Отказ от заключения контракта на Портале Поставщиков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ от заключения контракта на Портале Поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Среди руководителей организаций, занимающихся закупками для государственных и муниципальных нужд, бытует мнение, что контракты по процедурам, не размещенным В ЕАИС, можно не исполнять, если, например, подскочат цены, либо в силу иных форс-мажорных обстоятельств исполнять их окажется не выгодно. Так ли это на самом деле?
Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика
Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.
Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.
При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:
- Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
- В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
- Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.
Рассмотрим сначала последствия уклонения от заключения контракта на портале Березка для Заказчика и Поставщика.
Заказчик не обязан заключать контракт с победителем. Он может, например, найти лучшее предложение на другой ЭТП без всяких последствий для себя. Однако он должен внести информацию об этом событии в реестр контрактов, а затем агрегатор передаст ее в ЕИС.
Если же Поставщик не подпишет в течение одного дня протокол определения наилучшей цены на товары, работы и услуги, он будет заблокирован на вышеуказанном ресурсе на три месяца, вносится в реестр заблокированных поставщиков (РЗП) и не сможет три месяца участвовать в торгах. Повторный отказ от подписания вышеуказанного протокола снова приведет к лишению аккредитации на Березке уже сроком на 2 года.
Если протокол подписан сторонами, но с нарушением однодневного срока, вторая сторона может отказаться от закупки без всяких последствий для себя. Депозит в размере 10% от НМЦК не будет разблокирован до тех пока поставщик полностью не выполнит свои обязательства по поставке товара/выполнению работ/оказанию услуг. То есть, при отказе от исполнения контракта он полностью перейдет к Заказчику.
Например, если НМЦК составляет 600 000 руб, то победитель потеряет 60 000 руб, что для небольшой организации довольно чувствительно. И оспорить штраф в арбитражном суде ей не удастся.
Теперь рассмотрим последствия отказа победителя от заключения контракта на Портале Поставщиков. Если победитель, подписавший оферту, в силу внезапно открывшихся обстоятельств откажется от подписания контракта, это не будет считаться отказом от его исполнения.
В самом деле с какой радости победителю исполнять контракт, от подписания которого он отказался?
Другие изменения в 44-ФЗ, которые действуют с 1 июля 2022 года
Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.
С 1 июля 2022 года в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, в том числе закрытых, заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Такие действия считаются надлежащим уведомлением.
Если контрагент не принял меры и не устранил причины, по которым заказчик решил расторгнуть контракт, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления (ч.12.1 статьи 95).
В случае если в одностороннем порядке расторгается контракт, заключённый по результатам закупки не в электронной форме (ч.12.2 статьи 95), такое решение передаётся лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне по его адресу, указанному в контракте.
В статье 45 Федерального закона 44-ФЗ с 1 июля 2022 года также действует уточнённый порядок получения средств по независимой гарантии от банков. Согласно пп.3 п.2, для получения неустойки в размере 0.1% от суммы за каждый день просрочки заказчику необходимо предъявить требования о выплате, пока не закончился гарантийный срок.
Кроме того, с 1 июля заказчики обязаны предъявлять претензии контрагентам, которые нарушили условия контракта в электронной форме через ЕИС. Результат рассмотрения претензий поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику также через ЕИС.
Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г. N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036) рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и грозит для должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей.
При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня.
Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016). Датой уведомления поставщика является 21.07.2022. На основании ст. 193 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ поставщик в период с 22.07.2022 по 01.08.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения. Поэтому датой расторжения контракта должна была являться дата 02.08.2022. Заказчик, в нарушение ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ указал дату расторжения контракта 01.08.2022.
Аналогичная ситуация приведена в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022 (извещение N0104200002121000013). По результатам проверки комиссией Кабардино-Балкарского УФАС установлено, что заказчиком не был предоставлен подрядчику десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика. Вследствие нарушения заказчиком порядка расторжения контракта комиссия не включила сведения о подрядчике в РНП.
Когда можно вносить изменения в контракт
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Обеспечение контракта для малого бизнеса
Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):
- Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
- СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.
Шаг 3. Проведите приемку результатов контракта
Примите товары, работы или услуги по обычной схеме. Например, поставщик привезет товар. Ответственный сотрудник должен проверить количество и принять продукцию по схеме, которую прописали в контракте.
Перед поставкой контрагент сформирует в ЕИС электронный документ приемки. Часть информации подтянется из контракта, часть — поставщик заполнит сам. В ЕИС есть возможность сформировать три вида документа:
1. Документ о приемке. Это аналог бумажного акта или товарной накладной.
2. Универсальный первичный документ, или УПД. Это документ сразу с двумя функциями — счета-фактуры и, например, акта или товарной накладной. Такой документ бухгалтерия вправе использовать при расчетах по НДС.
3. Счет-фактура. Это аналог бумажного счета-фактуры.
Последствия для поставщика
Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.
Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).
Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.
Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.
В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.
В основном отказы от заключения контракта происходят по причине недостаточной оценки участником требований заказчика или возникновения ситуаций, не зависящих от сторон договора, когда выполнение условий договора становится невозможным. Причины могут быть следующими:
-
При получении проекта договора участник выявляет требования, которые он не в состоянии выполнить. Что свидетельствует о невнимательном изучении тендерной документации на этапе принятия решения об участии в торгах.
-
Наличие ошибок при расчете НМЦК и рентабельности проекта. Что дает недостоверную картину при финансовой оценке контракта, по факту являющуюся убыточной.
-
Технические ошибки в процессе проведения процедуры торгов.
-
При непрогнозируемом росте цен в результате изменения рыночной ситуации.
-
В случае включения дополнительных важных требований в приложения к проекту контракта или указывает дополнительные требования, не присутствовавшие в тендерной документации.
-
При возникновении форс-мажорных ситуаций (банкротство, пожар и т.п.) у исполнителя.
Письмо-отказ от заключения договора
Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:
- Наименование адресата, а именно:
- для юридических лиц — наименование, адрес, контактные данные;
- для физических лиц — Ф. И. О., адрес, контактный телефон при наличии.
- Исходящий номер документа, а также дату его регистрации в журнале исходящей корреспонденции.
- Название документа, а именно: «Уведомление об отказе от заключения договора».
- Далее по тексту необходимо изложить:
- первоначальные условия, а также предложения, поступившие от адресата;
- формулировку отказа с указанием четких причин, а также ссылки на нормативно-правовую базу, дозволяющую совершить отказ.
Отказ заказчика от заключения договора по 223-ФЗ
Согласно нормам 44-ФЗ, заказчик имеет право отказаться от заключения контракта с победителем закупочной процедуры до момента его подписания со своей стороны. Это возможно, если заказчик каким-то образом узнает о том, что победитель не соответствует требованиям частей 1, 1.1, 2 или 2.1 статьи 31.
Хотелось бы заметить, что вышеуказанную информацию заказчик должен узнавать самостоятельно, так как обязанность участника – лишь задекларировать сведения.
Заказчик не в праве обязать участников закупки подтвердить соответствие требованиям (за исключением случаев, когда данное обязательство установлено Правительством РФ).
Одна из самых распространенных причин отказа заказчика от подписания контракта по 44-ФЗ – заказчик узнает о том, что у поставщика имеется задолженность по налогам, а согласно пункту 5 части 1 статьи 31 он сообщил, что все чисто. Также нередки случаи, когда выясняется, что между должностными лицами заказчика и победителя закупочной процедуры наличествуют родственные связи.
Хотелось бы дополнительно заострить внимание на праве заказчика отказаться от заключения контракта при закупке лекарственных средств. Это касается закупок только тех препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП.
Первое условие – предельная цена, по которой отпускается товар, обязательно должна быть зарегистрирована.
Второе – цена за препарат, предлагаемый к поставке, должна быть не выше той, что зарегистрирована в государственном реестре предельных отпускных цен.
Возможны ошибки, в результате которых в контракте может быть завышена цена. В этом случае нужно составлять протокол разногласий и снижать цену до уровня цены в реестре. При несоблюдении хотя бы одного из условий заказчик должен отказаться от заключения контракта.
Также если заказчиком в закупке было установлено требование о том, что контракт будет заключен после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия, либо внесение денежных средств на счет заказчика), но по какой-то причине в назначенный срок этого не случилось, победителя закупочной процедуры признают уклонившимся, и контракт с ним заключаться не будет.
Чтобы создать протокол отказа от заключения контракта, войдите в реестр закупок. Найдите закупку на этапе «Работа комиссии» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». В форме просмотра сведений о закупке на вкладке «Документы закупки» нажмите на гиперссылку «Сформировать протокол отказа от заключения контракта».
Заполняйте форму протокола в ЕИС по правилам, которые работают для открытых конкурсов.
Как правильно раcторгнуть контракт с ненадежным поставщикомКаждый десятый заключенный контракт расторгают из-за нарушений поставщика. В расторжении, как правило, никто не заинтересован. Но бывают ситуации, в которых нельзя поступить иначе. В алгоритме из пяти шагов смотрите, как собрать документы и уведомить поставщика, чтобы расторгнуть контракт быстро и законно.
Из статьи вы узнаете:
☆ Какие условия в проекте контракта дадут право расторгнуть его без проблем; ☆ Как отказаться от контракта правильно;
☆ Сколько придется ждать расторжения.
Может. Но в этом случае велика вероятность того, что поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Данная процедура обязательна к исполнению для заказчика. Для этого он должен быть уверен, что извещение и/или документация размещены в полном соответствии с законодательством.
На практике часто встречаются случаи, когда заказчик, соблюдая процедуру, подает документы в ФАС. А поставщик со своей стороны находит у заказчика ошибки.
В этом случае данные о поставщике не вносятся в РНП, а в отношении заказчика проводятся проверки, зачастую оборачивающиеся серьезными штрафами.
Поэтому в практической деятельности заказчик и поставщик стараются уладить свои разногласия мирным путем.
В процессе заключения контракта поставщик может пересчитать свои затраты и решить, что данный контракт будет для него убыточным. Он может обнаружить какие-либо условия, которые не рассмотрел ранее, могут наступить проблемы в результате колебаний курсов валют при закупке товара для поставки, технические неполадки при исполнении контракта и прочие проблемы.
Все эти события по закону не будут являться существенными, поэтому не следует ссылаться на них в качестве веской причины для отказа от заключения контракта. Поставщик в этом случае признается уклонистом.
У заказчика появляется возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место по итогам торгов. Этот участник либо соглашается на условия заказчика, либо нет.
Во втором случае этот участник наравне с победителем признается уклонившимся.
В соответствии с законодательством о госзакупках госзаказчик обязан отказаться от заключения контракта 44-ФЗ с поставщиком, если:
- последний не направил заказчику подписанный проект контракта и (или) не предоставил обеспечение исполнения контракта, документы, подтверждающие соблюдение антидемпинговых мер;
- при подаче заявки на участие в закупке последний дал о себе неверные сведения (например, скрыл свою задолженность по уплате налогов, принадлежность к субъектам малого предпринимательства, пребывание в процессе ликвидации или банкротства, наличие конфликта интересов с заказчиком и другое).
Если подобные основания есть, заказчик размещает решение об отказе от заключения контракта на электронной торговой площадке (направляет поставщику) и в течение 3 дней уведомляет об этом территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по месту нахождения заказчика. Далее УФАС на своем заседании в присутствии стороцн решает вопрос о включении «уклониста» в реестр недобросовестных поставщиков.
В случае отказа от подписания контракта 44-ФЗ заказчик обязан направить проект контракта второму участнику закупочной процедуры либо (если он отсутствует) приобрести необходимые товары у единственного поставщика.
Важно! Поставщик не вправе отказаться от заключения контракта, поскольку сделанное им предложение на торгах рассматривается как акцепт всех условий документации о закупке и контракта в случае победы.
Последствия для покупателя: чем грозит отказ?
Решившись отказаться от товара на любом этапе, не стоит опасаться насчёт серьёзных последствий. Обычно руководство онлайн-площадок для продаж идёт навстречу своим покупателям и при единичном случае готово быстро уладить ситуацию.
Некоторые сайты ведут чёрный список, куда вписывают данные особо необязательных клиентов. Попасть туда можно только за многочисленные попытки обмана.
Покупка в интернет-магазинах – это очень удобно и выгодно. Поэтому не надо беспокоиться, что отказ от товара обернётся большой проблемой, длительными переговорами с администрацией ресурса и денежными тратами. Зная законы РФ о защите потребителя, всегда можно отстоять свои права и быстро вернуть вещь, которая вас не устроила по каким-либо параметрам.
Когда и каким образом можно отказаться от подписания соглашения
При нежелании заключать соглашение важно установить, можно ли отказаться от заключения договора в данном случае, затем сформулировать причины для ответа и выбрать требуемую форму для соответствующего письма (уведомления).
Выбор, соглашаться на сотрудничество или нет, в большинстве случаев является правом субъекта гражданских правоотношений, что согласуется с принципом свободы договорных отношений (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), и предоставляет возможность незаинтересованному в совместной деятельности лицу отклонить предлагаемую сделку. Например, возможность отказа в заключении договора на оказание услуг, в которых нет необходимости либо не устраивает предложенная цена. Как правило, это касается публичной оферты.
Иногда заключение соглашения является обязательным для стороны, например:
- если имеется предварительное соглашение (ст. 429 Гражданского кодекса РФ);
- по результатам торгов (ст. 447 Гражданского кодекса РФ);
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Часто лицу, которому направлена оферта (предложение с целью дальнейшего сотрудничества), достаточно ее просто проигнорировать при отсутствии заинтересованности в сделке.
Но в ряде случаев законом предусмотрено требование прямо выразить волеизъявление при нежелании заключать сделку. Например:
- непредоставление товара, работы, услуги потребителю как стороне по сделке при наличии такой возможности (ч. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ);
- право заказчика не заключать государственный или муниципальный контракт (п. 9, 10 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок … для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Основания отказаться от подписания государственного или муниципального контракта
Правоотношения по государственным и муниципальным заказам регламентируются законодательством РФ в сфере закупок. Закон предусматривает основания для заказчика на отказ от заключения договора по результатам торгов (пп. 9, 10 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…»). Эта возможность возникает у заказчика при наличии одного из следующих обстоятельств:
- к участникам торгов установлены требования, которым не соответствует рассматриваемый участник закупки;
- предоставление участником закупки недостоверной информации с целью соответствия требованиям к участникам торгов;
- в случаях, установленных п. 10 ст. 31, при закупке определенных лекарственных препаратов.
В иных случаях уклонение заказчика от подписания контракта с победителем торгов неправомерно.
Указанным выше законом предусмотрена ответственность за отказ от заключения договора (контракта) победителем торгов, а именно: ему не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, дополнительно он несет риск взыскания с него убытков свыше суммы, не покрытой таким обеспечением.
Основные случаи отказа от заключения контракта
Возможности уклониться от подписания договора с победителем, прописаны в 44-ФЗ. У заказчика она появляется в следующих случаях:
- Передача заведомо некорректной информации. Обычно такие ситуации связаны с тем, что потенциальный исполнитель на самом деле не может выполнить все взятые на себя обязательства, не имеет материальной и технологической базы. Некоторые компании не могут предоставить достаточную степень материального обеспечения контракта. Иногда препятствием может стать большая задолженность, либо инициированная процедура банкротства.
- Несоответствие дополнительным требованиям. Они прописаны в документации, которая прикладывается к заявке. При этом сам перечень можно найти уже непосредственно в 44-ФЗ. Когда степень несоответствия очень большая, есть значительная вероятность того, что вам откажут в заключении контракта.
- Отказ предоставления обеспечения обязательств по контракту. В таком случае, отказ будет практически стопроцентным, оспорить его не получится.
При этом сам заказчик, если он собирается отказаться от работы с исполнителем, должен внимательно относиться к самой процедуре. Он должен определить причины, по которым контракт не может быть заключен, документировать их со всеми ссылками и дополнениями.
При этом исполнителю отправляется официальное уведомление. Оно и станет основой для последующего планирования действий.
Что делать в том случае, если заказчик отказался заключать с вами контракт? Не стоит сразу принимать это как должное. Потребуется обязательно обратиться к опытному юристу, который давно работает с электронными аукционами, хорошо знает все особенности работы с федеральными законами. В ряде случаев подобный отказ можно будет оспорить, а также решить и множество других потенциальных проблем.