Россиян могут начать штрафовать за летние шины зимой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россиян могут начать штрафовать за летние шины зимой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.
Когда менять летнюю резину на зимнюю
Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: во-первых, ночью и утром велики риски появления гололеда и снега, а во-вторых, сейчас в мастерских пока еще нет длинных очередей.
Автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев при оценке наиболее подходящего времени для переобувки на зимнюю резину предупредил: важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, формат эксплуатации, работа коммунальных служб в населенном пункте и многое другое.
«Cменить резину стоит до заморозков. Если ночная температура в регионе ниже нулевого значения – хороший ориентир для смены резины. При выборе зимних шин я бы остановился на шипах. Воздействие шипов на дорожное покрытие намного меньше, чем принято считать. Важно понимать, что это вопрос безопасности водителей, что не может идти ни в какое сравнение с тем, насколько сильно шипы портят дорожное покрытые», ― считает Бургазлиев.
В свою очередь автомобильный эксперт и специалист в области тюнинга Юрий Пархоменко считает, что зимой в России не стоит делать выбор в пользу универсальных шин.
«С точки зрения закона, они будут удовлетворять требованиям, но это небезопасно. Если есть возможность поставить хорошие шипованные шины – лучше выбрать их. Этот выбор связан с тем, что зимой в России погода непредсказуема. Зимы бывают малоснежные, а бывают морозные, с ледяными дождями. Любая «липучка» на голом льду поведет себя непредсказуемо», ― уверен эксперт.
По его мнению, если автомобиль эксплуатируется в регионе, где зимой лежит снег, лучше купить именно зимнюю резину.
«Любой метр тормозного пути очень важен. Зимой следует внимательно следить за стилем езды: без резких торможений и ускорений, с плавными вхождениями в повороты», ― заявил эксперт.
Требования к летней резине в 2022 году
Как было указано ранее, вопрос когда можно переобувать машину на летнюю резину регламентируется Техрегламентом ТС в 5 разделе указано, что :
- на автомобилях должны устанавливаться шины, которые рекомендуются изготовителями для климатических условий страны;
- размеры покрышки должны соответствовать колесным дискам авто;
- индексы нагрузки и скорости должны соответствовать максимальным характеристикам авто, которые указаны в технической документации к транспортному средству. К примеру, индекс скорости Н обозначает, что максимально допустимая скорость авто 210 км/час. Индекс нагрузки 82 значит, что на одно колесо максимальная нагрузка 475 кг;
- высота протектора летнего комплекта резины не должна быть ниже 1,6мм для легковых авто и грузовых до 3,5т. Для автобусов показатель должен быть как минимум 2мм, для мотоциклов 0,8мм. Касательно грузовых авто и прицепов с массой более 3,5т минимальный протектор — 1мм;
- запрещается эксплуатация шин с различными повреждениями. К ним относят пробои, порезы, расслоение шин и разррушение материала вплоть до обнажения корда.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.
Есть некоторые термины, которые знают все автовладельцы, к примеру:
- протектор (в переводе с латыни «Защитник») – это технический элемент шины, уберегающий её от проколов и дающий лучшее сцепление с дорогой;
- покрышка – «обувь» автомобиля, то есть шина. Толстый круг из особых резиновых масс и ткани, надеваемый на камеру;
- штраф – взыскание денежных средств за совершенное нарушение;
- предупреждение – это административная профилактика, цель которой избежать появления опасного положение на дороге вновь;
- КоАП РФ (кодекс об административных преступлениях) – правовой документ, регулирующий условия привлечения к наказанию по делам неуголовного характера.
Нужно ли ставить зимнюю резину зимой? Есть ли закон?
Закон о зимней резине существует. Называется он «Технический регламент Таможенного Союза — ТР ТС 018/2011». Кроме прочего, в Приложении №8 к данному нормативному акту, в пункте 5.1 содержится информация:
- Запрещается эксплуатировать ТС летом на шинах, имеющих шипы противоскольжения.
- Нельзя ездить зимой на колесах, не имеющих маркировку зимней резины.
Тут нужно пояснить:
- В документе четко прописано, что лето – это июнь, июль и август. Зима, соответственно, декабрь, январь и февраль.
- В летнее время запрет распространяется не на зимнюю резину вообще, а именно на шипованные вариации.
- Правила относятся ко всем колесам транспортного средства.
- Государствам – членам ЕАЭС или их регионам разрешается ужесточать данные нормы (увеличивать количество месяцев) в соответствии с климатическими особенностями.
Сразу скажем, что на данный момент правом ужесточения условий не воспользовалась ни одна страна / регион.
За колёса другого размера – большего размера, чем родная?
Есть штраф 500 рублей.
Обратите внимание, выше мы писали о том, что нельзя ставить колёса разной размерности на одну ось. За это положен штраф в размере 500 рублей, но это частный случай.
В Техрегламенте тоже есть требования по размерности колёс. Пункт 5.2.1 Приложения №8 предписывает, что установленные размеры должны соответствовать эксплуатационной документации к машине. Поэтому, если вы поставите, например, на Ладу Приору колёса большего радиуса – R18, то это будет нарушением.
Но самое главное – за нарушение регламента, как мы упоминали выше не раз, штрафа нет. Но таковой есть за нарушение Перечня неисправностей, а пункт 5.4 нам говорит о запрете размера, а также допустимой нагрузки шины модели автомобиля.
Кроме того, ввиду бросающегося в глаза нарушения есть возможность того, что после остановки инспектором ДПС через несколько дней придёт письмо об аннулировании регистрации автомобиля.
Также важно проанализировать основные понятия, которые касаются рассматриваемой темы.
Протектор. Это один из элементов шины, так называемый скат, который предохраняет внутреннюю полость от возможных повреждений, а также гарантирует качественное сцепление колёс с дорожным полотном.
Покрышка. Это и есть шина, которая представляет собой толстый резиновый чехол. Этот чехол как бы наносится на камеру и покрывает её, напрямую контактируя с самим дорожным покрытием.
Штраф. Финансовая санкция, которая назначается представителем контролирующей службы для материального взыскания за допущенное нарушение.
Предупреждение. В рассматриваемом контексте обозначается предупреждение за нарушение правил дорожного движения. Это указание представителя ГИБДД, основанное на допущенных водителем действиях противоправного характера. Предупреждение необходимо для того, чтобы предупредить водителя и предотвратить таким способом возникновение опасных ситуаций.
КоАП. Это кодекс, в котором собраны административные правонарушения и обозначена ответственность за допущение таковых.
Далее рассмотрим более подробно, за что именно водитель может понести ответственность, почему и в каком виде.
Сроки езды на зимней и летней резине
В техническом регламенте по использованию транспортных средств от 2011 года чётко указано, что нельзя использовать шины с шипами противоскольжения летом, а летними месяцами считаются июнь, июль и август.
Также в документе обозначено, что с декабря по февраль нельзя использовать авто категорий М1 и N1, если на них не установлены зимние шины. Все колёса должны быть покрыты соответствующими шинами.
Важно и то, что дополнительные запреты могут быть продлены или введены по разным регионам, если погодные условия аномально меняются. Это прописано в регламенте Таможенного союза. Более подробно:
Июнь, июль и август — в это время нельзя использовать шипованные шины (зимние).
В декабре, январе и феврале разрешается использовать только зимние шины (их структура может предусматривать наличие шипов, но также бывают и гладкие вариации). Важными критериями являются маркировка и рисунок, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S).
Итак, летний набор, не предусматривающий обозначений M+S, необходим с марта по ноябрь. Маркировка резины M+S указывает на то, что такая резина предназначена для применения с сентября по май. Нешипованные шины возможно использовать весь год.
MS, M&S, М+S — виды маркировки, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать в зимнее время. Если на всесезонной резине таких маркировок нет, эксплуатация в холодное время года запрещена, а водитель получит штраф за нарушение.
Ответственность за неправильное использование шин
В 2018 году в России не существует штраф за летнюю резину зимой. При этом внесение подобных изменений в КоАП обсуждалось неоднократно.
Об отсутствии санкций дополнительно напоминается в информации МВД от 12.11.2018 «О вступлении в силу изменений, касающихся использования зимних шин». Действующие нормы административного законодательства не предусматривают мер юридической ответственности за несоблюдение положений техрегламента Таможенного союза.
Важно! Пока неизвестно с какого момента вступит в силу широко обсуждаемый законопроект о запрете эксплуатации в холодное время года летних шин. Если документ будет принят, отсутствие зимней резины может караться штрафом в несколько тысяч рублей.
Однако КоАП содержит другие статьи, на основании которых за эксплуатацию резины ненадлежащего качества выносится административное наказание по закону.
-
Несоответствие высоты рисунка протектора параметрам, указанным в п. 5.1 Перечня условий и неисправностей, при которых эксплуатация ТС запрещена (данный Перечень прилагается к правилам ПДД), наказывается штрафом в 500 рублей (для зимних шин он должен быть не менее 4 мм).
-
Порезы и разрывы до корды, несовпадение размера шин, установленных на одной оси транспортного средства – штраф 500 рублей.
-
Наличие трещин на диске, использование на одной оси резины разных размеров, отсутствие элементов фиксации колес – штраф 500 рублей.
Все эти нарушения попадают под действие п. 1 ст. 12.5 КоАП, которая предусматривает ответственность за управление ТС при наличии неисправностей, препятствующих его безопасной эксплуатации.
Готовится важное изменение ПДД
Если быть грамотнее, то это поправки не в Правила, а в отдельный нормативный акт, являющийся приложением к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей.
Собственно, такой перечень работает и в 2021 году, но в нём список всех неисправностей устарел – документу уже порядка нескольких десятков лет, и в нём, например, нет таких условий, как неработоспособность ABS, ESP и других систем.
Суть новых поправок заключается в том, что большой перечень таких неисправностей может перекочевать в приложение к ПДД, в том числе и запрет использование летней резины в зимнее время. Ранее мы писали об этом изменении в законодательстве.
Обратите внимание на официальную формулировку по новому закону:
Транспортные средства категорий M1 и N1не укомплектованы зимними шинами в зимний период( декабрь, январь, февраль).
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.
И вот в этом случае уже будет наказание, потому что Административный кодекс по части нарушений Перечня неисправностей имеет вполне реальные меры ответственности.
Так, за общие нарушения этого правового акта установлено наказание по части 1 статьи 12.5 со штрафом в размере 500 рублей или вынесением предупреждения.
Однако, по состоянию на 19 Октября 2021 года данные изменения в силу не вступили, и потому штрафа за езду на летней резине зимой нет. Данная информация актуальна именно на сегодняшний день. Мы ежедневно мониторим обновления, знаем, вступили ли в силу поправки и своевременно обновляем статью.
Есть только 2 тонкости в этом вопросе:
- штраф будет законным, когда внесут новые изменения в ПДД,
- если ваша резина не соответствует другим условиям Перечня неисправностей (о них мы поговорим ниже).
Давайте сравним, как законодательное регулирование вопроса штрафа за не соответствующие зимнему сезону покрышки работает до и после поправок.
Как сейчас? | Как станет после изменений? |
---|---|
Обязанность переобуваться и запрет летней резины зимой содержится только в Техрегламенте. | Требование надевать зимние шины будет закреплено в Перечне неисправностей – приложении к ПДД. |
Запрет летних покрышек актуален в декабре, январе и феврале. | Всё останется также – будет запрещено в 3 зимних месяца ездить на летних покрышках. |
Штрафа за летнюю резину в зимнее время нет, потому как нет наказания за нарушения регламента. | Есть действующий штраф за нарушения Перечня неисправностей, а, так как, запрет летних шин пропишут прямо в этом правовом акте, то ответственность будет касаться и этого нарушения. |
То есть фактически никакого нового штрафа ГИБДД введено не будет. Просто в списке, где перечислены запреты, будет включен и запрет водить авто на несоответствующих сезону шинах. А за нарушение этого списка наказание уже есть – 500 рублей, как мы указали выше.
Сроки езды на зимней и летней резине
Возьмем Технический регламент ТР ТС 018/2011, который называется «О безопасности колесных транспортных средств», и откроем приложение № 8. Читаем п. 5.5, где четко обозначено: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».
Дальше написано, что с декабря по февраль запрещено использование автомобилей (кат. M1, N1) без зимних шин, которые отвечают условиям п. 5.6.3 данного Приложения и должны быть установлены на все четыре колеса машин. Запрет на эксплуатацию может быть продлен на усмотрение региональных органов госуправления стран, которые вошли в Таможенный союз, с учетом их географических и климатических условий.
Что здесь имеется в виду:
- Летом (с июня по август) не разрешается эксплуатировать шипованные шины и возможен штраф за зимнюю резину. Данное правило касается всех без исключения транспортных средств.
- Зимой (декабрь – февраль) необходимо ездить только на зимней резине (с шипами или без). Причем она должна иметь определенный рисунок и маркировку MS, M&S либо М+S. Это относится к автомобильной категории B, куда входят грузовики (N1) и легковушки (M1). С 11.11.2018 на остальные ТС это не распространяется.
- Срок указанных ограничений может только продлеваться государственными органами всех уровней (местными и федеральными), но не сокращаться. К примеру, в вашей области могут запретить шипованные шины на период май – сентябрь. Уменьшить продолжительность запрета власти не имеют права. Из чего следует, что в продолжение июня – августа автомобильный транспорт всей страны не должен ездить на шипах.
Как видим, у нас четко обозначены периоды эксплуатации шин:
- Летний комплект (без обозначений М+S и др.) – март – ноябрь. Возможен штраф за зимнюю резину, не замененную на летнюю.
- Зимняя шипованная резина (с меткой М+S и др.) – сентябрь – май.
- Шины без шипов для зим (с отметкой М+S и др.) – круглогодично.
Какие и когда нужно использовать покрышки, показано в таблице ниже:
Время года |
Тип резины |
||
Зимняя с шипами |
Зимняя без шипов |
Летняя |
|
Лето |
нет |
да |
да |
Осень |
да |
да |
да |
Зима |
да |
да |
нет |
Весна |
да |
да |
да |
Нужно ли ставить зимнюю резину зимой? Есть ли закон?
Закон о зимней резине существует. Называется он «Технический регламент Таможенного Союза — ТР ТС 018/2011». Кроме прочего, в Приложении №8 к данному нормативному акту, в пункте 5.1 содержится информация:
- Запрещается эксплуатировать ТС летом на шинах, имеющих шипы противоскольжения.
- Нельзя ездить зимой на колесах, не имеющих маркировку зимней резины.
Тут нужно пояснить:
- В документе четко прописано, что лето – это июнь, июль и август. Зима, соответственно, декабрь, январь и февраль.
- В летнее время запрет распространяется не на зимнюю резину вообще, а именно на шипованные вариации.
- Правила относятся ко всем колесам транспортного средства.
- Государствам – членам ЕАЭС или их регионам разрешается ужесточать данные нормы (увеличивать количество месяцев) в соответствии с климатическими особенностями.
Сразу скажем, что на данный момент правом ужесточения условий не воспользовалась ни одна страна / регион.
Ответственность за неподходящую резину
Как часто случается с другими законами запрет был введен, но ответственности, наступающей за его нарушение, нет. На сегодняшний день законодательно не установлена какая-либо санкция за неправильное использование сезонной резины. Это связано с тем, что соответствующая статья все еще не была внесена в административное законодательство.
В Государственной Думе находится несколько проектов по ее внесению, но пока что невозможно говорить о сроках и возможности их принятия. В любом случае этого не произойдет ранее следующего года. Однако водителю следует отличать это нарушение от схожих, ответственность за которые уже была установлена. К таким относится использование поврежденной покрышки или резины, непригодной к использованию в связи с износом или иными факторами.
Автовладельцы знают, что зимние шины бывают как шипованными, так и на липучке. Главная их особенность и отличие от летнего варианта покрышек – сохранение свойств при низких температурах. Кроме этого, зимние шины способствуют лучшему сцеплению с дорожным покрытием на льду. И это не только при прямой езде, но и на поворотах.
Согласно нововведениям, шипованные шины больше не подойдут автовладельцам, которые любят кататься за городом. Однако многие водители даже используют их в пределах города. Все же если такое желание у гражданина появится, то на заднем стекле авто должна будет присутствовать наклейка, предупреждающая об использовании шипованных покрышек. В случае ее отсутствия на водителя будет наложен штраф.
Большинство водителей уверены, что не стоит спешить менять летнюю резину в так называемый переходный период погоды. Они настаивают, что первый снег держится не долго, как и заморозки. Все растает очень быстро, а зимние покрышки на голом асфальте стираются очень быстро. Эксперты же до сих пор не понимают, почему изношенность резины преобладает над страхом разбить автомобиль на скользкой дороге.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.