Служебный подлог (уголовно-правовой анализ)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебный подлог (уголовно-правовой анализ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).
Наказание за служебный подлог
Наказание за СП может быть различным — от штрафа до лишения свободы. То, какую ответственность понесет человек, совершивший служебный подлог, зависит от части ст. 292 УК РФ, по которой он будет признан виновным, а также от некоторых других обстоятельств. В частности, уголовным законом предусмотрены следующие виды наказания за СП:
- штраф (до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до 3 лет);
- обязательные работы (до 480 часов);
- исправительные работы (до 2 лет);
- принудительные работы (до 4 лет);
- арест (до 6 месяцев);
- лишение свободы (до 4 лет).
Если наказание назначается по ч. 2 ст. 292 УК РФ, то дополнительно виновному по решению суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Также может быть решено запретить виновному занимать определенные должности в течение этого же периода.
Тонкости подачи заявления
В ГПК РФ прописан четкий порядок составления и подачи бумаг для рассмотрения судебным органом. Это касается и заявления с указанием факта фальсификации доказательств. Так, по требованиям законодательства такое ходатайство подается письменно (АПК РФ, статья 161). Интересно, что в ГПК РФ специальных требований, касающихся формы документа, не предусмотрено.У заявления, оформленного в письменном виде, имеется большой минус. Такой документ требует затрат времени на рассмотрение, поэтому вовремя определить фальсификацию доказательств и исключить их из дела не всегда получается. Более того, для подачи ходатайства о наличии подлога у составителя должна быть полная доказательная база.Вот почему в разъяснении ВАС РФ рассмотрена возможность подачи заявления о подлоге в устной форме с последующим отражением заявления в протоколе. При этом заявитель уведомляется о необходимости подкрепления своих слов ходатайством. Главное преимущество в том, что информация сразу фиксируется судом и позволяет исключить из дела сфальсифицированные доказательства.
Развитие зарубежного законодательства об уголовной ответственности за служебный
Несмотря на принимаемые в последние годы меры по реформированию российского уголовного законодательства устранить в полной мере законотворческие изъяны в регламентации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК РФ, до сих пор не удаеіся. В частности, преобразование состава служебного подлога (ст.292 УК РФ), введение его новых специальных разновидностей порождают неизвестные ранее проблемы правоприменения.
Нам представляется, что в решении этой проблемы способен помочь анализ тенденций развития зарубежного уголовного законодательства, который может выступить в качестве средства правового противодействия должностным преступлениям. Знание положений зарубежного уголовного законодательства имеет важное значение для организации борьбы с преступностью в России, потому что помогает лучше узнать сильные и слабые стороны национального уголовного закона. Изучение зарубежного опыта полезно и тем, что может способствовать отысканию новых способов решения российских уголовно-правовых проблем.
Зарубежное уголовное законодательство стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона уже частично исследовалось другими авторами в разрезе заявленного аспекта, но еще остается неохваченным немало законодательного материала государств обозначенной части мировой цивилизации. Чтобы исследование законодательного опыта зарубежных стран стало шагом на пути к познанию правовой действительности, целесообразно провести его в рамках одной из разработанных теоретиками классификаций правовых систем. Наиболее гармонично было бы при необходимости заимствовать отдельные элементы не из чужеродных правовых систем, а из понятной России по своей правовой природе постсоциалистической системе права.
Азиатско-Тихоокеанский регион насчитывает немало стран, входящих в постсоциалистическую систему права. Свой выбор мы остановили на трех из них — Монголии, Социалистической Республике Вьетнам и Китайской Народной Республике, с которыми Россия тесно связана на протяжении столетий. В свое время каждая из них, ступив на социалистический путь развития, превратилась в союзника СССР и стала членом мирового социалистического лагеря.
Распад Советского Союза привел к глубочайшему кризису в политической, экономической и других областях жизнедеятельности Монголии, Вьетнама и Китая. Несмотря на это, каждая из названных стран сумела поднять экономику, за короткие сроки построить государство с активно развивающимися демократическими чертами и значительно расширить международные связи, выразившиеся в установлении дипломатических контактов с несравнимо большим, чем прежде, числом государств и привлечении инвестиций.
Осуществляемые ныне в названных государствах реформы политического развития и политической системы привели в движение все сферы общественной жизни. Реформирование затронуло острейшие проблемы этих государств, касающиеся развития демократии и справедливости, восстановления национального культурного наследия вплоть до коренного преобразования существовавших политической и экономической систем. При этом не остаются без внимания и вопросы противодействия коррупции.
Еще в 1996 г. Монголия включила антикоррупционные инициативы в программу государственной политики и приняла первый закон о противодействии. Это были первые шаги монгольского общества в борьбе с коррупцией. В последние годы правительство Монголии присоединилось к международным режимам противодействии коррупции и стремится выравнивать национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. В частности, в 2002 г. Монголия начала осуществлять Национальную Программу Антикоррупции. Однако, диапазон действий, осуществленных Национальным Советом Антикоррупции, не был достаточно широк, чтобы достигнуть желаемого результата. Поэтому 8 июля 2006 г. принимается новый закон Антикоррупции, предусматривающий установление независимой Службы Антикоррупции с ее собственной структурой, специальной властью и функциями .
Руководство Социалистической Республики Вьетнам также активно осуществляет политику противодействия коррупции в стране. Так, национальное собрание СРВ в 2005 г. принимает Антикоррупционный закон21. Благодаря действию этого закона коррупция постепенно начала подвергаться контролю. Противодействие коррупции стало долгосрочной задачей правительства Вьетнама.
В сентябре 2008 г. в стране был принят план «Национальная стратегия противодействия коррупции до 2020 г.» , в котором сделан акцент на построении антикоррупционных служб, содействующих усилению прозрачности финансовой политики, информации о деятельности правительства.
Китайская Народная Республика (КНР) не только в сравнении с Монголией, Вьетнамом или Россией, а с любой другой страной добилась небывалого в социально-экономических достижениях, имея самый высокий темп роста внутреннего валового продукта, оставив далеко позади большинство стран мира. Китай буквально за несколько лет стал сверх государством, которое очень быстро развивается в экономическом и социальном отношении.
Учитывая, что коррупция плохой «попутчик» в осуществлении планов, которые ставит перед собой КНР, законодатель в 1997 г. в целях успешного развития страны реформировал Уголовный кодекс (1979 г.) и главе «Должностные преступления» добавил главу «Коррупция и взяточничество».
В связи с изложенным представляется интересным в научном отношении осмысление законодательного опыта Монголии и Вьетнама в регламентации уголовной ответственности за такое коррупционное преступления как служебный подлог, итогом изучения которого могло бы стать формулирование предложений по совершенствованию отечественного права.
Отличие служебного подлога от аналогичных составов
Некоторые непосвященные граждане, далекие от юриспруденции часто путают подлог и превышение служебных полномочий.
Так, если в случае с превышением, должностное лицо выходит за пределы своих обязанностей, пользуясь имеющейся властью в личных корыстных целях. То в случае с подлогом имеет место быть искажение информации в официальных бумагах.
Еще одно правонарушение, с которым нередко путают подлог – фальсификация доказательств. Но эти два преступления различаются по субъекту.
Фальсификацией занимаются узкие специалисты – эксперты, дознаватели, эксперты. Они вносят недостоверные данные, позволяющие им быстро «закрывать» уголовные дела.
Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.
Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.
Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.
Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.
Уголовная ответственность за служебный подлог
Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику. Все они прописаны в статье 292 УК РФ.
Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:
- Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
- Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.
- Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
- Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
- При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
- В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.
Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:
- Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей. эта сумма может быть заменена на общую сумму заработка виновного за последние 1-3 года. Сюда может быть включен и неофициальный доход, но его потребуется доказать.
- Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет. При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.
- Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.
Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
Согласно нормативно-правовым документам, подлог УК РФ – это противоправное действие, предполагающее занесение заведомо ложной информации в важную официальную документацию. Внести такую информацию может должностное или уполномоченное лицо, а также лица, не имеющие полномочий и не связанные с государственной или муниципальной службой.
Преступление определяется тогда, когда виден корыстный умысел или интерес виновного в искажении официальной информации.
Служебный подлог в ст. 292 УК РФ классифицируется по степени тяжести наказания:
- Часть 1, характеризует преступление;
- Часть 2, определяет более тяжкое по последствиям преступление этого типа.
Вторая часть статьи подразумевает также преступления, повлекшие за собой нарушение прав других граждан, нанесение ущерба государству или обществу. Обычно подлог совершается с целью сокрытия какого-либо преступления, или деяния, отражающегося в документации. Это может быть хищение и растрата средств или другие финансовые махинации, которые злоумышленник желает оставить втайне.
Судебная практика по служебному подлогу
В российской и зарубежной практике реальных случаев, когда подлог вводил в заблуждение и приносил тяжкие последствия не так много. В основном многие деяния были признаны результатом невнимательности должностных лиц, или просто не влекли за собой официальных последствий. И всё же, такие дела имеют место быть.
Например, гражданин З. работал в совхозе на должности главного инженера. Он имел полномочия издавать приказы, и с помощью этой возможности присваивал себе имущество организации. В результате его обвинили в служебном подлоге. Однако, тут есть некоторые нюансы. Районный суд действительно вынес обвинительный приговор, но только по статье мошенничество. Дело в том, что совхоз не является государственной организацией, а гражданин З. не является должностным лицом. Исходя из этого, действия обвиняемого не могут быть квалифицированы, как должностной подлог.
Во многих других исключениях могут возникнуть другие нюансы.
К примеру, документы, ставшие объектом злоупотребления должностных полномочий в компании, вообще, не являлись официальными или, если это можно было доказать, искажение сведений было человеческой ошибкой, а не актом коррупции или попыткой обмана.
Что делать, если подозревают или обвиняют в служебном подлоге
В связи с тем, что круг лиц, которые могут стать субъектами преступления по ст. 292 УК РФ достаточно широк, информация, как избежать уголовного преследования по этой статье, достаточно востребована.
Прежде всего, необходимо обезопасить всю свою деятельность т.е. исключить использование в работе заведомо недостоверные сведения, и тем более подложные документы. Любой поступающий документ, вызывающий сомнения должен перепроверяться.
Если же обвинение по 292 УК РФ уже есть, то необходимо максимально подробно изложить всю имеющуюся информацию сотрудникам правоохранительных органов. Если происхождение документа неизвестно, то так и сообщить силовикам. Одновременно с этим необходимо найти и предоставить следователю документы, на основании которых составлялся документ, который теперь стал основным вещдоком. В процессе расследования необходимо указывать на то обстоятельство, что в документы вносились сведения, которые получены из других источников и воспринимались как достоверные.
Грань между служебным подлогом и ошибками в документах очень тонкая и поэтому очень важно убедить следствие, что недостоверные сведения стали следствием ошибки, допущенной по невнимательности или по другой причине. Состав преступления по ст.292 УК РФ возможен только при наличии доказательств заведомой недостоверности.
Что делать, если подозревают или обвиняют в служебном подлоге
В связи с тем, что круг лиц, которые могут стать субъектами преступления по ст. 292 УК РФ достаточно широк, информация, как избежать уголовного преследования по этой статье, достаточно востребована.
Прежде всего, необходимо обезопасить всю свою деятельность т.е. исключить использование в работе заведомо недостоверные сведения, и тем более подложные документы. Любой поступающий документ, вызывающий сомнения должен перепроверяться.
Если же обвинение по 292 УК РФ уже есть, то необходимо максимально подробно изложить всю имеющуюся информацию сотрудникам правоохранительных органов. Если происхождение документа неизвестно, то так и сообщить силовикам. Одновременно с этим необходимо найти и предоставить следователю документы, на основании которых составлялся документ, который теперь стал основным вещдоком. В процессе расследования необходимо указывать на то обстоятельство, что в документы вносились сведения, которые получены из других источников и воспринимались как достоверные.
Грань между служебным подлогом и ошибками в документах очень тонкая и поэтому очень важно убедить следствие, что недостоверные сведения стали следствием ошибки, допущенной по невнимательности или по другой причине. Состав преступления по ст.292 УК РФ возможен только при наличии доказательств заведомой недостоверности.
Служебный подлог – ст. 292 УК РФ
Данная норма очень часто является сопутствующей взятке или хищению имущества. Положение любого должностного лица определяется Должностной Инструкцией (например, инспектор Роспотребнадзора, сотрудник администрации или мэрии и т.д.) или напрямую законом (например, Закон о полиции, прокуратуре и т.д.). Такие лица, действуя вопреки интересам своей службы, из корыстной или другой заинтересованности получая взятку за свои действия, практически всегда совершают служебный подлог, примерами которого могут быть:
- внесение в зачетную книжку или ведомость оценок ложных сведений (к примеру, когда взятку получает преподаватель ВУЗа, лицея);
- внесение в отчетный реестр сведений о несуществующих расходах (когда бухгалтер присваивает вверенные ей денежные средства);
- искажение информации в составленных договорах по поставке товаров или выполнению определенных услуг (например, директор государственного предприятия при совершении хищения выделенных государством денежных средств).