Когда можно поменять подсудность и как помешать это сделать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда можно поменять подсудность и как помешать это сделать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Институт подведомственности гражданских дел первоначально был направлен на разграничение компетенции различных органов государства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов. Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в теории предметную компетенцию различных органов государства, компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, комиссий по трудовым спорам и иных организаций, имеющих право разрешать вопросы права. Подведомственность — это совокупность юридических норм, установленных в законах и определяющих возможность конкретного органа разрешать тот или иной спор (правовой вопрос) в зависимости от субъекта, предмета и характера спора. Таким образом, как межотраслевой правовой институт, подведомственность указывает, какой орган разрешает спор, в отношении каких субъектов и по какому вопросу.
В силу ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. Статья 46 Конституции РФ также гарантирует судебную защиту. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Например, в соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судом. Комиссии также разрешают спорные вопросы по охране труда, зарплате работников, другие социально-трудовые вопросы.
Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.
Вопрос о том, какой конкретный арбитражный суд или какой конкретный суд общей юрисдикции компетентен рассмотреть подведомственный этим судам спор по первой инстанции, и является вопросом подсудности.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе») к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Гражданские дела Конституционным Судом не разрешаются. Его полномочия определены в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе»).
Компетенция каждого из указанных судов определена законом. Так, компетенция мировых судей закреплена в ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и ст. 23 ГПК РФ. Компетенция военных судов, осуществляющих судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, закреплена в ст. ст. 14, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах». Детальная регламентация подведомственности и подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов определена процессуальными законами — ГПК РФ (гл. III, ст. ст. 22 — 33) и АПК РФ (гл. IV, ст. ст. 27 — 39).
Отнесение к арбитражным судам
Что касается арбитражных судов, в их компетенцию входит рассмотрение гражданских дел предпринимательской и прочего рода экономической направленности (основание — ст. 1.27 АПК).
Отсюда следует, что арбитражные суды призваны разрешать экономические споры, рассматривать иные дела, где принимают участие юридические лица, организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица (имеющие правовой статус ИП).
В таких делах параллельно с ними могут участвовать представители госвласти РФ, субъектов федерации, а также муниципальных образований, структуры местного самоуправления и иных государственных органов.
Что еще касается подведомственности и подсудности? В порядке административного судопроизводства арбитражными судами рассматриваются экономические споры, которые появляются из административных и иного рода публичных правоотношений (основание — ст. 27-33 АПК). Это следующее:
- Оспаривание правовых нормативных актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя, возникающие при ведении предпринимательской деятельности, вступлении в экономические отношения.
- Оспаривание правовых ненормативных актов, издаваемых органами госвласти.
- Административные правонарушения.
- Взыскание с юрлиц и граждан, занимающихся предпринимательской (или какой-либо иной экономической) деятельностью санкций и обязательных платежей.
Отнесение к судам общей юрисдикции
Продолжаем представлять подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Тут мы подробно разберем подведомственность судам общей юрисдикции. Они отличаются универсальным характером (по отношению к подведомственности арбитражному суду) — здесь рассматриваются все гражданские дела, которые прямо не относятся к компетенции арбитражных судов.
В частности, тут разрешается следующее:
- Исковые дела с участием юрлиц, граждан, органов госвласти и местного самоуправления по защите оспариваемых, нарушенных прав, интересов, свобод.
- Разрешение споров, возникающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, экологических и иного рода правоотношений.
- Дела по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК, разрешаемым в порядке приказного производства.
- Дела, которые возникают из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК.
- Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК.
- Дела по оспариванию решений третейского суда, по выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений, выданных теми же третейскими судами.
- Дела о признании и дальнейшем приведении в исполнение решений, постановленных иностранными судами, зарубежными арбитражными решениями.
- Рассмотрение и разрешение дел с участием иностранцев, лиц, не имеющих гражданства, иностранных, международных компаний, организаций, функционирующих с участием иностранных инвестиций.
Пространственная подсудность, в свою очередь, разделяется на следующие категории:
- Альтернативная. В некоторых случаях (ст. 29 ГПК) истец может подавать судебное заявление не только по месту жительства (или же местонахождения) ответчика, но и в ином суде по выбору самого заявителя.
- Договорная. Будет установлена по соглашению сторон. Цель этого — лучшее обеспечение их интересов.
- Исключительная. Выделяет список объектов права (ст. 30 ГПК), споры в отношении коих подлежат разрешению лишь в судах, перечисленных в данной статье.
- По связи дел. Такая подсудность предусмотрена уже ст. 31 ГПК. Независимо от территории, спор будет подлежать разрешению в том судебном органе, где уже рассматривается дело, с ним связанное.
Мы разобрали понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Вместе они позволяют выявить отнесение дела к определенному суду, уровню российской судебной системы. Подведомственность определяет отнесение гражданских дел к судам арбитражным или другой группы — общей юрисдикции. Подсудность — рассмотрение дела определенным уровнем судебной системы, определенным судом по территориальному признаку.
Комментарий к статье 33 ГПК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи сформулировано правило, обязывающее суд рассмотреть любое дело по существу, если оно принято им к своему производству с соблюдением правил подсудности. При этом установлено, что, если даже в процессе рассмотрения дела оно стало подсудным другому суду (например, изменилось место нахождения или жительства ответчика, что влияет на определение территориальной подсудности дела), суд, принявший дело к своему производству с соблюдением правил подсудности, должен его рассмотреть по существу. Единственным исключением из правила ч. 1 комментируемой статьи являются положения ч. 3 ст. 23 ГПК, в соответствии с которой в том случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья передает дело на рассмотрение в районный суд (см. комментарий к ст. 23 ГПК).
Таким образом, при применении комментируемой нормы необходимо установить, соблюдены ли были правила подсудности на момент возбуждения производства по делу в суде (в момент принятия иска к производству). В случае если правила подсудности были нарушены в момент возбуждения производства по делу, то необходимо применять положения ч. 2 комментируемой статьи.
При понимании правил подсудности необходимо иметь в виду положения ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, произвольная передача дела из одного суда в другой при отсутствии в процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том же суде, а также при отсутствии согласия сторон недопустима .
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1459.
2. По общему правилу суд не может передавать дело на рассмотрение другого суда. Однако из этого правила предусмотрены исключения, названные в ч. 2 комментируемой статьи. Суд передает дело на рассмотрение другого суда, если:
1) ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его нахождения или месту жительства (п. 1 ч. 2 комментируемой статьи). Данная норма применяется в том случае, когда иск был подан к ответчику, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее (ч. 1 ст. 29 ГПК). Положения п. 1 ч. 2 комментируемой статьи применимы и к ситуациям, указанным в ч. 2 ст. 423 ГПК. В остальных случаях правило комментируемой нормы не может быть применено;
2) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). Данная норма, по сути, предусматривает изменение подсудности по соглашению сторон. При этом п. 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает возможность применения заключенного сторонами соглашения об изменении подсудности дела после возбуждения производства по нему в суде. Однако такое соглашение возможно лишь при условии, если стороны выберут суд по месту нахождения большинства доказательств по делу.
При применении комментируемой нормы необходимо учитывать, что соглашением сторон не может быть изменена родовая подсудность, установленная ст. ст. 23 — 27 ГПК, и исключительная территориальная подсудность, предусмотренная в ст. 30 ГПК;
3) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил подсудности суду на стадии возбуждения производства по делу заключаются в том, что исковое заявление (заявление) возвращается подавшему его лицу (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК). В ГПК нет оснований для прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения по мотивам неподсудности дела, выявленной после возбуждения производства по нему.
Если нарушение правил подсудности выявлено на стадии судебного разбирательства (суд принял дело к своему производству с нарушением правил подсудности), то в соответствии с п. 3 ч. 2 комментируемой статьи суд передает дело на рассмотрение другого суда, которому подсудно дело. Например, стороны заключили соглашение об изменении исключительной подсудности, чего ГПК не допускает, а суд при принятии дела к своему производству этого факта не обнаружил. Выявленное в процессе рассмотрения дела данное обстоятельство должно быть основанием для передачи дела на рассмотрение того суда, которому дело было подсудно на основании правил исключительной подсудности.
Таким образом, условием применения данной нормы является неподсудность иска данному суду в момент возбуждения производства по делу.
По сложившейся практике судов общей юрисдикции несоблюдение правил подсудности при рассмотрении дела (неприменение нормы п. 3 ч. 2 комментируемой статьи), в силу прямого действия ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, является основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение . Наличие оснований для отмены судебных актов, вынесенных по делу, рассмотренному с нарушением правил подсудности, подтверждается и возможностью обжалования определения о передаче дела по подсудности в другой суд на основании ч. 2 комментируемой статьи.
———————————
См., например: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2002 г. // БВС РФ. 2002. N 11.
Вправе ли апелляционная инстанция вернуть по подсудности дело, решение по которому вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно? ГПК не предусмотрена передача апелляционной инстанцией дела мировому судье. Однако на основании ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, в случае, когда при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции обнаруживает, что решение по делу вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно, решение должно быть отменено, а дело направлено по подсудности мировому судье ;
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2002 г. (ответы на вопросы). Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2002 г. // БВС РФ. 2003. N 3.
4) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными.
В соответствии со ст. 21 ГПК в случае отвода мирового судьи, рассматривающего дело, оно передается районным судом другому мировому судье, действующему на территории того же судебного района, или, если такая передача невозможна, оно передается вышестоящим судом мировому судье другого района. В случае отвода судьи либо отвода всего состава суда при рассмотрении дела в районном суде дело рассматривается в том же суде другим судьей или другим составом суда либо передается на рассмотрение в другой районный суд вышестоящим судом, если в районном суде, в котором рассматривается дело, замена судьи становится невозможной. В случае отвода судьи либо отвода всего состава суда при рассмотрении дела в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, Верховном Суде РФ дело рассматривается в том же суде другим судьей или другим составом суда. Дело должно быть передано в Верховный Суд РФ для определения суда, в котором оно будет рассматриваться, если в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области или суде автономного округа после удовлетворения заявлений об отводах либо в силу недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела (ст. 17 ГПК) невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела.
Заявление о передаче гражданского дела по подсудности
Образец заявления о передаче гражданского дела по подсудности, с учетом последних изменений процессуального законодательства. Подсудность дел суду определена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Подсудность может быть родовая, которая определяет уровень суда, полномочного рассматривать гражданское дело (например, мировой, районный, областной). Подсудность может быть территориальная, определяющая подсудность между судами одного уровня.
При принятии искового заявления судья исходит из сведений, указанных в исковом заявлении. Если при принятии искового заявления судья установит, что спор не подсуден этому суду, он выносит определение о возврате иска. В определении о возврате иска судья обязан разъяснить, в какой суд необходимо обращаться с таким исковым заявлением. Однако возможны ситуации, когда дело все же принято к производству суда с нарушением правил подсудности.
В случае, если в производстве суда находится дело, ему не подсудное, в соответствии со статьей 33 Гражданского процессуального кодекса РФ оно может быть передано в соответствующий суд по подсудности. Суд может сделать это по собственной инициативе, либо по поступившему ходатайству. В заявлении о передаче дела необходимо указать, почему дело не подсудно суду, приложить доказательства, подтверждающие доводы заявителя. Одной из очевидных причин передачи дела является регистрация ответчика по месту жительства в другом городе.
Законом не установлены требования к заявлению о передаче дела по подсудности, представляется, что оно должно оформляться с соблюдением основных требований к деловым документам. Текст заявления обычно излагается в свободной форме, где четко и обосновано указывается на наличие фактов, влияющих на подсудность дела. Для удобства написания заявления следует воспользоваться общими правилами составления искового заявления.
3. О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
1. В соответствии со статьями 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года все равны перед законом и судом; каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанные положения как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. По смыслу этих положений, право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.
Подсудность в гражданском процессе
Совершенно другое определение имеет термин подсудности. В случае, когда судья принимает решение о возбуждении гражданского дела, он обязан основываться именно на разрешение данному суду исполнять свою работу. Другими словами, судья обязан проверить, уполномочен ли он в данном вопросе перед принятием решения и обязан посмотреть, какие границы его юридической силы и как они максимально могут преобладают в данном случае (что разрешено ему решать, и на что он имеет право повлиять).
Принимая заявление, судья решает, какому из судов оно подсудно
Разбираться с этим вправе следующий состав федеральных судов: районный, субъекта РФ, областной, городской, а также федерального значения, Верховный суд РФ, по автономной области и окружной.
Сама подсудность представляет из себя компетенцию судов первой инстанции, следовательно, институт подсудности также имеет разграниченную работу сотрудников и органов. Основным и общим их правом является разрешение гражданских споров первой инстанцией.
Обратите внимание! Всего различают два вида подсудности, а именно предметную и территориальную. Различаются они только причиной дела, способом ведения разрешения, исключительных предметов и субъективного состава конфликта.
Родовая определяет компетенцию различных уровней судов, а точнее в качестве судов первой инстанции. Некоторые вопросы отнесены законом к мировым судам, а другие прикреплены районными/городскими.
Территориальная подсудность относится к определению пространственной системы судов РФ, также по уровням. Уполномоченными органами соотносится дело по конкретным территориальным районам страны на компетенцию одноуровневых локальных судов.
Срок рассмотрения заявления зависит только от желания его отправлять и внимательности заявляющего
Сама территориальная подсудность разграничивается еще на четыре немаловажных подвида, которые определяются также, как и подведомственная классификация:
- исключительная;
- альтернативная;
- договорная;
- по связи дел.
Необходимая информация
На основании подсудности дела определяется вариант регулирования процесса. В связи с этим есть необходимость правильно интерпретировать заявление истца. И здесь же играют роль возражения ответчика.
При помощи ходатайства можно повлиять на определение статуса дела. От этого будут зависеть все дальнейшие действия по производству.
Подавать ходатайство могут все стороны дела. И за счет этого документа корректировать следствие и разбирательство в своих интересах.
Изменение подсудности можно проводить только в случае наличия таких пунктов. Иначе суд может посчитать такое ходатайство затягиванием дела, нарушением интересов других сторон и злоупотреблением своими правами.
Подсудность бывает родовой, исключительной, территориальной, альтернативной, договорной и по связи дел. При этом подведомственность делят на условную, исключительную и альтернативную. Другими словами, при определении подведомственности важно ознакомиться с сутью правового спора, а при оценке подсудности необходимо знать также местонахождение ответчика и прочие нюансы спора. В этом кроется ключевая разница между рассматриваемыми юридическими понятиями.
При нарушении правила подведомственности дело будет прекращено. Если не соблюдаются правила подсудности, дело передается соответствующему судебному органу. Передача может производиться и при изменении формулировки заявленных требований.
Итак, подведомственность служит для определения разновидности суда, который будет рассматривать дело. При этом подсудность считается конкретным органом, его территориальным расположением. Стороны конфликта могут договориться о подсудности. В случае с подведомственностью такой возможности нет.
Подведомственность и подсудность гражданских дел
Что же такое подведомственность? Определение означает отношение конфликта о правах юридического или физического лица, которое совершает судебный орган определенного комитета. Иначе говоря, распределение обязанностей для их исполнения, как правило, распределяются они перед судебным заседанием или после, когда можно сделать вывод, основываясь на решения судьи.
Для разграничения обязанностей существует институт подсудности
Определенный орган отвечает за свою работу, об этом подробно расписано в статье 129 ГК РФ. Например, там же указаны параметры дел, которые может привлекать к производству уполномоченные сотрудники.
Данное разграничение имеет очень важную роль в производстве по делу
Подведомственность: понятие, типы и виды
Подведомственностью называют комплекс законодательных норм, на основании которых ведомства наделяются правами на рассмотрение конкретного дела. В целом, подведомственность – это иерархическое разделение полномочий органов, уполномоченных решать споры, конфликты и иные процессы, в зависимости от их рода, типа или вида.
Главной особенностью подведомственности является то, что система включает в себя не только судебные органы, но и иные ведомства. Например, разрешить трудовой спор можно не как в суде, так и при помощи трудовой инспекции.
При использовании термина подведомственность, к ведомствам относят следующие организации:
- прокуратуру;
- администрацию;
- нотариат;
- суды (мировой, районный, арбитражный, кассационный, верховный, третейский);
- министерства, агентства, службы;
- профсоюзные организации, трудовые инспекции и др.
Если гражданин обращается в ведомство, не уполномоченное в решении конкретного вопроса, либо нарушена иерархическая система подведомственности, то его заявление отклонят или перенаправят в организацию, которая обязана разбираться с данным вопросом на этом этапе.
Отличие подведомственности от подсудности
Подведомственность имеет значительные отличия от подсудности. В первую очередь нужно отметить тот факт, что подсудность – это более узкое понятие. Оно определяет законодательные нормы, регламентирующие выбор исключительно судебного органа.
Подведомственностью называют свод правил, которые применяются при избрании организации, уполномоченной разрешать тот или иной спор.
Если при подаче заявления нарушена подведомственность, то оно не подлежит рассмотрению. Информация о прекращении процесса направляется заявителю. Также важно объяснить, почему остановлено разрешение конфликта, и привести рекомендации, способствующие правильной подачи жалобы или иной заявки.
Если при подаче иска нарушена подсудность, то его перенаправляют в суд, который наделен полномочиями в его рассмотрении.
Подведомственность может быть:
- исключительной, то есть подавать заявление нужно в конкретное ведомство, определенное нормативно-правовыми актами;
- условная, которая предполагает предварительное прохождение досудебной процедуры разрешения конфликта;
- императивная, которая характеризуется строгим иерархическим разделением полномочий между ведомствами;
- договорная, при которой стороны сами определяют организацию, которая будут рассматривать спор, в случае его возникновения.
В свою очередь, подсудность делится на 3 типа: предметную, территориальную и по связи дел. Первая определяет конкретный суд, уполномоченный разрешать конфликт, вторая – местоположение судебного органа, куда подается заявление, а третья – предполагает возможность объединения нескольких процессов, подсудных разным ведомствам в одно дело.