цены на газ будут как минимум в два раза выше, чем сейчас, то разработка сложных проектов будет рентабельна даже при текущей ставке НДПИ. «Государству нужно определиться, в каком направлении будет двигаться газовая отрасль: пойдем ли мы по пути начисления разных ставок НДПИ в зависимости от типа месторождений или же будем двигаться к постепенному повышению цен на газ, — уверен Антон Рубцов. — Газовой отрасли нужны четкие правила игры».
Как точно определить налоговую базу
Если добытые полезные ископаемые были проданы, то сумма НДПИ будет определяться исходя из стоимости. Но если этого не произошло, должны быть использованы расчётные цены. Они состоят из следующих частей:
- Прямые затраты. В них включаются средства, непосредственно потраченные на добычу. Сюда включаются материальные расходы, оплата труда, амортизация оборудования. Хотя обычно понятно, что должно входить в этот список, плательщик должен составить точный перечень видов затрат, которые он учитывает. Эти затраты распределяются на всю продукцию в конце налогового отчётного периода, а учитываются при расчётах только те, которые соответствуют рассматриваемой партии ископаемых.
- Косвенные затраты. Во время добычи необходимы дополнительные расходы для обеспечения работы основного производства. Они могут включать ремонт оборудования, геологоразведочные работы. На конец отчётного периода их распределяют, а ту часть, которая приходится на эту партию продукции добавляют для расчёта налоговой базы.
Перечень видов затрат может включать только те, которые считаются таковыми при расчёте налога на прибыль. Количество добытых ископаемых определяется в единицах объёма или массы. Для определения расчётной цены нужно разделить стоимость понесённых затрат на объём или вес добытой продукции.