Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приступая к работе, водитель автобуса обязан проверить своё рабочее место. Следует быть уверенным, что всё, с чем он работает ― в полном порядке. В ином случае потребуется доложить непосредственному руководителю. Кроме того, водитель автобуса обязан проверить свою специальную одежду и средства индивидуальной защиты (СИЗ), если они ему положены. Никаких лишних инструментов на рабочем месте быть не должно. Заканчивая работать, водитель автобуса должен прибрать за собой рабочее место (особенно, если его использует кто-то другой!). Если во время работы водитель автобуса сталкивался с загрязнениями, то тщательно вымыть руки с мылом; если нужно, то применить обеззараживающее средство. И, если производственный процесс позволяет, обесточить электрооборудование на рабочем месте.

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

4.1. При появлении неисправности в работе двигателя, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжить только после устранения возникшей неисправности.
4.2. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику транспортного отдела или диспетчеру, оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия инспектора ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.3. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.

Правила охраны труда до и после работы

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

30. Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.

31. Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

32. Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.

33. Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.

34. При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

  • пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
  • не брать рукоятку в обхват;
  • при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
  • не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
  • 35. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.

36. Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.

37. Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.

38. Водителю не разрешается:

  • во время стоянок спать в кабине и салоне автобуса при работающем двигателе;
  • продолжать движение с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения;
  • осуществлять движение по маршруту с открытой дверью кабины водителя;
  • буксировать автобус при наличии в кабине или салоне автобуса пассажиров;
  • отвлекаться во время движения, принимать пищу, курить и т.п.;
  • вывешивать в кабине вымпелы, талисманы и прочую печатную продукцию;
  • пользоваться авто-радио и магнитолами, не предусмотренными конструкцией автобуса;
  • возить с собой спиртные напитки, наркотические и токсические вещества;
  • управлять автобусом в болезненном состоянии или при алкогольном (наркотическом, токсическом) опьянении.

39. С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.

40. По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.

41. Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Краснодарском крае и Краснодаре в 2023 году

42. Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.

43. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.

44. При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.

45. В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).

46. Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

47. Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части.

48. Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.

49. Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:

  • выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
  • установить под колеса автобуса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
  • закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).

50. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.

51. Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

52. Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

53. Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.

54. При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.

55. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.

56. Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.

57. Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

58. Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.

59. Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:

  • при въезде и выезде из ворот организации, склада;
  • при движении задним ходом;
  • в местах ограниченной видимости;
  • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

60. Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.

61. В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:

  • допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
  • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
  • эксплуатировать неисправные приборы системы питания автобуса;
  • применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
  • при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
  • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
  • применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.

62. При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • перевозить и хранить топливо можно только в исправных резервуарах или металлических бочках с плотно закрывающимися металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках;
  • заполнять резервуары топливом необходимо не более чем на 90% их вместимости;
  • исправность тары, заполненной топливом, следует проверять ежедневно. Причины, вызывающие подтекание и «потение», следует немедленно устранять. Если это невозможно, автобусное топливо необходимо перелить в исправную тару, соблюдая все меры предосторожности, чтобы топливо не разлилось, не попало на тело или одежду работника;
  • не допускается при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом.
  • при появлении во время движения запаха топлива водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

63. Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.

64. Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).

65. На заправочном пункте не допускается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
  • нахождение пассажиров в салоне автобуса, кабине.
  • использовать шланги и тому подобные приспособления, которые допускают подтекание.
  • заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
  • использовать заправочный пистолет без рукавиц;
  • допускать попадание топлива на кожу рук и тела;
  • получение топлива в любые емкости, кроме топливных баков;
  • работа предпускового подогревателя двигателя и автономного отопителя кабины водителя;
  • перелив топлива.

66. Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:

  • при неисправной топливной системе подавать топливо самотеком из емкости (канистры);
  • применять для мытья двигателя, одежды и пр. – бензин и др. ЛВЖ;
  • оставлять в кабине, моторном отсеке, багажных ящиках и пр. местах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
  • заправлять и хранить топливо в любых емкостях, кроме топливных баков;
  • допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
  • курить, (пользоваться огнем) вблизи от топливных систем, бака и пр.;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей на автобусе (отогревание замёрзших топливопроводов и т. п.);
  • использование на автобусе нестандартных предохранителей.


В соответствии со ст. 20 ФЗ -196 «О Безопасности Дорожного Движения», от 10.12.1995 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и эксплуатирующие транспорт, обязаны обеспечивать БДД, и в связи с этим, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Во исполнение данного закона, юридическому лицу или ИП, эксплуатирующему транспорт, надлежит обеспечить водителей необходимой информацией по безопасности охраны труда. Такая оперативная информация доводится до водителей путем проведения инструктажей.

Минтрудом РФ утвержден Приказ №871Н от 09.12.2020 г. «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте». Вместе с тем, распространяется Приказ Минтранса России № 282 от 31.07.2020 г «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Обновление – инструкции по охране труда для водителей

Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств

  1. Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
  2. Инструкция по охране труда для водителя катера
  3. Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
  4. Инструкция по охране труда водителя муковоза
  5. Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
  6. Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
  7. Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
  8. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера

Какой режим работы установить водителям

Для водителей действуют специальные правила режима работы, которые определены положением, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Чтобы организовать режим работы водителей, определите продолжительность рабочего времени водителя и режим отдыха.

Режимы труда и отдыха водителей включите в Правила внутреннего трудового распорядка с учетом особенностей режима работы отдельных сотрудников. Чтобы не нарушить режим работы сотрудников, используйте показания тахографа, табелей, путевых листов (п. 2, 6 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Режим работы

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, – не более семи часов (абз. 2 п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Если нужно, чтобы водители в течение дня или недели работали больше нормальной продолжительности работы, нужно ввести суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:

  1. Продолжительность ежедневной работы. Рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение – водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
  2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 положения).
  3. Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период можно увеличить до шести месяцев (абз. 2 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
  4. Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Читайте также:  Пенсии сотрудникам МВД в 2023 - повышение и последние новости

Ситуация: каким категориям водителей можно увеличить время ежедневной работы до 12 часов

Увеличить до 12 часов продолжительность рабочего дня водителя можно в трех случаях.

1. Если водителю необходимо доехать до места отдыха при междугородной перевозке. В таком случае работник в течение рабочего дня не должен управлять автомобилем больше (п. 12, 16, 17 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15):

  • 9 часов в общем случае;
  • 8 часов в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов;
  • 10 часов при суммированном рабочем времени, но не более двух раз в неделю.

2. Для водителей, которые работают на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, по согласованию с профсоюзом.

3. Водителям, которые занимаются:

  • перевозками для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб;
  • технологическими (внутриобъектными, внутризаводскими и внутрикарьерными) перевозками без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
  • перевозками на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления, руководителей организаций;
  • перевозками на инкассаторских автомобилях.

Для таких водителей общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не должна превышать 9 часов.

Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Режим отдыха

Отдых водителя – это перерыв на отдых и питание в течение смены и междусменный перерыв – выходной. Чтобы определить режим отдыха водителя, учитывайте следующее:

  • междусменный отдых. Длительность ежедневного междусменного отдыха должна быть в два раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включают также и время обеда (абз. 1 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • выходные дни. Продолжительность выходных дней должна быть минимум 42 часа. При этом такие дни должны предшествовать или следовать за междусменным отдыхом (ст. 107, 110 ТК, п. 26 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • перерыв для отдыха и питания. Продолжительность перерыва для отдыха и питания должна быть от 30 минут до 2 часов. Если по графику водитель работает больше восьми часов, предоставьте ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва установите с учетом мнения профсоюза или по соглашению с водителем (п. 24 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
  • специальный перерыв для отдыха. После четырех часов работы каждый водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. Если дорога длится более четырех часов, то после этого 15-минутные перерывы необходимо делать каждые два часа пути (п. 19 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170). Водители автобусов и грузовиков массой свыше 3,5 тонн должны отдыхать не менее 45 минут через каждые 4,5 часа работы (п. 26.1 постановления Правительства от 20.12.2019 № 1733).

Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:

  • приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
  • приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
  • приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
  • совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
  • федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
  • приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении с места задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса (микроавтобуса).
3.4. При перевозке детей:
— должен быть дополнительно оборудован спереди и сзади предупреждающем знаком «Дети», а также 2-мя огнетушителями;
— детей должны сопровождать двое взрослых;
— во время движения запрещается стоять и ходить по салону;
— скорость движения не выше 60 км в час.
— перевозку осуществлять только в светлое время суток.
3.5. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.6. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автобуса (микроавтобуса) на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автобус (микроавтобус) с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под машиной находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автобуса (микроавтобуса) лиц, не имеющих на это право (сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Водителю автобуса не разрешается:
— управлять автобусом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс (на линию) в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автобусом другим лицам;
— выполнять буксировку автобуса с целью пуска двигателя, а также с пассажирами в салоне автобуса (микроавтобуса);
— подогревать двигатель открытым пламенем при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.9. При передвижении и постановке автобуса на пост технического обслуживания необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих ребер осмотровой канавы, эстакады. Установленный на пост автобус надежно затормозить стояночным тормозом и поставить под колеса упоры, а на автобусе с механической коробкой передач, кроме того, включить нижнюю передачу.
3.10. При работе под автобусом выключить двигатель и на рулевое колесо вывесить табличку «Двигатель не включать! Работают люди!» При смене рессор разгрузить их путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей подставкой под кузов козелков. При выполнении работ внизу автобуса вне осмотровой канавы, эстакады применять лежаки.
3.11. При ремонте автобуса содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.12. Подъем автобуса домкратом производить без перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса подложить упоры.
3.13. Для снятия и постановки тяжелых узлов и агрегатов пользоваться подъемно-транспортными средствами, не превышая их максимальную грузоподъемность.
3.14. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.15. Проверять совпадение отверстий ушков рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.16. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.17. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автобус будет установлен на козелки.
3.18. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.19. Подкачка шин без демонтажа допускается, если давление воздуха в ней снизилось не боле, чем на 40 процентов от нормы и при условии, что из-за уменьшения давления не нарушилась правильность монтажа шины.
3.20. При выполнении работ с аккумуляторными батареями нужно соблюдать следующие меры безопасности:
— при снятии, транспортировке и обслуживании аккумуляторных батарей следует остерегаться попадания электролита на кожу и одежду. Если это произошло, немедленно обмыть пораженное место содовым 10-процентным раствором или при отсутствии его теплой водой, нельзя обтирать сухой ветошью пораженное место;
— пользоваться специальными тележками с гнездами по размерам батарей при их транспортировании;
— для определения степени зарядки аккумуляторных батарей пользоваться нагрузочной вилкой.

Какие перерывы предусмотрены в работе?

Качество и безопасность напряжённого труда водителя автобуса немыслимы без грамотно спланированных и чётко соблюдаемых перерывов в работе. Они подразделяются на:

  • Специальные перерывы в течение смены, которые предусмотрены для всех водителей. Первый из них наступает после 4 часов управления автобусом, а последующие должны происходить через каждые 2 часа. Специальный перерыв не предоставляется в случае его совпадения со временем обеда.
  • Перерывы, предназначенные для приёма пищи и отдыха, могут длиться от 0,5 часа до 2 часов. Если смена продолжается свыше 8 часов, то предусмотрены 2 перерыва, в сумме составляющие от 0,5 часа до 2 часов.
  • Междусменные перерывы в процессе ежедневной отчётности должны в 2 раза превышать длительность смены. При этом в междусменный отдых засчитываются обеденный перерыв.

Важность строгого соблюдения режима труда и отдыха со стороны должностных лиц и самих водителей транспортных средств подчёркивается наложением достаточно весомых штрафов за игнорирование законодательно оформленных правил.

5.1. Переподготовка водителей автобуса проводится только в учебно-курсовом комбинате ГУП «Мосгортранс» по планам и программам повышения квалификации водителей.

5.2 Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий, необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Водитель, не сдавший зачет, к самостоятельной работе на линии не допускается и переводится с его согласия на другие работы. При невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

5.3. Снижение и восстановление класса квалификации водителя решается в каждом отдельном случае руководителем предприятия по представлению квалификационной комиссии (в зависимости от знаний водителя, его линейной и трудовой дисциплины, срока лишения прав, времени предыдущей переподготовки и т.д.).

Водитель выполняет на линии без вызова технической помощи следующий объем работ:

2.1. По двигателю:

— заправляет топливный бак топливом;

— заправляет охлаждающей жидкостью системы охлаждения автобуса;

— прослушивает на слух работу фильтра очистки масел (полнопоточной центрифуги);

— проверяет натяжение ремней вентилятора, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя руля; при необходимости регулирует натяжение ремней или заменяет их новыми;

— заменяет свечи зажигания;

— протирает двигатель и убирает мотоотсек.

2.2. По кузову и шасси:

— заменяет маршрутные указатели при переходе на другой маршрут,

— поддерживает чистоту государственных указателей;

— подтягивает при необходимости гайки колес;

— спускает конденсат из рессивера (в зимнее время на каждом рейсе) в установленную тару;

— поддерживает чистоту рабочего места.

2.3. По электрооборудованию и приборам:

— заменяет негодные предохранители цепи потребления тока (применение нестандартных электропредохранителей категорически запрещено);

— регулирует работу стеклоочистителя (без разборки);

— изолирует мелкие повреждения электропроводки, протирает провода в случае попадания масла.

2.4. По уходу за шинами:

— проверяет визуально состояние шин (запрещается движение с пониженным давлением в шинах даже на небольшом расстоянии);

— проверяет вентили, их крепление, устанавливает резиновые защитные колпачки;

— осматривает шины и удаляет из протектора острые предметы, также предметы, застрявшие между сдвоенными шинами.

Контроль рабочего времени водителей

Так как работа водителей не должна превышать 7-8 часов в день ( в зависимости от графика работы) это время необходимо как-то контролировать. Существует несколько способов контроля.

  • Путевые листы. В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
  • GPS мониторинг. GPS мониторинг предназначен для определения местоположения автомашины в режиме онлайн. Данная система мониторинга позволяет определить время движения машины, а так же время простоя.
  • Тахограф. Система офлайн контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. В отличии от

1.1. Во время осмотра автобуса (перед запуском двигателя) проверяется:

1.1.1. Заправка автобуса топливом, смазочными материалами, системы охлаждения охлаждающей жидкостью.

1.1.2. Комплектность автобуса, состояние кузова, основания, стекол, зеркал, номерных знаков, окраски, пассажирских сидений, дверей, поручней, чистота в салоне и снаружи, радиостанции.

1.1.3. Наличие:

— знака аварийной остановки;

— двух тормозных противооткатных упоров;

— двух исправных (опломбированных) огнетушителей и их крепление в кронштейнах;

— укомплектованной аптечки;

— молотка для разбивания оконных стекол (при отсутствии специального замкового шнура на окнах) в случае аварии, при которой повреждены двери, либо привод дверей.

1.1.4. Правильность установки и соответствие лобовых, боковых и задних указателей маршрута, наличие внутри салона «Правил пользования автобусами».

1.1.5. Натяжение приводных ремней агрегатов двигателя.

1.1.6. Крепление колес, состояние дисков, бортовых и замочных колец, шин (удалить посторонние предметы, попавшие в них).

1.1.7. Исправность запоров всех люков.

1.1.8. Наличие бортового журнала автобуса.

1.1.9. Пломбировка радиостанции, установленной на автобусе (при ее наличии)

1.1.10. Температура охлаждающей жидкости (в зимнее время, перед запуском двигателя, после отключения автобуса от системы подогрева).

1.2. После запуска двигателя необходимо прослушать его работу и проверить:

1.2.1. Показания контрольных приборов, работу стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, звукоусиливающей аппаратуры (микрофона, диктофона). Наличие предохранителей и их исправность (применение нестандартных предохранителей не допускается).

1.2.2. Давление воздуха в системе тормозов, отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы, исправность предохранительного клапана, герметичность соединений. (Спустить конденсат из воздушных баллонов в тару).

1.2.3. Работу рулевого управления.

1.2.4. Работу привода и механизмов открывания дверей, наличие пломбы на рукоятке крана экстренного открывания дверей.

1.2.5. Работоспособность системы отопления салона (в холодное время года).

1.2.6. Работу радиостанции (при ее наличии).

1.3. При обнаружении во время осмотра неисправностей, отсутствия закрепленного за машиной имущества, неудовлетворительного внешнего вида (грязный или поврежденный кузов и т.п.) сообщить дежурному мастеру и диспетчеру парка о невозможности выхода автобуса на линию.

1.4. Убедиться, перед троганием с места, что перед автобусом и на пути следования нет людей и посторонних предметов, а давление воздуха в системе соответствует требованиям заводской инструкции по эксплуатации, и выехать из парка.

1.5. Обратить особое внимание на первом километре нулевого рейса на исправность действия рулевого управления, ножного и ручного тормозов, на работу генератора — наличие зарядки аккумуляторов и работу спидометра, проверить исправность гидромеханической коробки передач или механической коробки переключения передач (в зависимости от типа автобуса) установить отсутствие посторонних стуков и шумов на ходу автобуса.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]