Правила дорожного движения / ПДД РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения / ПДД РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стороны движения на такой дороге размечают сплошной осевой линией. Поэтому в случае какого-либо препятствия создается затор (сплошную пересекать нельзя). По принятым изменениям в законе в этой ситуации водителям нужно дожидаться инспектора, который даст добро на объезд через сплошную разметочную линию возникшего препятствия.
Новое определение «Обочина»
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
А вот в определении «обочина» изменения куда более серьезные, т.к. начиная с 1 марта 2023 года обочинами будут считаться в том числе участки дороги, которые примыкают к проезжей части на другом уровне. И это может привести к тому, что будет гораздо сложнее понять, что именно примыкает к проезжей части (газон или обочина) и можно ли там остановиться.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
— ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
— ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
— ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
— ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
— КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
— Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Как выглядит разделительная полоса
Встречаются различные варианты выделения разделительной полосы.
- С помощью двух сплошных линий белого цвета, имеющих ту же ширину (10, 15, 20 см), что и линии разметки 1.3 (двойная сплошная). Отличить эти виды разметки легко по расстоянию между линиями. В случае с двойной сплошной оно составляет всего 10–18 см (Приложение А к ГОСТу Р 51256-2018), тогда как ширина разделительной полосы, согласно положениям ГОСТа Р 52399-2022, рассчитывается по формуле 1,0 м + S +1,0 м, где S — ширина ограждения, расположенного в центре разделительной полосы. В любом случае расстояние между линиями двойной сплошной не менее 2 м.
- С помощью газона.
- С помощью бетонных ограждений.
- С помощью металлических ограждений (отбойников).
- С помощью приподнятой конструкции, которая может использоваться для движения трамваев.
Ответственность за выезд на разделительную полосу
Пункт 9.9 ПДД прямо запрещает движение ТС по разделительным полосам. К нарушителям могут применяться санкции, установленные:
- частью 1 статьи 12.16 КоАП РФ. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб.;
- частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги влечет наложение административного штрафа в размере 1500 руб. Штрафы за пересечение сплошной линии разметки и собственно движение по разделительной полосе могут суммироваться, и тогда придется выложить уже 2000 руб.;
- частью 2 статьи 12.17 КоАП. Она предусматривает штраф от 3000 до 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от трех месяцев до года. Столь суровое наказание может быть применено к нарушителю, если он, двигаясь по разделительной полосе, не уступит дорогу ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Двухполосная проезжая часть
По этой и некоторым другим причинам двухполосные дороги размечают прерывистой линией.
Интересный нюанс есть в ПДД, касающийся двухполосной дроги. В частности, в правилах не указано, что на такой проезжей части разрешено выезжать в зону встречного движения. Также не сказано, что это запрещено. А у нас в стране, что не запрещено, то, естественно, разрешено. Поэтому нарушение расположения транспортного средства на проезжей части с двухполосным движением доказать достаточно трудно.
На дорогах с большим количеством полос ситуация иная.
Организация движения на дорогах, имеющих четыре полосы и более
На любых дорогах, имеющих 4 полосы и более, запрещается выезжать на сторону встречного движения для обгона или объезда препятствия. Все опережения и объезды должны выполняться в пределах своей половины проезжей части.
Правила расположения на проезжей части многополосных дорог в населенных пунктах и на загородных дорогах различны. Вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Если правая полоса свободна, водители должны двигаться по ней. Настигнув транспортные средства, движущиеся по правой полосе с меньшей скоростью, они могут опередить их по соседней полосе, однако после опережения следует опять вернуться на правую полосу.
Это же требование действует и в населенных пунктах на тех дорогах, по которым разрешено движение со скоростью, превышающей 80 км/ч, либо обозначенных знаками 5.1 или 5.3.
В населенных пунктахна дорогах, имеющих две полосы для движения в одном направлении, водителю разрешается двигаться по любой из них.
Однако при интенсивном движении он может менять занимаемую полосу только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия. Менять полосу с целью опережения других ТС не допускается.
На любых дорогах (как городских, так и загородных), имеющих для движения в одну сторону три полосы и более, крайняя левая полоса предназначена преимущественно для беспрепятственного движения транспортных средств оперативных служб.
Водителям остальных ТС занимать ее без уважительной причины не разрешается.
Уважительными причинами являются:
- необходимость повернуть налево или выполнить разворот (рисунок а) — для любых ТС;
- интенсивное движение, когда заняты остальные полосы (рисунок б) — для любых ТС, кроме грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны;
- необходимость опередить другое транспортное средство — для любых ТС, кроме грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны (рисунки в, г).
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Двухполосная проезжая часть
Стороны движения на такой дороге размечают сплошной осевой линией. Поэтому в случае какого-либо препятствия создается затор (сплошную пересекать нельзя). По принятым изменениям в законе в этой ситуации водителям нужно дожидаться инспектора, который даст добро на объезд через сплошную разметочную линию возникшего препятствия.
По этой и некоторым другим причинам двухполосные дороги размечают прерывистой линией.
Интересный нюанс есть в ПДД, касающийся двухполосной дроги. В частности, в правилах не указано, что на такой проезжей части разрешено выезжать в зону встречного движения. Также не сказано, что это запрещено. А у нас в стране, что не запрещено, то, естественно, разрешено. Поэтому нарушение расположения транспортного средства на проезжей части с двухполосным движением доказать достаточно трудно.
На дорогах с большим количеством полос ситуация иная.
Движение по «выделенке»
С тех пор, как для общественного транспорта появилась отдельная полоса, для многих автомобилистов возник соблазн иногда пользоваться ею. Тем более рейсовые автобусы, маршрутки не обязаны перемещаться только по этому ряду. Но в ПДД движение по выделенной полосе для обычных машин запрещено. Допускается оно лишь:
- если «выделенка» очерчена пунктирной разметкой, а не сплошной (или вообще отсутствующей);
- при необходимости повернуть в соответствующем направлении (разметка на участке тоже должна быть прерывистой);
- если авто выбирается на дорогу с «выделенкой» из двора или прилегающей территории, останавливается у правого края, чтобы выгрузить или принять пассажиров (тоже при наличии пунктирной разметки).
[Правила дорожного движения] [9]
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Абзац исключен.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных «пунктами 12.1», «24.2» — «24.4», «24.7», «25.2» Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
ПДД для велосипедистов, мопедистов, скутеристов
Самые распространенные нарушения ПДД, которые
— езда на мопедах, скутерах по проезжей части дороги без мотошлемов;
— управление мотоциклами, не имея права управления;
— езда на мопедах, скутерах, велосипедах по дорогам общего пользования подростками, не достигшими 14-го возраста;
ПДД для велосипедистов, мопедистов (скутеристов).
Понятия «Велосипед», «Мопед».
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
У водителя велосипеда или скутера всегда есть возможность превратиться на время в пешехода: к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед.
С какого возраста разрешено движение на дорогах?
Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.
Тротуары и обочины относятся к дорогам, поэтому лицам до 14 лет по ним передвигаться нельзя.
Изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» для скутеристов:
Лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, при наличии прав управления («водительских прав» (с мая 2014 г.) можно управлять транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадрициклы) и подкатегории «A1″(мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт).
Где разрешено ездить?
— если есть велосипедная дорожка – то только по ней (в этом случае по проезжей части нельзя),
— если нет велосипедной дорожки — по проезжей части в один ряд возможно правее,
— допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
— по разделительным полосам проезжей части,
— по тротуарам. Велосипедисты и скутеристы – водители, а не пешеходы!
— по пешеходным дорожкам,
— по пешеходным переходам.
Если Вы хотите двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, пешеходному переходу, то Вам необходимо слезть с велосипеда или скутера. Человек, ведущий велосипед или скутер является пешеходом.
Как правильно ездить?
Движение на велосипеде или скутере осуществляется в попутном направлении транспортным средствам. Навстречу транспортным средствам двигается только пешеход!
Водитель скутера в обязательном порядке движется по дороге в застегнутом мотошлеме.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Нельзя управлять велосипедом или скутером не держась за руль.
На велосипеде и скутере нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками. Любой скутер — одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть 2 места для сидения, то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.
Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
Водитель велосипеда или скутера должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой.
Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука. Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.
Нельзя поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути.
Чтобы повернуть налево или развернуться необходимо доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда или скутера, таким образом стать пешеходом, после перехода дороги по пешеходному переходу вновь сесть на велосипед или скутер и продолжить движение.
Водители велосипедов и скутеров должны пропускать пешеходов!
Вне перекрестка при пересечении велосипедной дорожки с автомобильной дорогой водитель велосипеда или скутера должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге, т.е. ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.
Велосипед или скутер, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Со скольки лет можно управлять
Ранее существовала только одна категория транспортных средств данного типа – А. Сегодня же категория была разделена на две подкатегории:
А1 – это категория легких мотоциклов, которые имеют относительно небольшой вес и мощность двигателя менее 150 куб.см. При этом не разгоняются более 60 км/ч. Со всеми таковыми моментами нужно будет ознакомиться заранее.
Управление подобной техникой доступно для всех, чем возраст составляет более 16 лет – при наличии водительского удостоверения.
В то же время управление транспортом категории А – тяжелые мотоциклы – возможно лишь после достижения 18 лет.
Так же стоит помнить о том, что использование возможно лишь при наличии соответствующей категории водительских прав. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.
Нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами подобных ситуаций. Это позволит избежать стандартных проблем – которые порой возникают на дороге.
В то же время какие-либо ограничения по максимальному возрасту попросту не возникают. После законного получения водительского удостоверения управлять ТС можно будет столько, сколько это требуется.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1) и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.