Субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2, ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Одно из проявлений этого — установление особых социальных прав.
В широком смысле к социальным правам относятся все, что обеспечивает человеку достойную жизнь в обществе (социум — общество от лат. socium — общее):
— права и свободы в сфере экономической деятельности (например, право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ);
— права и свободы в области культуры и образования (например, право на образование (ст. 43), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44);
— права и свободы в «социальной области» (например, право на социальное обеспечение (ст. 39), политические и другие права.
К социальным правам также относятся права в сфере обеспечения человеку уровня определенного материального благосостояния, социальной защиты и обеспечения, охрану жизни и здоровья. С этой точки зрения их еще называют социально-экономическими правами и свободами, которые призваны дать возможность людям свободно искать, находить источники дохода и поддержки жизнедеятельности собственной и своих близких.
В Конституции РФ к социально-экономическим (социальным) правам можно отнести прежде всего право на:
1) защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
2) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39);
3) государственные пенсии и социальные пособия (ч. 2 ст. 39);
4) охрану здоровья и медицинскую помощь, в т.ч. бесплатную (ч. 1 ст. 41);
5) право на жилище (ст. 40);
6) право на труд (ст. 37);
7) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Таким образом, социальные или социально-экономические права — это права и свободы, позволяющие человеку найти источники, с помощью которых возможно обеспечение свободного развития, достойного уровня жизни ему и его близким, прежде всего через получение поддержки от государства и создания благоприятных условий для развития.
В случае нарушения Ваших социальных прав можете обратиться в Кудымкарскую городскую прокуратуру, расположенную по адресу: г. Кудымкар, ул. Максима Горького, 14, телефон: 8(34260)45556.
Надбавки и коэффициенты
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.
Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.
Мнение Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Что такое и кто получает
Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.
Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:
- Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
- Продолжительность социального обеспечения зависит от периода
установления нетрудоспособности;
- Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.
Получателями соцпенсии являются:
- Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
- Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
- Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
- Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления
совершеннолетия;
- Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».
Пакет документов для оформления
Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:
- Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя; Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.
Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.
Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:
- Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
- Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.
Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:
- Фамилия, имя, отчество;
- СНИЛС;
- Адрес проживания;
- Номер телефона;
- Серия, номер, дата и место выдачи паспорта; Дата и место рождения; Пол.
Процедура заполнения бланка проста:
- Указание адресата – отделения ПФР;
- Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
- Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
- Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
- Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
- Перечисление прилагаемых документов;
- Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
- Дата заполнения с подписью и расшифровкой.
Пенсионные коэффициенты
Этот показатель (ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент) напрямую влияет на размер пенсвыплаты. Начисляется он за каждый соответствующий трудовой (или иного порядка) деятельности год, учитывающийся при расчете выплаты.
ИПК может быть представлен несколькими вариациями, которые в итоге складываются. При минимальном количестве стажа и ИПК пенсвыплата будет иметь страховую направленность, при этом накопленное количество ИПК обнуляется.
При расчете общего размера пенсвыплаты страховой категории фиксированная часть дополняется стоимостью ИПК, при этом стоимость одного ИПК в ежегодном порядке (относительно 2022 года – 107,36 рубля) пересматривается.
Проверить наличие накопленных ИПК можно на портале Госуслуги (ЛК) либо в ПФР (выписка из ЛС).
Право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. Оно содержится во всех основных международных актах, как универсальных, так и региональных, закрепляющих основные права и свободы человека.
К настоящему времени на международном уровне сформирована система источников права, которая является прообразом и основой для совершенствования национального законодательства, включая и законодательство о социальном обеспечении.
Забота о нетрудоспособных гражданах
В законодательных актах четко установлен период ухода за иждивенцами. Родители или лица, заменяющие их, обязаны ухаживать за детьми до достижения ими 18 лет, а в случае учебы до 23 лет.
Родители, дети или члены семьи осуществляют непосредственный уход за нетрудоспособным лицом. Если отсутствуют родственники, забота должна осуществляться государством. Граждане всех групп инвалидности имеют право на получение ежемесячных льгот и выплат. В индивидуальном порядке рассчитывается пенсия, которая поступает из государственного бюджета.
Выплаты при уходе за нетрудоспособными лицами осуществляются согласно указу президента:
- каждый месяц возвращаются затраты гражданам, которые ухаживают за инвалидами 1 группы, детьми с инвалидностью, несовершеннолетними и пожилыми людьми,
- компенсационные выплаты всем лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, которые идут совместно с пенсией по нетрудоспособности,
- граждане, которые ухаживают, получают компенсационные средства.
Социальное обеспечение призвано создать условия для достойной жизни граждан и гарантировать сохранение необходимого уровня дохода при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение — это установленная государством форма помощи гражданам, оказавшимся в сложных ситуациях.
К социальным рискам относят:
- пенсионный возраст;
- болезнь;
- инвалидность;
- потерю кормильца;
- безработицу;
- несчастные случаи на производстве;
- воспитание детей.
Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:
- Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
- Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, социальное обеспечение и др.)
- В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).
Что такое экологические права?
В современном обществе применяется и такое понятие, как экологические права. Ещё недавно люди не задумывались о том, как их деятельность вредит планете и человечеству, живущему на ней.
Нынешняя ситуация заставляет принимать решения в плане охраны среды. Экологические права дают каждому человеку следующее:
- Жить в благоприятной для здоровья среде.
- Получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, в которой находитесь. Если случилась экологическая авария, люди, на которых она может повлиять, должны быть немедленно оповещены и, если есть необходимость, вывезены с места опасного для жизни и здоровья.
- Получать возмещение ущерба, который был получен в результате экологического правонарушения.
Данная правовая область находится в стадии усовершенствования и развития.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;
– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
В Российской Федерации принималось и принимается множество Федеральных законов, которые рассматривают вопросы социального обеспечения: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.
Законодательство гарантирует различные формы социального обеспечения: осуществление специальной государственной поддержки; развитие системы социальных служб; установление пенсии, пособия и иных гарантий социальной защиты от государства.
Список случаев (социальных рисков), к которым Конституция РФ относит право каждого гражданина на социальное обеспечение, не исчерпывающий. Отнесением подобных случаев к области регулирования законом подтверждено конституционное значение самого социального обеспечения в каждом случае, который называет Конституция РФ. Также сюда относятся случаи, предусмотренные законом. Обычно они характеризуются невозможностью иметь трудовой доход (заработную плату) или его утратой, недостаточным количеством для жизнеобеспечения гражданина и нетрудоспособных членов его семьи. В число субъектов права по социальному обеспечению можно включить, таким образом, малоимущих граждан, то есть тех граждан, которые не способны в силу определенных условия (включая физиологические, умственные, возрастные, климатические) позаботиться о себе самостоятельно в той мере, в какой это смогло бы обеспечить им достойную жизнь.
Конституция РФ особенно подчеркивает заботу государства о социальном обеспечении некоторых групп граждан. Для каждого законодательно даются гарантии социального обеспечения в случае потери кормильца, на воспитание детей. Также гарантии предусмотрены для пенсионеров и лиц, которые получают социальную помощь, пенсии и социальные пособия от государства.
Важнейший элемент комплексного права по социальному обеспечению представлен правом на государственную поддержку и защиту семей, матерей, детей, отцов. Эти положения закрепляет 2 часть седьмой статьи Конституции РФ.
Это право также представляет собой комплексную систему, которая раскрывается через совокупность определенных гарантий и прав, установленных с помощью Конституции РФ:
- материнство и детство, в общем семья защищается государством (ч. 1 ст. 38);
- гарантия каждому лицу на социальное обеспечение в случае потери кормильца, гарантия помощи в воспитании детей (ч. 1 ст. 39);
- забота о ребенке, его воспитании, включая равные права и обязанности родителей.
Вторая часть 7 статьи Конституции РФ закрепляет право на поддержку инвалидов и пожилых людей со стороны государства. Для таких лиц предусматривается выдача государственных пенсий, пособий и прочих гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ гарантирует для каждого лица социальное обеспечение в соответствии с его возрастов, при наступлении болезни и инвалидности. Особенно подчеркивается в Конституции, что выдача и регулирование государственных пенсий и социальных пособий осуществляются в соответствии с законом.