Правовое регулирование валютного рынка и валютного обращения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютного рынка и валютного обращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пониматься как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с пониманием валютного рынка в широком смысле, а также как деятельность предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о валютном рынке России в узком смысле.
Государственное регулирование на валютном рынке
Государственное регулирование на валютном рынке проявляется в контроле со стороны государства за его функционированием с использованием традиционных методов денежно-кредитного регулирования: валютных ограничений и валютного контроля.
Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями.
Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия.
Валютные ограничения — это также одно из характерных проявлений валютной политики государства.
Валютные ограничения выражаются в ограничении ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей, в регулировании платежного баланса и курса валюты, в обязательной продаже части валютной выручки, в ограничениях, связанных с добычей и промышленной обработкой драгоценных металлов и драгоценных камней, в ограничениях по совершению ряда операций с валютой и валютными ценностями резидентами и нерезидентами, в ограничениях, касающихся ввоза и вывоза товаров в национальное государство и из государства, продаже товаров за иностранную валюту на территории государства и других мероприятиях государства по защите своих валютно-финансовых интересов.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Согласно Закону о валютном регулировании основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Контроль проводится путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов, соблюдения ими правовых актов в области валютного регулирования и контроля.
В процессе контроля определяется соответствие валютных операций действующему законодательству, выявляется наличие необходимых лицензий, разрешений и т.д.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
Полномочия Правительства РФ в области валютного контроля осуществляет Министерство финансов РФ в лице его территориальных органов валютного контроля Органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ст.11 Закона о валютном регулировании).
К органам валютного контроля относятся, в частности, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ.
В правовых актах России определены цели, задачи и функции органов валютного контроля.
Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции экспортного контроля, участвует в осуществлении контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов; Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Органы валютного контроля обладают более широкими полномочиями, чем агенты.
Они могут издавать в пределах своей компетенции правовые акты, определять порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям, привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, отзывать выданные лицензии и разрешения, обращаться в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица, если оно систематически нарушает валютное законодательство, и т.д.
Вместе с тем в судебной практике бывает затруднительно четко разграничить функции между органами валютного контроля.
В связи с этим организация, нарушившая предписания валютного законодательства, подвергается наказанию одновременно со стороны двух органов валютного контроля.
В одном из арбитражных дел заместитель Председателя ВАС РФ внес протест на постановление апелляционной и кассационной инстанций, которые, в отличие от арбитражного суда первой инстанции, полагали, что применение последовавших друг за другом штрафных санкций со стороны двух разных органов валютного контроля за нарушение валютного законодательства, выразившееся в незачислении валютной выручки от экспорта металлопродукции и в совершении операции, связанной с движением капитала, без разрешения Банка России, является правомерным.
По мнению Президиума ВАС РФ, если один контролирующий орган (в рассматриваемом случае — Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю — ВЭК России) уже применила санкцию к юридическому лицу за нарушение валютного законодательства, повторное привлечение его к ответственности таможенным органом за совершение этого же правонарушения является неправомерным.
В другом случае ВЭК России взыскала штраф с коммерческого банка за нарушение порядка учета валютно-обменных операций.
Арбитражный суд кассационной инстанции нашел решение ВЭК России превышением полномочий.
По мнению суда, право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций в соответствии с п.2 ст.14 Закона о валютном регулировании принадлежит Банку России.
Все юридические лица должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки, получаемой ими от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Продажа осуществляется через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют к рублю (по курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) на день (момент) продажи.
Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании).
Такой порядок был установлен Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», в котором определено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ и услуг) юридических лиц независимо от форм собственности и места регистрации, включая юридические лица с иностранными инвестициями, подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
Резиденты и нерезиденты РФ
По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.
Резидентами называются:
- Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
- На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
- Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
- Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
- Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.
Нерезидентами называют:
- Физические лица, которые не являются резидентами.
- Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
- Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
- Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
- Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
- Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.
Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.
Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:
- Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
- Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
- Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.
Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:
- В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
- Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
- Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.
Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.
Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.
В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.
Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.
Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.
Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.
Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:
- Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
- Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
- Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
- Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
- Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
- Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.
В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.
Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.
Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.
Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.
Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.
Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.
Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.
Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.
Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:
- С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
- С помощью проведения проверок инспекционного характера.
- С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.
Т.М. Голубева утверждает, что банки играют огромную роль в современной рыночной экономике. Надежная банковская система является важнейшим условием стабильного функционирования экономической системы, но на данный момент нужно проанализировать ряд недостатков современного банковского сегмента РФ.
Ситуация на банковском рынке в I квартале 2015 года такова, что – банки убыточны, качество кредитов продолжает ухудшаться, просрочка растет. Население снова несет деньги на депозиты, несмотря на снижающиеся ставки, за отсутствием простой и понятной альтернативы; размещать эти средства в нынешних условиях уже не так легко, как даже год назад, особенно небольшим банкам. Совокупный объем собственного капитала действующих банков на 1 апреля 2015 года составил порядка 8,1 трлн рублей, увеличившись за I квартал на 2,1%, без учета санируемых банков с отрицательным значением капитала.
Развитие банковского сектора будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных кредитных организациях. По итогам 2013 года наблюдалось усиление позиций крупных частных банков – впервые с 2009 года. В 2015 году данный тренд продолжится, прежде всего за счет активизации кредитования крупного бизнеса. Доля же банков с иностранным капиталом будет снижаться и в дальнейшем, в том числе вследствие продажи бизнеса (хотя такие сделки останутся единичными).[15]
Если говорить о причинах кризиса, то к ним относятся: инфляция, падение реальных доходов населения, сокращение импорта и инвестиций. Минфин утверждает, что инфляция затухает и, возможно, будет ниже, чем в прошлом году, но несмотря на это, одновременно финансирует дефицит бюджета за счет Резервного фонда, а инвестиции – за счет Фонда национального благосостояния. Эти действия по своему эффекту равносильны кредитам Центрального банка, потому что фактически деньги запускаются в обращение.
Таким образом, уверенности в том, что инфляция будет затухать — нет; а утверждения о том, что Центробанк достигнет цели в 4% к 2017 году, кажутся сомнительными.
Если инфляция удержится на уровне 12–15%, тогда уровень жизни населения будет стремительно падать, а это неизбежно приведет к понижению производительности труда и росту социального недовольства. Как следствие, будет рушиться вся бюджетная конструкция. Даже незначительный пересмотр бюджета текущего года показал, что Минфин не имеет возможности дальше сокращать расходы и наращивать доходы. То, что министерство смогло срезать, ушло на индексацию части социальных выплат, в основном пенсий, но дальше, верстать бюджет будет только сложнее.
В июне 2015 года реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,5% против 6,5% в мае.[16]
Таким образом, доходы россиян продолжают сокращаться уже восемь месяцев подряд. Тем не менее, в июне темпы их сокращения замедлились впервые с начала 2015 года. Стоит напомнить, что в январе 2015 года, реальные доходы россиян сократились в годовом исчислении на 0,7%, в феврале и марте — на 1,6%, в апреле — на 3,9%, а в мае — на 6,5% по данным Росстата.
В нашей стране половина всех импортных закупок инвестиционные. В ноябре–декабре курс рубля стал падать, и это сказывается на динамике импорта – в течении всего года падение продолжится. Это еще почти не сказалось на динамике инвестиций – нам ещё предстоит понять, насколько сильно они снизятся в этом году. Перспективы экономического роста останутся туманными, так как инвестиции сокращаются три года подряд, и пока этот процесс будет продолжаться.
Сегодня Центробанк пытается снижать спрос на валюту и поддерживать курс рубля, проводя операции РЕПО, но мне кажется, это сомнительной тактика, так как искусственное занижение курса искажает макроэкономические параметры. В связи с изменением спроса и предложения Центробанк продает валюту, спрос на валюту повышается, курс рубля падает – и Центробанк продает доллары. Валютное РЕПО означает, что банк может взять в ЦБ валюту в долг по курсу на нынешний день, – но на рынке спрос отсутствует, и на соотношение спроса и предложения потребности банков и их клиентов не оказывают никакого воздействия. Курсу рубля предстоит искать новое рыночное равновесие, и в какой-то момент случится новая волна девальвации, новое падение импорта.
Поэтому нам кажется, что Россия еще не прошла нижнюю точку кризиса. Обязательно следует добавить: дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от цены на нефть. А предсказать динамику нефтяных цен никому не под силу. Все причины кризиса важны, но мы рассматриваем краткосрочную перспективу, именно поэтому мы выделяем инфляцию.
Из приведенного анализа причин кризиса следует, что ситуация у Минфина достаточно сложная и охарактеризовать ее можно, как пред дефолтную. У Минфина нет достаточного количества источников для финансирования дефицита бюджета, а Резервного фонда может хватить на два года.[17]
Таким образом, можно предположить, что Минфин выигрывает от высокого уровня инфляции, следовательно, нет смысла ожидать снижения темпа роста цен. Составляя бюджет на этот год, Минфин проиндексировал доходы и расходы с учётом инфляции в 5,5%. Но если посмотреть уровень инфляции на сегодня, то она составляет 15,6%.
Таким образом, Минфин получает инфляционные доходы, что для него важнее, чем снижение инфляции. Центробанк всё больше зависит от правительства, это видно из того, что Банк России согласился кредитовать инвестиционные проекты под ставку ниже своей ключевой, фактически разделив рынок на субсидируемую и рыночную части. Необходимо подчеркнуть, что активное развитие этого направления деятельности Центробанка может привести к разрушению рыночных механизмов, сложившихся в России с невероятным трудом. Что не менее важно, ЦБ РФ ведет финансирование проектов, не соотнося деятельность с общегосударственной политикой и на основе внутриведомственных актов, некое подобие государства в государстве.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты.
- Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп. от 8 марта 2017 г. N 42-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II): Кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2017 г. № 216-ФЗ // Российская газета, № 23, 24, 25, 07, 08.01.1996 г.
- «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (по сост. на 21.07.2017) // Парламентская газета.- 2002. — N 131–132.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (в ред. от 29 июня 2017 г. N 181-ФЗ) О валютном регулировании и валютном контроле // Российская газета, № 3367, 17.12.2003
Научная литература
-
- Антонов, В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / В.А. Антонов. – М.: Юрайт, 2014. – 560 с.
- Асаул, А.К. Организация предпринимательской деятельности / А.К. Асаул. – М.: АНО ИПЭВ, 2010. – 336 с.
- Базовый курс по рынку ценных бумаг / Под ред. А.Д. Радыгина, проф. Л.П. Хабарова, Л.Б. Шапиро. — М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2010. – 390 с.
- Балашов, Д.А. Конкуренция валют в условиях формирования валютных союзов / Д.А. Балашов. – М.: Университет, 2012. – 230 с.
- Балонишникова, А.М. Моделирование правового регулирования рывка валютных рынков / А.М. Балонишникова. – М.: Проспект, 2013. – 180 с.
- Большухина, И.С. Основы предпринимательской деятельности / И.С. Большухина. – М.: Аргус, 2010. – 252 с.
- Голубева, Т.М. Основы предпринимательской деятельности / Т.М. Голубева. – М.: Форум, 2012. – 240 с.
- Кузьмина, Е.Е. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учебное пособие / Е.Е. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2014. – 508 с.
- Лаврушин О.И., Красавина Л. Н., Абрамова М. А. О направлениях модернизации государственной денежно-кредитной политики // Банковское дело. 2009. № 12. – с. 41-45
- Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Бизнес и банки. 2012. № 45. С. 1 -5.
- Пивоваров Ю.С. Валютный рынок как объект правового регулирования // Правовая идея. – 2014. — № 4. – с. 15-19
- Пронина Н.Н. Регулирование валютного рынка и валютных операций / Н.Н. Пронина. – М.: Статут, 2012. – 90 с.
- Пугинский, Б.И. Коммерческое право / Б.И. Пугинский. – М.: Юстицинформ, 2011. – 310 с.
- Струкова, А.А. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Уголовно-правовая характеристика / А.А. Струкова. – М.: Юридический центр Пресс, 2012. — 224 с.
- Твардовский В.В. Технический анализ и простейшие торговые системы. Теория и практика торговли на фондовом рынке: Учебный курс лекций / Под общ. ред. В.В. Твардовского. М.: Интернет-трейдинг, 2004. – 260 с.
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
На любом рынке есть три обязательных составляющих: товар, продавец и покупатель. На валютном рынке все это тоже есть, и государство активно регулирует деятельность на нем. Почему? Да потому что по своей сути валютный рынок — это место, где покупаются и продаются деньги, а деньги для любого государства являются топливом, без которого может рухнуть вся экономика. На валютном рынке товаром являются самые разные деньги, как свои, так и иностранные, а также ценные бумаги, ценность которых состоит в способности превращаться в те же деньги. Теперь понятно, что в регулировании валютного рынка кровно заинтересованы банки и другие финансовые организации, например, страховые компании, потому что для них деньги чуть ли не единственный ресурс, за счет которого они живут и развиваются.
Если позволить всякому и каждому бесконтрольно проводить различные валютные операции, в том числе буквально вывозить деньги из страны или переводить их за границу, то банковская система, а вслед за ней все государство могут быть обескровлены и в буквальном смысле разрушены. Состояние валютного рынка зависит от множества внешних обстоятельств: валютной политики государства и его отношений с другими государствами, от качества банковской системы и экономики страны в целом. Эта система не существует сама по себе, она неразрывно связана с мировой финансовой системой, напрямую зависит от поведения ведущих мировых валют, финансовых рынков других стран, ситуации на стратегических рынках (нефтяном, газовом и т.д.).
Если что-то идет не так, валютный рынок всегда страдает первым. Знаменитый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 году, выразился в девальвации (обесценивании) рубля в 2,5 — 3 раза, а затем привел к дефолту — приостановлению платежей по внутреннему долгу. Вслед за валютным рынком страдают люди и страны.
Что подлежит регулированию?
Законодательство, регулируя валютный рынок, определяет:
— кто конкретно от его лица имеет право упорядочивать отношения на рынке;
— что конкретно является товаром;
— юридические признаки покупателя и продавца;
— какой товар продавец имеет право продавать, а покупатель — покупать;
— как оформлять некоторые сделки;
— кто и как контролирует все происходящее на рынке;
— кто и как обязан помогать этому контролеру.
VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
Законодательство вводит ограничения на валютные операции и запрещает некоторые из них, в зависимости от того, кто и какие операции осуществляет. Не ограничиваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
По общему правилу не ограничиваются и не запрещаются. В отношении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе, дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, органы валютного регулирования могут установить временные ограничения в целях предотвращения:
— существенного сокращения золотовалютных резервов;
— резких колебаний курса валюты РФ;
— для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
Валютные операции между резидентами.
По общему правилу такие операции запрещены. Разрешаются только операции, прямо указанные в законе. Вот некоторые из них:
— расчеты в магазинах беспошлинной торговли;
— расчеты в пути следования транспортных средств при международных перевозках за товары и услуги, предоставленные пассажирам;
— возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ;
— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.
Валютные операции между нерезидентами.
A. Нерезидентам разрешено без ограничений переводить друг другу иностранную валюту при помощи счетов как из-за границы в Россию, так и в обратном направлении.
B. Они также вправе без ограничений без открытия банковских счетов:
— на территории РФ переводить друг другу иностранную валюту и валюту РФ;
— переводить иностранную валюту и валюту РФ с территории РФ;
— получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ.
C. Нерезидентам разрешается также проводить операции в рублях через банковские счета и банковские вклады, но с условием, что такие счета или вклады открываются только в уполномоченных банках.
D. На территории РФ им разрешено осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.
Основные направления валютного регулирования в России:
- развитие национального валютного рынка;
- регламентация режима валютного курса;
- определение сферы применения иностранной валюты в стране;
- регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
- определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Валютные операции на валютном рынке
Такие операции совершают банки, физические лица и компании.
С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.
На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.
Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.
При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.
Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.
Таблица 1
Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты уполномоченными банками в 2006 г.
(млн. долл. США; конец периода)
Доллар США | ЕВРО | Прочие валюты | Всего | Сальдо | |||||
Месяц | ввоза- | ||||||||
ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | ввоз | вывоз | вывоза | |
Январь | 943,20 | 99,82 | 726,64 | 1,24 | 1,61 | 1,02 | 1671,46 | 102,09 | 1569,37 |
Февраль | 138,76 | 111,72 | 489,89 | 0,22 | 0,96 | 0,16 | 629,61 | 112,10 | 517,51 |
Март | 119,07 | 260,60 | 427,63 | 0,50 | 2,73 | 0,69 | 549,43 | 261,79 | 287,64 |
Апрель | 228,70 | 230,83 | 345,58 | 0,79 | 1,44 | 1,00 | 575,72 | 232,62 | 343,10 |
Май | 106,49 | 377,55 | 441,25 | 0,75 | 2,05 | 0,81 | 549,79 | 379,11 | 170,69 |
Июнь | 75,83 | 850,39 | 547,57 | 1,18 | 2,80 | 0,73 | 626,19 | 852,30 | -226,10 |
Июль | 687,43 | 268,57 | 315,94 | 1,53 | 3,70 | 1,50 | 1007,07 | 271,60 | 735,47 |
Август | 784,13 | 156,12 | 261,56 | 1,89 | 1,01 | 2,80 | 1046,70 | 160,81 | 885,89 |
Сентябрь | 1500,58 | 132,65 | 85,20 | 6,08 | 1,24 | 1,53 | 1587,02 | 140,25 | 1446,77 |
Принципы валютного регулирования
Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.
Валютное регулирование определяется следующими элементами:
- установленный порядок проведения валютных сделок;
- совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
- валютный контроль.
К основным принципам валютного регулирования можно отнести:
- государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
- приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
- неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
- исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.
Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:
- финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
- финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
- финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.
Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.
Рынок форекс (внебиржевой рынок покупки и продажи валюты) – дело не новое. Первые осторожные шаги он сделал еще в конце 90-ых годов. Потом стал развиваться интернет, а вместе с ним быстро рос и новорожденный. Желающих заработать таким образом становилось все больше. Постепенно форекс перестал восприниматься как экзотика. Трейдером может стать любой – от пионера до пенсионера, ведь суть проста и понятна всем – заработать на колебаниях цены. Результат – налицо. По данным «Интерфакс-ЦЭА», в прошлом году количество клиентов на этом рынке достигло почти полмиллиона человек! Более того, количество трейдеров продолжает расти.
РЕГУЛИРОВАНИЕ. НАЧАЛО
С момента своего появления в России рынок форекс регулировался в соответствии с международным законодательством. Основы регулирования рынка форекс в РФ были заложены в 2010 году. Тогда старейшие участники рынка объединились и решили создать специальную организацию, которая бы следила за тем, чтобы все участники рынка работали по единым правилам, а интересы российских трейдеров были максимально защищены. В 2011 году была зарегистрирована саморегулируемая организация – ЦРФИН, которая выступила с инициативой ввести законодательное регулирование рынка форекс в России.
Однако, закон, регулирующий рынок форекс, был официально принят только в конце 2014 года, а с января 2020 года он вступил в полную силу. Теперь предоставлять услуги по торговле на этом рынке могут только компании (форекс-дилеры), которые получили лицензии. Их выдает Центральный банк, финансовый мегарегулятор страны. Так что все серьезно. Процесс лицензирования сегодня идет полным ходом: компании друг за другом получают лицензии форекс-дилера. Как уверяют эксперты рынка, вскоре все компании, которые заинтересованы работать в России, получат соответствующие лицензии.
ПОЛЬЗА ТРЕЙДЕРАМ
С форекс-компаниями все понятно – все, кто захочет работать в РФ, будут работать по единым правилам, а какая польза от регулирования клиентам – трейдерам?
— Теперь люди смогут работать с форекс-дилерами, которые являются российскими юридическими лицами. Раньше наши трейдеры торговали на рынке форекс через иностранные компании. Не было механизма судебной защиты трейдеров, государство не могло быстро и эффективно защитить интересы клиентов, – комментирует Андрей Рыбин, генеральный директор ООО «Телетрейд Групп», уже получившего лицензию Банка России и входящего в группу компаний TeleTrade. — Лицензирование рынка приведет к тому, что недобросовестные форекс-компании, уйдут с рынка. Останутся те, кто готов к работе по закону.
— Есть определенные требования к форекс-дилерам. У компании должны быть собственные средства — как минимум 100 млн. рублей. Кроме получения лицензии, они должны вступить в саморегулируемую организацию (СРО) форекс-дилеров. При вступлении в СРО надо сделать взнос в компенсационный фонд в размере 2 млн. рублей, – рассказывает директор по ключевым проектам ООО «ИнстаФорекс» Анна Кочкина.
Валютное регулирование как направление государственной экономической политики
Одной из важнейших функций государства является экономическая функция, которая охватывает такие направления государственной деятельности, как развитие экономики страны, преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентых и социально-значимых для России производств, эффективная инвестиционная политика, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке, снижение темпов инфляции, укрепление национальной валюты, формирование современной системы расчетов. Эта функция реализуется посредством осуществления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, целью которых является стабильное функционирование экономической системы государства, развитие производства, формирование бездефицитного бюджета, позволяющего- реализовывать стоящие перед государством экономические и социальные задачи. В свою очередь, составной частью денежно — кредитной политики является валютная политика, осуществляемая путем валютного регулирования и контроля за соблюдением установленного порядка совершения валютных операций. В системе государственного регулирования рыночной экономики валютная политика государства занимает двоякое положение — с одной стороны это часть государственной денежно-кредитной политики, а с другой, неотъемлемая часть внешнеэкономической политики государства. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства. Валютная политика как составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование сферы международных расчётов страны и поддержание её национальной валюты, включает в себя меры в области внутренней экономики, предусматривающие достижение внутренней устойчивости национальной валюты, и меры в области внешнеэкономической деятельности. Внутренние меры связаны с регулированием обращения денежной массы и проведением дисконтной политики, т.е. с маневрированием учётной ставкой центрального банка, которая влияет не только на величину совокупного спроса и выпуска в стране, но и на движение в страну и из страны краткосрочных капиталов («горячих денег»). Повышение учётной ставки и приток капиталов в страну могут улучшить состояние платёжного баланса и способствовать росту курса национальной валюты. Политика непосредственного влияния на национальную валюту заключается в изменении её официального курса, если-действует режим фиксированного валютного курса (как это было в условиях Бреттон-Вудской валютной системы), или в осуществлении мер валютной интервенции при режиме плавающего курса, характерного для современной (Ямайской) валютной системы. Поддержание того или иного курса национальной валюты определяется задачами внешнеэкономической политики в конкретной ситуации. В целях форсирования экспорта (особенно в условиях ухудшения состояния платёжного баланса) государство может пойти на сознательное занижение курса национальной валюты (девальвация), при котором цены на товары, выраженные в валютах других стран, оказываются ниже среднемировых, что позволяет национальным компаниям успешнее конкурировать на мировых рынках. Это — одно из средств конкурентной борьбы государства за внешние рынки, так называемый валютный демпинг. Этот путь активно использовался в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда в условиях резкого падения внутреннего спроса страны пытались форсировать сбыт товаров на мировых рынках. С другой стороны, эта мера сдерживает импорт, т. к. для отечественных покупателей товары, ввозимые из-за рубежа, становятся дороже, таким образом, снижение курса национальной валюты приводит к росту экспорта и ограничению импорта, что способствует временному улучшению состояния платёжного баланса. Однако в итоге снижение курса валюты, ведущее к удорожанию импортных товаров, усиливает инфляцию в стране, ведёт к ухудшению положения основной массы населения. Валютная политика предусматривает также определение режима обратимости национальной валюты (Конвертируемость валюты) и введение или ослабление валютных ограничений. Проведение валютной политики предполагает поддержание оптимальной структуры официальных валютных резервов с тем, чтобы не допустить серьёзных убытков, связанных с обесцениванием отдельных валют, используемых при формировании валютных резервов. Эта проблема приобретает особую остроту в условиях современной мировой валютной системы, когда в качестве резервных валют, наряду с долларом, всё больше выступают валюты крупных европейских стран и японская йена. Введение в рамках Европейского союза новой европейской валюты — евро, несомненно, приведёт к тому, что она станет одной из важных резервных валют и будет конкурировать в этом качестве с долларом. Элементом валютной политики страны является её участие в деятельности международных финансовых организаций, и прежде всего Международного валютного фонда (МВФ), а также координация усилий в области валютного регулирования с другими странами. Цели валютной политики РФ — поддержание и регулирование курса рубля. При этом, цель валютной политики является промежуточной целью для экономической политики государства в целом, поскольку обеспечивает достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.