Субъекты и объекты права собственности на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты права собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – ст. 4552.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательств Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
  6. Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 2.
  7. Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.
  8. Волкова М.А. Гражданское право. Часть 1 (учебно-методический комплекс). М.: Статус, 2008.
  9. Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.
  10. Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.Н. Садиков и др. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т.2.
  11. Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. № 12.
  12. Карташова Ю.А., Гришина Я.С. Все о земельных участках: основания и порядок приобретения. М.: Омега-Л, 2008.
  13. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.С. Бондаренко, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  14. Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
  15. Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки // Современное право. 2009. № 4.
  16. Стародумова С.Ю. О способах признания права собственности на земельные участки / С.Ю. Стародумова // Адвокат. 2009. № 5.
  17. Царикаева Ж.М. Особенности правового закрепления института собственности в Конституции РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2.
  18. Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Дашков и К, 2007.

Право собственности является самым распространенным из всех вещных прав. На нем основываются экономические отношения не только в нашей стране, но и во всем мире.

Читайте также:  Взыскание процентов по день фактического исполнения обязательств

Исходя из этой точки зрения, данная категория выполняет такие функции:

  • Закрепление определенного земельного участка за конкретным собственником, который может вступать по поводу него в различные хозяйственные отношения с другими лицами (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в бизнес и др.).
  • Права владения, пользования и распоряжения распространяются не только на саму землю, но и все получаемые от нее материальные блага и полезные ископаемые.
  • Охрана прав на земельный участок и интересов землевладельца законными способами: через суд, прокуратуру и другие органы власти.
    Объекты

В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:

1) частную собственность — собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.

Следует отметить, что понятия «формы права собственности» и «виды права собственности» как правило, отождествляются.

В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).

Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).

Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может. В случае смерти собственника — физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.

Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.

Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.

Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.

Иные формы собственности. Понятие «иные формы собственности», хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается. Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

Общая информация о вещных правах

Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.

Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.

Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:

  • является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
  • порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
  • может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
  • должно быть определено нормами законодательства РФ.

Вещными правами на землю являются любые права, которые вместе или по отдельности дают возможность правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться землей по его собственному усмотрению.

На основании этих трех прав и складываются правоотношения между собственниками, пользователями участков и третьими лицами.

Прекращение вещных прав

ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.

Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:

  1. Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
    • использованием не по целевому назначению;
    • загрязнением и порчей земель;
    • неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
    • возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
    • неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
  2. Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.

В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:

  • по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
  • через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
  • в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
  • если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.

Публичная форма собственности на земельный участок это

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации. Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия.

В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306. Преимущества и недостатки Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Читайте также:  Когда бухгалтеры делают ошибки при начислении зарплаты

Земельные участки как публичная собственность Земля в государственном владении по Гражданскому Кодексу представляет собой национальное достояние, принадлежит всему народу. Муниципальные земельные участки – соответственным местным учреждениям. Распоряжение землей, находящейся в общем имуществе, имеет свои возможности и ограничения.

Во-первых, право такого владения может возникнуть, тогда как частную земельную территорию можно только приобрести. Общественное имущество возникает после национализации, конфискации, захвата территорий, изъятия и других подобных процедур.

Во-вторых, прекращение этого права возможно только на основании административного акта или закона на его основе о приватизации.

Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

Что означает «собственность публично-правовых образований»? Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты.

Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

[3]

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.
  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Что такое публичная собственность на землю

1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, — например, по ЗК земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами. Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

[1]

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

1. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования заинтересованы в предоставлении земельных участков различным гражданам и организациям, поскольку это означает возложение на них обязанностей собственников имущества.

Поскольку земельные отношения определяются ст. 3 ЗК как отношения не только по использованию, но и по охране земель, часть обязанностей участников земельных отношений закреплена в гл. II «Охрана земель» ЗК (в ст. 13). Поэтому в ЗК в отдельную главу VI выделены «права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

Права участников земельных отношений определяются не только земельным, но и гражданским законодательством сходно. Так, с правом собственника земельного участка использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право собственника использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст. 261 ГК). С правом возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением различных нормативов (подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право возводить на земельном участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 1 ст. 263 ГК).

Читайте также:  Спорные вопросы по поводу продления договора аренды

Люди, имеющие в собственности земельные участки (ЗУ), могут быть представлены физлицами или юрлицами. При этом у них должны быть зарегистрированы данные участки официальным способом, для чего вносятся соответствующие данные в Росреестр. Эти люди имеют имущественные гарантии, обеспечивающими сохранность их земли, а также защиту от различных притязаний со стороны других людей.

Распоряжение ЗУ является основным правом владельца, поэтому во время распоряжения он может выполнять разные действия:

  • пользоваться землей, применяя ее основные полезные характеристики;
  • использовать ее в качестве имущественного объекта для разных целей.

Соответственно, распоряжение предполагает, что владелец может продать землю, обменять или подарить ее, передать в наследство или залог, а также сдать ее в аренду.

Главенствующее вещное право на земельный участок – это право собственности. Оно включает в себя весь спектр правомочий, в том числе право на владение, использование и распоряжение наделом (п. 1 ст. 209 ).

Право на собственность подлежит государственной регистрации в Росреестре, фиксируется в ЕГРН и подтверждается соответствующим свидетельством или выпиской из ЕГРН.

Собственниками могут быть как частные (физические или юридические) лица, так и государство (субъект, муниципалитет). Согласно п. 2 ст. 214 ГК, если земля не является собственностью частных лиц или муниципалитета, она принадлежит государству.

Собственник, если это не противоречит закону и его обязательствам, вправе:

  • осуществлять фактическое владение наделом;
  • эксплуатировать участок, извлекать из него любые полезные свойства, получать за его счет прибыль;
  • определять дальнейшую судьбу участка: передавать в пользование третьим лицам, продавать и так далее;
  • накладывать обременения, передавая под залог, в аренду или иным образом распоряжаться участком.

В зависимости от того, кто является владельцем надела, определяются и основания возникновения права собственности. Физические лица приобретают участок по гражданским сделкам (купли-продажи, дарения, наследования) или в порядке приватизации – регистрации права собственности на переданные им земли государственной или муниципальной собственности.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.
К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).
Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г.[САПП 1993 г. № 51. Ст. 4932.].В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.
К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.
Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).
Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральными предприятиями и организациям в пользование или аренду.
В ст. 294 — 300 ГК РФ (гл. 9) говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.
Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции. 17 июня 1997 г. принят Закон РФ “О государственной регистрации недвижимости” [РГ. 1997 г. от 30 июня.], но этот закон распространяется только на земельные участки, входящие в единый комплекс с сооружениями и строениями. Кроме того, они проходят специальную государственную регистрацию в органах системы Госкомзема РФ (в ст. 261 ГК РФ называются специальные органы, а к ним, как известно, и относятся именно органы Госкомзема РФ). Они ведут государственный учет и мониторинг земель, земельный кадастр. В них учитываются и отражаются все федеральные земли.
Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124 — 127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.
В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

В настоящее время земельное законодательство не рассматривает вопрос об особом правовом положении иностранных физических и юридических лиц. Нормы земельного права России упоминают о гражданах или организациях “вообще”, не выделяя их государственную принадлежность.
Одновременно гражданское право в том, что касается имущественных прав, к которым относится и право собственности на землю, в виде общего правила устанавливает для иностранцев и лиц без гражданства национальный режим. Это означает, что физические лица — неграждане России обладают правоспособностью наравне с российскими гражданами. Частные же случаи ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства специально оговариваются гражданским и иным законодательством. В любом случае на основании все того же национального режима иные физические лица не могу иметь прав больше, чем имеют российские граждане.
Исключение составляет только закон о крестьянском хозяйстве, которые прямо указывает на то, что главой крестьянского хозяйства может быть гражданин РСФСР (Российской Федерации). Однако при современной правовой ситуации, когда глава хозяйства является лишь сособственником земельного участка, это утверждение закона утратило прежнюю актуальность. В самом деле, законодательством не запрещено включать в члены крестьянского хозяйства иностранцев, значит, и в этом случае будет действовать все тот же национальный режим.
Предоставление иностранцам и лицам без гражданства национального режима в отношении земли не всегда сочетается с общественными и государственными интересами. Следует считать пробелом земельного права то, что оно не выделило регулирование прав на землю иностранных граждан и юридических лиц без гражданства обладают равными правами на землю с гражданами России.

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

На практике, всего два минуса полностью перечеркивают все положительные стороны:

  • Решения о продаже, дарении, наследовании и т.д. принимает государство. С публичной квартирой нельзя совершить ни одной имущественной сделки.
  • Большая вероятность выселения гражданина. Если поступят жалобы на пьяный дебош и асоциальное поведение человека быстро выпроводят с квартиры. В случае с частной собственностью это невозможно. У гражданина обязательно должна быть крыша над головой. По факту проживающий в государственном жилье обычный наниматель и владелец вправе устанавливать свои условия.

Государственная квартира снимает массу обязанностей с плеч гражданина, но существенно ограничивает его права на распоряжение имуществом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]