Как рассчитываются пенсии в Беларуси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитываются пенсии в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии
Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.
Благодарность за труд
Заработная плата педагогических работников увеличивается. Так, для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования повышение составило 6 процентов от оклада, для профессорско-преподавательского состава — 15. Также выросла зарплата методистов и руководителей структурных и обособленных подразделений, которые занимаются научно-методическим обеспечением образования. Размер повышения на республиканском уровне — 30 процентов от оклада. Это касается Академии последипломного образования, Национального института образования, Республиканского института профобразования, Республиканского института высшей школы. На областном и районном уровне заработная плата этой категории педработников увеличилась на 20 процентов от оклада. Речь идет об институтах развития образования, учебно-методических центрах и кабинетах.
Также установлена надбавка за характер труда рабочим, дежурным по общежитию и по режиму, секретарю учебной части, работникам бюджетных организаций сферы образования, должности служащих которых являются общими для всех видов экономической деятельности, вместо базовой доплаты до минимальной зарплаты.
Напомним, с 1 сентября прошлого года повысилась заработная плата воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей. Надбавка за работу в отрасли составила 20 и 10 процентов от оклада соответственно.
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий предусматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.
По какой формуле рассчитывается пенсия
Расчет пенсии проводится согласно специальной формуле. Но чтобы ею воспользоваться, нужно узнать следующие показатели:
ИПК | Пенсионный балл, который рассчитывается в зависимости от размера заработной платы и страховых взносов, выплачиваемых работодателем. |
Премиальный коэффициент | Начисляется, если человек продолжает работать, даже достигнув минимальной планки пенсионного возраста. |
Размер гарантированной пенсии | Минимальный размер пенсии, что определяется законодательством. Её начисляют человеку, который проработал минимальный срок. Для некоторых категорий минимальная пенсия может быть повышена. |
Белорусы могут онлайн рассчитать себе пенсию
В теории можно взять свои расчетные листки за последние 24 года и посмотреть официальные данные по средним зарплатам в стране (на сайте Белстата есть данные с 1991 года). Правда, это займет немало времени и сил. Если есть все данные, то можно обратиться в управление социальной защиты администрации по месту жительству.
Для расчета месячного коэффициента берется зарплата работника до уплаты налога (то есть «грязными») и делится на среднюю зарплату по стране в этом же месяце. К примеру, в апреле зарплата работника составила «грязными» 1200 рублей, а средняя по стране — 921 рубль. Коэффициент получается 1,3 за апрель. Если зарплата в апреле была на уровне минимальной, которая сейчас составляет 305 рублей, то коэффициент будет порядка 0,33.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении
Взносы начисляются и накапливаются на персональном счете гражданина, а не в Фонде социальной защиты населения. Чтобы защитить накопления от инфляции, средства размещаются на рыночных условиях в депозиты или ценные бумаги.
Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования. Порядок начисления и распределения дополнительной доходности (страхового бонуса) будет устанавливаться страховщиком по согласованию с Министерством финансов.
Сумма накоплений зависит от ряда факторов: срока страхования, суммы отчислений, периода выплаты дополнительной пенсии, размера ставки рефинансирования, размера зарплаты работника и инвестиционной политики страховщика. Ожидается, что в совокупности с государственной трудовой пенсией доход гражданина будет приближен к его предпенсионному заработку.
К примеру, для мужчины, чей доход был равен средней заработной плате в стране, при ежемесячном отчислении средств начиная с 45-летнего возраста выплаты могли бы составить: при ежемесячной уплате 58 рублей — более половины размера средней пенсии по возрасту в течение 10 лет (307 рублей) или почти полную вторую сумму средней пенсии по возрасту в течение 5 лет (529 рублей).
При уплате ежемесячно 27 рублей в течение 10 лет страхователь мог бы получать 30 % от размера средней пенсии по возрасту (142 рубля), а в течение 5 лет — 50 % от размера средней пенсии по возрасту (244 рубля).
Для работника и работодателя действуют налоговые преференции. К примеру, для юрлиц, заключивших договор пенсионного страхования в пользу работников, страховые взносы включают в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. Кроме того, на сумму страховых взносов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и «Белгосстрах», а страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы.
При этом для работодателя снижается размер обязательного страхового взноса на пенсионное страхование на величину страхового взноса за счет средств работодателя: 28 % — размер страхового взноса = обязательный страховой взнос на пенсионное страхование
Работники — физические лица, заключившие договор пенсионного страхования, могут получить налоговый вычет на сумму уплаченных страховых взносов.
Государство регламентирует размещение денежных средств страховщика в государственных банках и ценных бумагах Министерства финансов и Банка развития, а также гарантирует страховые выплаты, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями.
Для защиты интересов граждан на случай невыполнения своих обязательств страховые организации создают гарантийные фонды, средства которых перечисляют в республиканский бюджет. Эти средства имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь, если страховщик не может выполнить свои обязательства.
Как рассчитать прибавку к пенсии с 1 января 2023 года
С января 2023 года начнет работать Социальный фонд РФ. Он является правопреемником ПФР, будет заниматься назначением, перерасчетом и выплат пенсий. Индексация с 1 января 2023 года будет сделана автоматически. Подавать заявление на перерасчет не нужно.
Сообщается, что средний размер пенсий для неработающих пенсионеров (с учетом индексации) составит 21865.47 руб. Средний размер прибавки к пенсии после индексации — чуть выше 1000 рублей. Вы можете самостоятельно рассчитать новый размер пенсии. Для этого нужно:
- уточнить количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) через личный кабинет
- умножить количество коэффициентов на 123.77 руб.
- прибавить к полученной сумме новый размер фиксированной части 7567.34 руб.
После перерасчета с 1 января 2023 года новый размер пенсии можно будет увидеть в личном кабинете на сайте Социального фонда.
Как рассчитать, на сколько с 1 января 2023 года увеличится ваша пенсия, подсказали специалисты
С 1 января страховые пенсии по старости и инвалидности неработающих пенсионеров Российской Федерации будут проиндексированы на 4,8 процента. Впрочем, прибавка у каждого пенсионера будет индивидуальная.
«Чтобы узнать, на сколько вырастет именно ваша пенсия, ее нынешний размер надо умножить на коэффициент 0,048. Допустим, если ваша пенсия сейчас равна 15 000 руб., прибавка с 1 января 2023 г. составит 720 руб. (15 000 руб. × 0,048), и пенсия вырастет до 15 720 руб. Если же сейчас вы получаете 25 000 руб. ежемесячно, значит, прибавка будет 1 200 руб. (25 000 руб. × 0,048). То есть с нового года вы будете получать 26 200 руб. ежемесячно. Но! Для расчета берите исключительно размер своей страховой пенсии. Допустим, если пенсионер является инвалидом или другим федеральным льготником и помимо пенсии получает из ПФР ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), ее размер учитывать не надо. ЕДВ проиндексируют отдельно с 1 февраля 2023 г. на уровень инфляции за 2022 г. Пока по прогнозу она составит 12,4%», — разъясняет пожилым гражданам проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Сафонов.
Как уточнил Сафонов, индексация с 1 января нового года ждет только неработающих получателей страховых пенсий по старости и инвалидности в стране. Для работающих пенсионеров индексация по-прежнему в Российской Федерации отменена.
Повышения пенсий с 1 января также не стоит ждать получателям пенсий по государственному обеспечению, в том числе социальных (у них индексация проходит 1 апреля) и военным пенсионерам (у них индексация будет 1 октября).
Кто может получать пенсию?
Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:
- Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
- Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
- Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет
Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту. Вместо нее государство назначает социальную пенсию, которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.
Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.
Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.
Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.
Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.
Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.
Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.
- Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
- Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
- Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
- Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.
С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:
- Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
- Для иностранцев вид на жительство.
- Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
- Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
- Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
- Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
- Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.
Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).
Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
- накопить минимальный страховой стаж;
- накопить минимальный общий трудовой стаж;
- достигнуть пенсионного возраста.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
- обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
- декретный отпуск;
- уход за родственниками-инвалидами.
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
Год | Пенсионный возраст для мужчин | Пенсионный возраст для женщин |
2016 | 60 лет | 55 лет |
2017 | 60 лет и 6 месяцев | 55 лет и 6 месяцев |
2018 | 61 год | 56 лет |
2019 | 61 год и 6 месяцев | 56 лет и 6 месяцев |
2020 | 62 года | 57 лет |
2021 | 62 года и 6 месяцев | 57 лет и 6 месяцев |
2022 и последующие годы | 63 года | 58 лет |
Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
Как рассчитываются пенсии в Беларуси: подробный рассказ
Из-за того, что минимальный страховой стаж, который нужен для получения пенсии, увеличился достаточно резко (в 2013 году он составлял всего 5 лет), многие люди попали в так называемую пенсионную ловушку. Получается, набрать нужное количество трудового стажа они смогли, а страхового — нет. По данным Минтруда, сейчас таких около 3,5 тысячи человек.
Чтобы сгладить ситуацию, власти снизили страховой стаж для некоторых категорий. Например, военным и силовикам, которые не отслужили нужное время и не могут получать пенсию за выслугу лет, достаточно 10 лет страхового стажа. Тем, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или человеком старше 80 лет, тоже достаточно 10 лет страхового стажа. Но при этом для них заметно увеличился общий трудовой стаж: он составляет уже 40/35 лет, а не 25/20.
Если страхового стажа не хватает, то и права на трудовую пенсию не будет. В такой ситуации назначают социальную пенсию. Она равна 50% бюджета прожиточного минимума, сейчас это 115,92 рубля (бюджет прожиточного минимума пересматривают раз в квартал, вместе с ним чуть прирастает и пенсия). Также стоит учитывать, что оформить социальную пенсию можно позже, чем обычную трудовую: для мужчин — в 65 лет, для женщин — в 60.
Здесь тоже придется довольствоваться социальной пенсией: 115,92 рубля. Назначат ее тоже позже: в 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.