Оконченное преступление. Установление момента его окончания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оконченное преступление. Установление момента его окончания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Признание того или иного преступления оконченным во многом зависит от особенностей законодательного описания данного состава преступления.
- Родион Романович Раскольников — бедный студент, решившийся на преступление на философской почве
- Алена Ивановна — старуха-процентщица, скупая и неприятная мещанка, живущая ростовщичеством
- Соня Мармеладова — женщина с «желтым билетом», проститутка по воле судьбы. Верующая и набожная.
- Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова — сестра Родиона, благородная, гордая и честная девушка
- Порфирий Петрович — следователь по делу убийства процентщицы, интеллектуальный оппонент Раскольникова
- Дмитрий Разумихин — близкий друг и товарищ Раскольникова по учебе
- Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона и Дуни
- Аркадий Иванович Свидригайлов — влюбленный в Дуню порочный дворянин
- Зосимов — студент-медик, друг Раскольникова и Разумихина
- Заметов — письмоводитель в полицейском участке
- Семен Мармеладов — титулярный советник, пьяница, отец Сони
- Катерина Ивановна — вторая жена Мармеладова, дочь офицера из хорошей, но бедной семьи
- Петр Петрович Лужин — надворный советник, жених Дуни, расчетливый человек
- Лебезятников — сосед Мармеладовых по квартире
- Микола («Миколка») — красильщик, взявший на себя вину в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы
- Лизавета — невинно убитая сводная сестра старушки-процентщицы
- Настасья — прислужница на квартире Раскольникова
Оконченное преступление
Так, преступления с формальным составом считаются оконченными с момента совершения всех действий, образующих объективную сторону данного состава преступления. К таким составам могут быть отнесены деяния, предусмотренные ст. ст. 125 — 130, 131, 138, 145 УК и т.п.
Преступление с материальным составом считаются оконченными с момента наступления преступного вреда, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. К таким составам относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 105 — 108, 109, 111 — 114, 158 — 161, 164, 201, 286 УК РФ и др.
Основные персонажи романа
Главные герои:
- Родион Раскольников – бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
- Соня Мармеладова – родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника. «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
- Петр Петрович Лужин – жених Дуни, расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» господин сорока пяти лет.
- Аркадий Иванович Свидригайлов – азартный игрок с противоречивым характером, переступивший через несколько жизней. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный».
- Порфирий Петрович – пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы. «Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард». Человек умный, «скептик, циник».
- Разумихин – студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый, «наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».
- Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова – сестра Раскольникова, «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем» девушка. «У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые».
Другие персонажи:
- Алена Ивановна – старуха-процентщица, которую убил Раскольников.
- Лизавета Ивановна – сестра старухи-процентщицы, «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои».
- Семен Захарович Мармеладов – отец Сони, пьяница, «человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной».
- Екатерина Ивановна Мармеладова – женщина благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), мачеха Сони, жена Мармеладова. «Ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами».
- Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Родиона, женщина сорока трех лет.
- Зосимов – доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.
- Заметов – письмоводитель в полицейском участке.
- Настасья – кухарка хозяйки, у которой снимал комнату Раскольников.
- Лебезятников – сосед Лужина по комнате.
- Микола – красильщик, сознавшийся в убийстве старухи
- Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова.
- Полечка, Леня, Коля – дети Катерины Ивановны.
Приготовление к преступлению
Уголовный кодекс трактует приготовление к преступному деянию как умышленное создание условий для его совершения. Важно: при этом преступление не было завершено по независящим от виновного причинам. Если же человек решил не совершать противозаконные действия по своей воле, то это будет считаться добровольным отказом от преступления. В этом случае Уголовный кодекс освобождает человека от ответственности или признает добровольным отказ весомым смягчающим обстоятельством.
Основной субъективный признак — это умысел, причем прямой. То есть человек полностью осознает, что он намеренно создает условия для совершения преступного деяния. Приготовление к преступлению происходит путем как действий, так и бездействий. Последний случай довольно редкий. Это может быть, например, намеренное сокрытие обнаруженных излишков материальных ценностей на складе с целью их последующего хищения.
Что такое оконченное преступление?
В настоящее время, как отмечает О.С. Хорошилова «большинство ученых придерживается формального подхода к определению оконченного преступления, что можно считать оправданным, установление момента, с достижением которого деяние лица будет признаваться преступлением, зависит исключительно от воли законодателя». При этом не всегда требуется фактическое наступление последствий. В качестве аргумента, подтверждающего данную позицию, можно привести наличие в УК РФ так называемых преступлений с формальными и усеченными составами. О том же свидетельствует распространенная в последнее время практика криминализации деяний, представляющих собой приготовительные действия (например склонение, вербовка, иное вовлечение, обучение или вооружение лиц для совершения преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, финансирование терроризма и т. д.).
Теоретический спор относительно понятия оконченного преступления в основном касается того, достаточно ли объективного критерия для признания преступления оконченным либо необходимо дополнительно вводить субъективный критерий.
В соответствии с первым подходом оконченное преступление — это преступление, содержащее все признаки состава преступления. Приверженцы второго подхода говорят о необходимости введения дополнительного субъективного критерия. Согласно их точке зрения, оконченным признается преступление, содержащее все признаки состава, предусмотренного уголовным законом, и на совершение которого был направлен умысел виновного лица.
Стадии совершения преступления
При Александре I реально осознается потребность России в расширении правовых знаний. Создание большого числа юридических школ естественно привело к оживлению науки и, как следствие, к развитию уголовно-правовых знаний.
Первой теоретической разработкой неоконченной преступной деятельности была вышедшая в 1815 г. работа О. Горегляда «Опыт начертания российского уголовного права». Автор определял покушение на преступление как «неоконченное намерение, выраженное в наружных деяниях» и различал два вида покушения: «ближайшее или сильное» и «отдаленное или слабое». В первом случае имелось в виду покушение на преступление, а во втором — приготовление к преступлению [.
Наказуемость покушения устанавливалась в зависимости от тяжести совершенного преступления: считалось, что покушение на «важные» преступления должно наказываться как само преступление, а покушение на «менее важные» должно наказываться мягче, чем само преступление.
Наибольший спор велся вокруг наказуемости голого умысла. Ряд криминалистов относили голый умысел к покушению и считали его наказуемым . Сторонники иной точки зрения полагали, что голый умысел ненаказуем, т.к. «там, где было одно намерение к преступлению и не было действия, там нет вины»3.
Г.Солнцев, переходя от субъективных условий уголовного вменения к объективным или от условий «подлежательных» к «предлежательным», отмечает, что наказание изменяется в зависимости от того, между прочим, «в действие ли самое произведено какое-либо преступление, или еще действием самым не окончено». Автор различает преступления «содеянные или coBepiueHHbie»(delicta confecta) и «преступления несодеянные, неоконченные, преднамеренные» (delicta attentata). Delicta confecta Г. Солнцев усматривает тогда, «когда все то, что к содеянию преступления способствует, преступником было предпринято и в самое действие произведено, так что и преднамеренный вред от того уже воспоследовал».
Напротив, delicta attentata он называет те преступления, «к действительному произведению коих служащие средства еще не все предприняты и употреблены, и когда преднамеренный преступником вред или по какому-либо встретившемуся препятствию, или по другим обстоятельствам, еще не воспоследовал». Г. Солнцев отмечает, что оконченные преступления признаются, по сравнению с неоконченными, более тяжкими. Придавая решающее значение моменту объективному, Г.Солнцев в то же время замечает: «Во многих случаях и за преднамеренные, но самым делом неоконченные преступления, преступники подвергаются одинаковому наказанию, как и за самые содеянные, например, в случае заговора, убийства, предварительно открытых…»
Delicta attentata Г. Солнцев разделяет «на три степени» в зависимости от близости к состоянию оконченного преступления. Эти три степени он характеризует как «покушение отдаленное (conatus remotus)», покушение «менее отдаленное (conatus proximis, inchoatus delicti)» и, наконец, «самое ближайшее покушение (summus conatus)». Conatus remotus — это «когда кто предприемлет еще приготовительные только действия к совершению преступления»; conatus proximis имеет место, «когда кто начал уже главное действие, долженствующее и могущее произвести непосредственно противозаконное последствие»; наконец, summus conatus состоит «в оконченном предприятии, но коего ожидаемые действия не воспоследствовали». Те случаи, в коих покушение подлежит наказанию в одинаковой мере с совершением, Г.Солнцев описывает как такие, когда «большая предлежит опасность от замышляемого преступления». В другом месте своего курса Г.Солнцев характеризует эти преступления как «самоважные». Обстоятельство, почему покушение наказуемо, по общему
правилу, меньше совершения, по- Г.Солнцеву, «то имеет основание, что законодатель, предваряя содеяние преступлений, покушающемуся на оныя дает некоторое побуждение, могущее служить к отвращению его от исполнения преднамеренного, и что от покушения не произошло такого зла, какое последовало бы после совершенно оконченного преступления»1.
Развитие доктрины уголовного права об ответственности за неоконченное преступление получило продолжение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (с дополнениями 1866 г.). Одновременно действовал Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. В дальнейшем эти законодательные акты были объединены в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.
Статьи- 10 и 11 Уложения 1845 г. содержали определения понятий приготовления и покушения. Приготовлением к преступлению признавалось «приискание или приобретение средств для\ совершения преступления» . Данное определение дополнялось в особенной части Уложения, где к приготовлению было отнесено «приспособление средств для совершения преступления» . Покушение на преступление определялось как «всякое действие, коим начинается либо продолжается приведение злого намерения в исполнение»4. Фактически-для понятия покушения, было необходимо начало или продолжение той деятельности, которая является осуществлением преступного намерения.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Лужин Пётр Петрович — сорокапятилетний жених Авдотьи Раскольниковой. Пётр Петрович человек почтенный и уважаемый в светских кругах. Он ведёт успешную предпринимательскую деятельность, обеспечен и уверен в себе. Но под маской добропорядочного господина скрывается тщеславный и расчётливый тип, выбравший себе в жёны Дуню не из любви или благородства, а с целью заполучить в полную власть женщину, находящуюся в безвыходном положении. В мечтах, его жена должна ему быть полностью подчинена и исполнена вечной благодарностью. Преследуя выгоду, Лужин способен на подлый поступок, клевету и предательство.
- Семён Захарович Мармеладов — безработный, многодетный чиновник, отец Сонечки, который не в состоянии прокормить своё семейство и топит чувство вины в бутылке с алкоголем. Он неплохой человек, не злой, не жадный, но лишен силы воли и мужественности. Его слабохарактерность подтолкнула Соню отправиться на панель, чтобы заработать себе и родным на пропитание. Одна из самых печальных сцен в романе — гибель Мармеладова. Он попадает под колёса кареты и умирает от полученных ран на руках своих родных.
- Раскольникова Авдотья Романовна — образованная, воспитанная, умная, но бедная девушка на выданье. Сестра Родиона хороша собой и нравится мужчинам. Она горда, стремится к независимости, целеустремленна, решительна. Дуня была сосватана с Лужиным, но этот брак по расчёту сорвался, и девушке удалось встретить настоящее счастье — рядом с любимым Дмитрием Разумихиным.
- Аркадий Иванович Свидригайлов — загадочный и малоприятный персонаж «Преступления и наказания». Он хитрый, опасный и порочный человек. Его считают виновным в смерти жены и подозревают в совращении малолетних. Свидригайлов был одержим Дуней Раскольниковой. Когда она работала у него прислугой, пытался её совратить, но получит отказ. Отправился вслед за ней в Петербург. К концу романа Свидригайлов неожиданно совершает несколько несвойственных ему благородных поступков и кончает жизнь самоубийством.
Глава 1
Раскольников проснулся и с ужасом понял: он убийца. Драгоценности он спрятал в комнате, а затем кухарка приносит ему повестку в полицию. Родион не понимает, зачем ему туда, но выясняется: он должен написать расписку о том, что должен за квартиру. Там же в участке Родион услышал о том, что мертва Алена Ивановна. Не вынеся этой новости, молодой человек упал на пол. Его сразу отпустили домой.
Глава 2
Герой перепрятал кошелёк на улице, так как боялся, что в квартиру придут с обыском.
Глава 3
Раскольников заболел и бредил. Когда пришёл в себя, увидел друга Разумихина и кухарку Настасью. Они сообщили, что к нему приходил Заметов из полицейского участка. Разумихин понял: его друг что-то скрывает.
Глава 4
Посетил Родиона Зосимов, который учился медицинском. Он сообщил: убита процентщица, и подозрение пало на многих людей.
Глава 5
Пришёл к Родиону и жених Дуни Лужин, но студент не хочет видеть у себя этого человека и прогоняет его.
Глава 6
Родион отправляется в распивочную, где встречается с Заметовым. Они говорят об убийстве, и Раскольников почти признаётся. Полицейский решает, что студент не в себе. Родион же не может найти покоя и идёт на реку, чтобы утопиться, но не может отважиться на такой поступок. Ноги сами несут его к дому старухи, там уже вовсю идёт ремонт.
Глава 7
Когда герой возвращался, он увидел Мармеладова, попавшего под колёса. Он умирает у себя дома на руках Сони, а Катерина Ивановна плачет, потому что у неё нет денег на похороны. И Родион отдаёт всё, что у него есть. Затем он отправляется к Разумихину, а потом они вместе идут к Раскольникову. У него дома уже находятся мать и сестра.
В четвертой части романа Достоевского читатель знакомится с Свидригайловым, тем самым хозяином дома, где Дуня была опорочена грязными домогательствами барина. Этот развратник заходит к Раскольникову и, замечая в нем родственную душу, признается в том, что ему являются привидения его жертв. Он давно живет лишь сладострастием и погубил уже немало женских судеб.
Дуня с Лужиным ссорятся и расторгают помолвку, а Раскольников заглядывает к Соне. Герой говорит ей о том, что ее грех в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя». Мармеладова читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, пытаясь донести до него смысл своего самоотречения и надежду на благоприятный исход.
Раскольников вновь в полицейском участке, у Порфирия Петровича. Психологически не выдерживая давления, он кричит:
Арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной!
Однако неожиданное признание маляра Николая в убийстве процентщицы ставит Раскольникова в ступор. Следователь понимает, кто виновен, но ничего не может сделать без откровенного признания преступника.
Продолжаемое преступление
Продолжаемое правонарушение характеризуют умысел преступника (объективную сторону), который направлен на достижение преступной цели, посредством методичного выполнения более мелких, но также общественно опасных действий. Если сотрудник в течение длительного времени осуществляет хищение отдельных деталей какой-либо техники для цели создания одного рабочего агрегата, то это преступление однозначно будет квалифицировано как продолжаемое.
Особенности такого вида деяния:
- наличие более двух тождественных действий;
- каждое действие можно квалифицировать как самостоятельное преступление, но не могут быть вменены как таковые;
- наличие прямого или косвенного умысла обязательно;
Нарушение закона будет продолжаться пока не будет достигнута конечная цель, завершающая череду схожих действий.
Наказания за неоконченные преступления
В кодексе России имеются точные определения, предусматривающие конкретные наказания за определенные преступления, которые привели к тяжелым или другим последствиям. Назначение наказания за неоконченное преступление определяет статья 66 УК, учитываются все обстоятельства, не давшие преступнику возможности довести преступление до конца.
- При определении срока наказания учитывается период времени, отведенный на подготовку преступления, причины, противодействующие свершению. Он не может превышать сроки, предусмотренные статье за подобное преступление, доведенное до конца.
- Срок наказания за неоконченное преступление в уголовном праве не может быть больше трех четвертых срока за подобное оконченное преступление.
- Высшая мера наказания, пожизненное заключение не может быть назначено за неоконченное преступление.
Из собственной практики могу сказать, что большинство назначенных наказаний за неоконченное преступление обычно ограничивается семью годами лишения свободы.
Неоконченное преступление, совершенное несовершеннолетним лицом, не может быть назначено более ¾ срока, предусмотренных законодательством за подобное преступление, доведенное до конца.
Кроме этого, преступления могу классифицироваться по степени тяжести.
Степень тяжести преступления | Мера наказания |
Легкая степень тяжести | Преступления по неосторожности, а также умышленные. Наказание не превышает трех лет. |
Средняя степень | Умышленные, наказание за которые предусматривает 5 лет лишения свободы. |
Тяжкие | Наказание до 10 лет |
Особо тяжкие | Более 10 лет или пожизненное |