О работе Роспотребнадзора по реализации положений антитабачного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О работе Роспотребнадзора по реализации положений антитабачного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чем больше у вас товаров, тем сложнее вести учет. К тому же для продажи табачной продукции нужно работать с маркировкой, ЭДО, контролировать МРЦ. Часто возникают ошибки кассиров, пересортица и другие сложности. Возможностей Excel здесь вряд ли будет достаточно.

У табачной продукции сотни брендов. Выясните, какие из них пользуются наибольшим спросом. Для этого:

  • посетите магазины конкурентов под видом покупателя — что они продают;
  • посмотрите обзоры в интернете;
  • изучите тематические Telegram-каналы и соцсети — что пишут ваши потенциальные клиенты, какие бренды упоминают и т.д.

Ограничиться только сигаретами и вообще каким-то одним видом продукции — значит потерять часть потенциальных клиентов и денег. Практика показывает: чем больше товаров на полке, тем выше продажи.

К тому же на сигареты обычно небольшая наценка, много прибыли они не принесут. В разы больше можно заработать на альтернативных видах табачной продукции и сопутствующих товарах для курения:

  • электронные сигареты — особенно выгодно торговать в розницу видами с большим количеством затяжек;
  • вейпы;
  • сигары и сигариллы, в том числе поштучно;
  • курительные смеси;
  • аксессуары для курения: пепельницы, зажигалки.

Ответственность за незаконный оборот табачной продукции

Разъясняет ст. помощник прокурора г. Первоуральска Морозов Н.И.

Согласно новой редакции статьи 14.53.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное перемещение физическими лицами табачной продукции» следует, что перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе табачной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.21 К об АП (пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 тысяч до 25 пяти тысяч рублей, с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Исключением является перемещение физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве:

  • не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), на одного человека
  • или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека

Основные принципы маркировки

Продажа промаркированного табака осуществляется при помощи онлайн касс, передающих данные через ОФД в налоговую инспекцию. Поштучная продажа сигарет запрещена, минимальная упаковка для продажи – 20 шт. Специфические кассы для продажи табачной продукции подбирать не требуется, однако, нужно учитывать особенность точки продаж: проходимость, доступность сети интернет, необходимости работать в автономном режиме.

Для небольших торговых точек, специализацией которых может быть продажа табачных изделий, производитель касс Атол разработал модель Sigma 10 со встроенным принтером и автоматическим обрезчиком ленты. Компактная и надежная ККТ может быть сравнима с большими POS-терминалами, однако по размерам она меньше аналогов в несколько раз.

Кроме того, понадобится 2D-сканер для учета оборота маркировочных штрих-кодов и соответствующее ПО. Таким образом, существование и работа любой торговой точки, реализующей сигареты, невозможно без подключения к ЭДО.

Учет оборота маркированного табака ведется через приемку-передачу электронных ТТН при логистике и электронных документов принятия и выбытия при продажах.

С 1 июля 2020 года в случаях, если информация о сигаретах или папиросах отсутствует в МОТП, их реализация не разрешена. Торговцев в данном случае будут наказывать по законодательству, привлекать к административной ответственности.

Сверка остатков с данными ГИС мониторинга

Каждый продавец должен будет вести точный учет остатков табачной продукции. Существуют точные формы, используемые при перемещении между участниками товарного процесса и выведении из оборота при продаже на кассе.

Все табачные изделия, которые сохранились у продавцов в остатках на 1 июля 2020 необходимо поставить на баланс маркировочной системы. Реализация немаркированного табака с этой даты запрещена. Кроме того, все участники товарооборота вынуждены будут начать работу с УПД.

Все торговые точки, продающие маркированные товары, сканируют нанесенный код и фиксируют данные сделки в МОТП. По результатам необходимо провести сверку и, возможно, инвентаризацию.

Своевременное внесение информации в систему ЭДО избавит продавцов табака от многочисленных вопросов со стороны регулятора данного рынка сбыта.

Читайте также:  Удержание у граждан Узбекистана подоходного налога в 2023 году

Что предлагается в рамках нового закона

В качестве модели регулирования будет использована уже налаженная система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.

Разрозненное регулирование табачной отрасли ведет к увеличению нелегального производства и оборота продукции. Новый законопроект направлен на снижение объемов нелегального рынка. Так, документ предполагает лицензирование деятельности в сфере производства и импорта табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Также предусмотрена обязанность производителей регистрировать основное оборудование для производства продукции. Если оборудование не используется, его необходимо будет законсервировать. Оборудование, задействованное в незаконном производстве, будет подлежать изъятию.

Лицензирование розничной продажи законопроектом не предусмотрено, чтобы исключить возможные риски чрезмерной административной и финансовой нагрузки как на малое и среднее предпринимательство, так и на органы власти субъектов РФ, а также риски увеличения расходов региональных бюджетов.

С 2019 года табачная и никотинсодержащая продукция маркируется средствами идентификации ЦРПТ «Честный знак». Разработанный законопроект предполагает, что вводимый государственный контроль будет также опираться на маркировку ЦРПТ. В этой системе будет производиться учет объема производства и оборота продукции и сырья.

Кроме того, для предотвращения незаконных производства и оборота в документе предусмотрены запрет розничной продажи табачных изделий, никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке, отдельные ограничения по перемещению продукции, обязательное наличие сопроводительных документов, маркировки при обороте.

Вместе с проектом отраслевого закона в правительство также внесены проекты изменений в КоАП и УК РФ в части противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

По оценкам экспертов, которые приводит Минфин, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2019 году тенденция к росту нелегального оборота сохранилась: в I квартале 2019 г. доля нелегальной табачной продукции составила 10,3% (по данным TNS Kantar). В 2020 году ее доля сократилась до 7%, но существенную роль в замедлении роста нелегального рынка сыграли закрытие границ и сокращение каналов продаж, связанные с пандемией COVID-19. В I квартале 2021 года по сравнению с I кварталом 2019 года доля нелегальной табачной продукции на российском рынке увеличилась с 10,3% до 10,7%.

Столь высокая доля нелегального рынка тем более удивительна, что государство предоставило эффективные инструменты для поиска и пресечения торговли контрафактом. Благодаря системе обязательной маркировки с 2020 года продажа сигарет без специального цифрового кода запрещена. Система прослеживаемости мгновенно предоставляет данные, кем, где и когда была произведена пачка, и любой желающий может убедиться в подлинности купленной продукции, отсканировав код смартфоном. Кроме того, в прошлом году была введена единая минимальная цена на сигареты, которая служит дополнительным маркером легальности. В этом году она составляет 112 рублей. То есть определить легальность продукта можно за несколько секунд и без экспертиз.

Однако оказывается, что повышение прозрачности рынка работает избирательно. Буквально в каждом городе есть «оазисы», где прослеживаемость, электронная система отчетности, да и просто выдача чеков покупателям — излишняя морока.

Это городские рынки. Если супермаркету или магазину у дома для легальной продажи сигарет необходимо соблюдать целый свод правил: пройти регистрацию торговой точки в системе «Честный знак», подключить онлайн-кассу и сканер для считывания маркировки, то на рынке это необязательные и даже «излишние» процедуры. Тем более, как показывает наше расследование, надзорные органы смотрят на эти нарушения сквозь пальцы.

Это делает рынки основным источником нелегальных сигарет, особенно в крупных городах. Фактически они стали хабами для распространения контрабанды и контрафакта: именно сюда поступают товары по схеме прерванного транзита, здесь они частично реализуются, хранятся и распределяются мелким оптом и в розницу. Все это, разумеется, строго за наличный расчет, без чеков и налогов. По оценкам экспертов, оборот теневого рынка сигарет превышает миллиард пачек в год — это десятки миллиардов рублей черного нала, который идет в карманы криминальных группировок. Ситуация на городских рынках, с учетом текущей экономической повестки, рискует вернуться в печально знаменитые 1990-е годы, с резким ростом нелегальной торговли и преступности.

Все это в совокупности должно делать рынки приоритетным объектом внимания правоохранительных органов. Однако пока ситуация выглядит, скорее, противоположным образом.

Несколько лет подряд «Эксперт» проводил исследование данных по регионам, которые предоставляли управления МВД со всей страны. Сбор такой статистики весьма осложнен — в стране по-прежнему нет единого подхода к сбору данных, в разных управлениях свои правила, а многие региональные подразделения полиции работу с административными правонарушениями в этой части вообще к себе в статистку не относят.

В этом году «Эксперт» совместно с редакциями Южного, Северо-Западного и Уральского федеральных округов провел собственные рейды по крупным городским рынкам, ставшим ключевыми точкам нелегальных продаж сигарет.

Читайте также:  В Литве рассказали, как изменятся пенсии в 2023 году

Маркировка табачных изделий: что понадобится в розничном магазине

С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.

А с 11 января 2021 года в России начался эксперимент по маркировке никотиносодержащей продукции. Срок окончания – 28 февраля 2022 года (постановление Правительства РФ №2273 от 25.12.2020 года). Будут маркироваться табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.

Обмен документами (УПД — универсальными передаточными документами) с поставщиками маркированных сигарет должен вестись через системы электронного документооборота.Поэтому для того, чтобы заниматься реализацией табачных изделий по закону (для розничной торговли и оптовых продаж), необходимо использовать ЭДО.

Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:

онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:

поддерживает тег 1162,

включает в чек код товара,

отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.

2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)

За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.

В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.

Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.

Как рознице упростить работу с сигаретами

Разработчики современных кассовых сервисов позаботились о том, чтобы пользователю было удобно работать с маркированным товаром. Чтобы упростить предпринимателю работу с УПД и ускорить процедуру приемки маркированного товара в торговых точках, они интегрировали кассовый сервис с ЭДО.

Что это дает пользователю?

Теперь для приемки товара и УПД в магазине вовсе не обязательно устанавливать в каждую точку ПК. Сотрудник магазина может с кассы получить и подтвердить УПД.

Полученный товар автоматически ставится на баланс. Не нужно заносить его вручную для постановки на баланс в свою товароучетную программу.

Товарооборот сигарет будет под контролем: если применить соответствующие настройки в кассе, кассир не сможет продать сигареты, марки которых не были поставили на баланс при приемке УПД.

Как устанавливать цены на сигареты?

В соответствии 4 пункту ст. 187 Налогового кодекса РФ на некоторых виды табачных изделий необходимо обязательно ставить маркировку с максимальной розничной ценой на момент производства. В этом заключается важный момент ценообразования в табачном бизнесе. Надпись должна быть четкой и читаемой.

Минимальная розничная цена в нужный срок определяется самим производителем. Об этом необходимо в обязательном порядке уведомить соответствующие налоговые организации. В ст. №13 ФЗ №15 указано, что минимальная стоимость пачки сигарет не должна быть меньше чем 75% от МРЦ.

Если владелец бизнеса по торговле сигарет реализует товар по ценам ниже минимальной или выше максимальной стоимости, он будет нести административную ответственность по 1 и 2 части статьи №14.6. КоАП РФ.

Предприниматель должен устанавливать цены на свою продукцию, учитывая все нюансы. Это поможет более точно определить будущую прибыль. По идее, розничные точки по продаже табачных изделий не могут принести прибыли больше 25%.

Финансовые показатели

Перейдем к сухим цифрам.

Вложения. Аренда торговой точки составит порядка 15 000 рублей в месяц, еще около 30 000 рублей потребуется на закупку мебели и кассового аппарата. На закупку минимального ассортимент потребуется порядка 200 000 рублей. В 20 000 рублей обойдется изготовление вывески для табачной лавки.

Итого: для открытия табачной лавки на старте понадобится 265 000 рублей.

Выручка и расходы. Рассчитывать на существенные обороты в первое время не стоит — пока точка начнет приносить стабильные объемы выручки, уйдет несколько месяцев. При выходе на среднюю выручку в 20 000 рублей в день, прибыль составит около 3000 рублей ежедневно с наценкой в 15%.

Это порядка 90 000 рублей дохода с точки каждый месяц, из которых при этом придется отдать почти половину на зарплату продавцам (в случае если владелец не планирует самостоятельно заниматься реализацией), еще около 20 000 рублей уйдет на аренду плюс прочие расходы (электричество, интернет и т.д.).Получается, что ежемесячные затраты на работу табачной лавки составят порядка 60 000 рублей.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Вологде и Вологодской области в 2023 году

Полное название минфиновского законопроекта – «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». То есть это будет отдельный ФЗ для всей отрасли.

Он также установит специализированный контроль за данной отраслью. В качестве модели регулирования будет использована уже налаженная система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.

Основная причина появления такого законопроекта – это разрозненное нормативно-правовое регулирование производства и оборота табачной продукции, которое привело к отсутствию скоординированных решений в этой сфере. И, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.

Подготовленный проект ФЗ направлен на:

  • комплексное государственное регулирование табачной отрасли;
  • снижение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, чтобы обеспечить безопасность таких товаров для граждан, а также защитить экономические интересы страны.

Другие штрафы за работу без маркировки на табачном рынке

Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 204-ФЗ дополнил Кодекс новой статьей 15.12.1, которая вступила в силу 1 декабря 2021 года. В ней установлен отдельный штраф за производство и продажу сигарет без передачи данных в «Честный ЗНАК». Размер взыскания составляет:

  • для ИП и должностных лиц — от 1 000 до 10 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

При передаче товара другому участнику оборота или приемке необходимо предоставить данные в систему маркировки при помощи ЭДО, отправив УПД с КМ.

Такие же штрафы распространяются на правонарушения, если:

  • участник рынка отправил в «ЧЗ» неполную или недостоверную информацию;
  • нарушил сроки предоставления сведений в «ЧЗ»: их нужно передать в систему не позднее чем через 3 дня после отгрузки или приемки товара.

Вместо денежного взыскания правонарушитель может получить предупреждение. Но только в том случае, если несоблюдение закона не повлекло за собой последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса.

Транспорт для контрабанды

В качестве транспортного средства контрабандисты редко выбирают габаритные варианты, такие как самолет или поезд. Это связано с более тщательной проверкой на данных средствах транспортировки.

Видео взято с канала: Mr. Garrett

Обычно для перевозки выбираются легковые автомобили или небольшие автобусы. При этом строятся специальные маршруты, которые находится в лесной местности. Обычно подобные тропинки знают только местные, поэтому схемы приходится продумывать длительно, чтобы они работали.

В странах, имеющих выход к морю, контрабандисты используют водные средства передвижения. Это могут быть катера, небольшие яхты или буксиры.

На пограничных территориях размещают объявления о продаже дронов для продажи сигарет.

В последнее время стало популярно осуществлять контрабанду сигарет квадракоптером. Схема заключается в том, что контрабандисты запускают квадрокоптер в плохую погоду. Из-за облачности летательный аппарат невозможно отследить.

Современные квадрокоптеры способны улетать на расстояние свыше 2000 метров. На другой стороне дрон встречает человек, который и осуществляет дальнейшую реализацию. Многие аппараты способны транспортировать до 20 кг.

Как было написано ранее, государство заинтересованно в постепенном снижении спроса на табачные изделия. Таким образом, оно может изменять допустимый максимум и минимум цен, ограничивая чрезмерную рекламу бренда, влияние спонсоров или инвесторов. Продавец должен учитывать следующие требования:

  • При выставлении товара на обозрение или его продаже, необходимо указывать на упаковке максимальную розничную цену. Цифры должны выделяться на контрастном фоне, обращая на себя внимание покупателя (статья 13, ФЗ РФ).
  • Государственным органом указываются минимальная и максимальная цена продукции. Каждый продавец/организация, должны соблюдать установленные ценовые ограничения. (В первом случае это оценивается как рекламирование товара). Минимальная розничная цена определяется как 75% от максимальной розничной, установленные Налоговым кодексом (статья 13, ФЗ РФ).
  • Установлением цен на табачную продукцию, осуществляется региональным органом исполнительной власти (с. 13 п. 4, ФЗ РФ).

Похоронная. Реальные коммерческие структуры, сражающиеся за каждый труп. У них есть свои люди в медицинских организациях, моргах и много где еще.

К вопросу о том, на основании какого закона работает МОРГ. Регулирует деятельность такого объекта закон под номером 8 ФЗ. В отдельных нормативных актах прописаны права и обязанности сотрудников морга. И никакой мафии там не предусмотрено.

Но это мало кого интересует. Существуют доказательства того, что ритуальщики узнавали о смерти человека, ещё в карете скорой помощи. Это к вопросу о том, как глубоко они проникли.

Все что их интересует: договор с вами. Поэтому они могут перехватить тело. И начать оказывать услуги, которые вы еще не пытались у них получить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]