Как правильно делается перерасчет платы за некачественное отопление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно делается перерасчет платы за некачественное отопление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируются положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила).

Перерасчет по статье соид на гвс

Согласно п. 31 данных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

В силу п.

150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении данной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности такого рода перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98 Правил).

За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за данный расчетный период. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора: в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3°С, в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5°С.

При наличии доказательств, подтверждающих период оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, собственники/наниматели жилых помещений вправе обратиться к её исполнителю для принятия мер по перерасчёту платы за такую услугу.

В случае неудовлетворения требований в добровольном порядке потребитель имеет право в соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и ст. 11 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд за защитой своих прав.

Помните! При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, согласно ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Прямые договоры нивелируют посредника, коим является управляющая компания, поэтому теперь собственники имеют право получать ресурсы непосредственно от РСО. И этот момент приводит к вопросам. Например, нужно ли менять договор управления МКД?

Дело в том, что раньше передавать показания должна была УК. И сейчас эта обязанность не нивелировалась. Но предоставлять услуги коммунальные может и непосредственно ресурсоснабжающая компания.

Условия, касающиеся предоставления услуг, включали во все договоры управления. Так, если общим собранием жильцов будет принято решение о переходе на прямые договоры, то, как быть с этим условием в договоре с УК?

Министерство отмечает, что если было принято решение на общем собрании перейти на прямые договоры, то это предстает основанием для преобразования условий в договоре управления многоквартирным домом. Отдельное постановление о поправках не нужно.

Давайте разберемся, так ли положителен переход на прямые договоры с РСО для собственников либо нет? В данный момент считается, что имеются причины, которые данный переход делают нецелесообразным.

Первая причина – это не выгодно. Когда Государственной Думой вносились изменения, касающиеся разрешения перехода на прямые договоры, то она обосновывала это заботой интересов РСО. Якобы, УК получают деньги, при этом не перечисляют денежные средства РСО, вследствие чего формируется большая задолженность, а это уже мешает работать организации, которая поставляет ресурсы.

Но это не так. РСО и раньше имела право отказаться от услуг УК и перейти на прямые договоры с владельцами недвижимости. Однако по какой-то причине этого не делала, соответственно, это ей не выгодно.

Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.

Вторая причина – не понятно, кто несет ответственность за качество поставляемых услуг. Раньше суд соглашался с тем, что УК должна нести ответственность.

Даже в ситуациях, когда качество страдало по вине РСО. Но в настоящий момент переход на прямые договоры разрешили, но ответственности для ресурсоснабжающей компании не установили.

Поэтому при переходе собственники рискуют нажить немало проб��ем.

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

Фактически это постановление нельзя применять к прямым договорам с РСО. Их можно использовать только в отношении договоров поставки воды, электричества, но не к документу оказания коммунальных услуг. Безусловно, это можно назвать «буквоедством». Но ведь никто не запрещает РСО отказать в пересчете, ссылаясь на то, что Постановление использовать нельзя. А это еще один риск для собственников.

Как итог: пока Правительство РФ не внесет требуемые изменения и поправки в нормативные акты, лучше на прямые договоры не переходить. Слишком много дополнительных рисков для собственников недвижимости.

Перерасчет услуг ЖКХ: что нужно знать при перерасчете стоимости коммунальных услуг

Если квартира отапливается недолжным образом, то есть температура воздуха в помещении ниже нормативных показателей, жилец должен обратиться с жалобой в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. В установленное время к жильцу должен прийти сотрудник УК, чтобы выполнить замеры и составить акт, если жалоба подтвердится, и температура воздуха в помещении действительно будет ниже установленной.

Штрафные санкции в описанном случае вполне обоснованы, так как управляющая компания должна сама отслеживать качество предоставляемых услуг и своевременно устранять недостатки. С жильцами следует поддерживать контакт, чтобы они, в первую очередь, шли со своими проблемами именно в УК. Наладить взаимодействие не так уж сложно, для этого нужно:

Самое распространенное нарушение — это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 ) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время — не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Читайте также:  Разрешается ли по социальной карте ездить на экспресс электричке

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

В квартире никто не зарегистрирован и не проживает

Если в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, то отсутствуют основания для перерасчета. Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354, ЖК.

Такая позиция сформирован многочисленной судебной практикой Арбитражных судов, где органы ГЖН выдавали предписания УО, региональным операторам о проведении перерасчетов. В судебном порядке такие предписания признаются недействительными.

ГЖН провели проверку УО и выявила, что УО отказала в перерасчете за обращение с ТКО в ситуации, когда собственник (или иные потребители) фактически не проживали (в том числе временно) в квартире.

УО обратилась в суд, указав, что что перерасчет размера платы по обращению с ТКО возможен в случае, когда расчет за такую услугу производится исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан, только в отношении зарегистрированных, но временно выбывших из жилого помещения граждан. В случае отсутствия зарегистрированных в помещении лиц, расчет производится по количеству собственников такого помещения.

Суд встал на сторону УО и признал предписание незаконным по следующим причинам.

Частью 11 ст. 155 ЖК установлено общее правило — неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перерасчет возможен при временном отсутствии в порядке, предусмотренном Правилами № 354.

Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено начисление за обращение с ТКО по числу собственников при при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Верховный суд определением от 23.05.2018 № АКПИ18-238 признал положение п. 148(36) Правил 354 соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК.

Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2021 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2021 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Памятка потребителям: о порядке перерасчета за некачественно оказанные коммунальные услуги «Горячего водоснабжения» и «Холодного водоснабжения»

Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в связи с поступлением обращений граждан по вопросам предоставления коммунальных услуг «Горячее водоснабжение» и «Холодное водоснабжение» ненадлежащего качества считает необходимым проинформировать граждан о правах потребителей в случае нарушения исполнителем жилищно-коммунальных услуг требований нормативных правовых актов.

Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентируются положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила).

Согласно п. 31 данных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах — не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества


Спорным стал вопрос о том, как определять количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды для горячего водоснабжения многоквартирного дома (по нормативу или по показаниям прибора учета).

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решила, что объем ресурса нужно определять по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для горячего водоснабжения. Причем независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения дома.

Кроме того, ТСЖ оспаривало приложение к договору, предусматривающее его обязанность оплачивать тепловые потери в наружных тепловых сетях.

Читайте также:  Как выписать ребенка из квартиры и прописать в другую?

Коллегия подтвердила, что это требование не подлежит удовлетворению, поскольку ТСЖ добровольно и осознанно приняло на себя данное обязательство. При этом соответствующее соглашение было заключено в ходе рассмотрения судом преддоговорного спора, по которому утверждено мировое соглашение.

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:

  • предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).

В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.

Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.

Вывод

Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.

Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.

При расчетах учитывают:

  • Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
  • Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
  • Сбор и вывоз листьев в осенний период.
  • Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
  • Полив асфальта в летний период.
  • Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.

Судебная Практика По Перерасчету За Некачественную Поставку Гвс При Прямых Договорах 2022 Год

Фактически в Решении ВС нет такого, что «проценты складывать нельзя, и расчетный период — это день».
Это просто ВС констатировал, что Примененный товариществом метод снижения платы, согласно которому
ежедневный процент снижения платы суммируется за месяц и от полученного
суммарного процента рассчитывается ежемесячное снижение платы, суды
первой и апелляционной инстанций признали не соответствующим пункту 101
Правил № 354 и пункту 5 приложения № 1 к Правилам № 354. .
А вам надо было оспаривать тот факт, что судами неправильно применены нормы материального права — п.101 ПП 354 не может быть применён к перерасчету за некачественную горячую воду при отклонениях по температуре, поскольку в Приложении 1 к ПП 354 указаны случаи применения п.101 — это некачественная горячая вода при отклонении давления (п.6) и состава воды (п.7), но никак при отклонении температуры.

Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества

За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Еще одно условие договора, которое должно быть согласовано (оно не названо в числе существенных), — это порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. «б» п. 18, п. 23 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Здесь нужно учитывать обязательность выявления причин снижения качества ресурса и порядок выявления этих причин, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг. Заметим, что в силу п. 108 названных Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы после получения сообщения потребителя обязан немедленно сообщить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Судебная практика показывает, что акты, составленные в отсутствие представителя РСО при условии неуведомления РСО, не принимаются в качестве доказательства ненадлежащего качества коммунального ресурса.

В каком порядке отключают электроэнергию за неуплату в 2022

Должник получит такое уведомление, если не платит за свет два полных месяца, ну и дальше в сторону увеличения задолженности. После того, как вы были осведомлены о своей задолженности, вам дается 20 дней на избавление от неуплаты.

Основной законодательный акт в этой ситуации, конечно же, постановление № 354, которое было принято Правительством РФ в 2022 году с вносимыми в него изменениями. Также, правила оказания коммунальных услуг прописываются в Постановлении № 307. Но все-таки основной закон, на которые нужно ориентироваться это постановление № 442. В нем разработаны правила не в общих чертах за все коммунальные, а именно по электроснабжению. В настоящее время общий долг сотрудникам ЖКХ примерно 900 миллиардов.

Особенно обострилась проблема учёта и оплаты горячей воды в МКД с открытой системой ГВС после введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. До настоящего времени идут судебные споры по этой проблеме между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и потребителями этих услуг. Различные арбитражные суды по-разному трактуют данную проблему, и поэтому в решение этой проблемы был вынужден вмешаться Верховный суд РФ.

Суть проблемы сводится к тому, что в настоящее время имеются две системы (два подхода) учёта, распределения и оплаты ГВС и отопления в МКД, которые не согласовываются друг с другом.

На рисунке приведена схема учёта и оплаты горячей воды и отопления в МКД при открытой системе ГВС, которая действует в настоящее время.

Как видно из данного рисунка, учёт и оплату горячей воды и отопления можно условно разделить на две части:

Учёт и оплата коммунального ресурса в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Учёт распределения и оплата коммунальных услуг в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Особняком в данной схеме стоит оплата за КР и КУ непосредственно от потребителя в РСО, минуя Исполнителя. Это не соответствует сегодняшнему законодательству (закон о прямой оплате на момент написания статьи находится на рассмотрении в Госдуме РФ. – Прим. авт.). Пока такая схема оплаты может приниматься в некоторых случаях, оговорённых в жилищном законодательстве, но в данной статье мы не будем рассматривать этот вопрос.

Анализ определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС

В формуле (13) для расчёта норматива NГВСТЭ существует много неопределённостей:

— как выбирать температуру холодной воды ТХВ?

— как выбирать температуру горячей воды ТГВ, которая в соответствии с нормативными документами может находиться в пределах ТГВ = 55-65 оС? Неопределённость в выборе этих значений может привести к неопределённости в расчётах 10-15 %.

— Как выбирать коэффициент Кр, который учитывает потери тепла трубопроводами системы ГВС?

И в этом пункте также очень много неопределённостей: как понимать «изолированные стояки»? Как и чем изолировать стояки; материал стояка: медь, сталь оцинкованная сталь; какая толщина изоляции? Куда отнести стояки из полистирола – они являются изолированными или нет?

Стояки с полотенцесушителями. Вопрос: сколько полотенцесушителей на стояке – в одном доме их может быть 5, а в другом 25?! Это нигде не учитывается.

Строго говоря, назвать нормативам величину NГВСТЭ можно только при условии Кр = 0. Если же Кр ≠ 0, то это не норматив, а некая «виртуальная» величина, которая учитывает теплопотери в стояках ГВС и полотенцесушителях. В стояках ГВС вода не нагревается, а отдаёт тепло!!! Кстати, в Хабаровске на 2017 г. утверждённый норматив NГВСТЭ = 0,0526 Гкал/м3, то есть при условии Кр = 0.

Как видно из вышеизложенного, норматив NГВСТЭ – вообще «виртуальная» величина, которая, по мнению разработчиков, должна учитывать конструктивные особенности МКД, но на практике это далеко не так.

Сразу возникает вопрос: кто будет решать, какой норматив выбрать для конкретного МКД? Очевидно, надо провести обследование домов и по результатам этого обследования выбрать норматив из таблицы для данного конкретного МКД – то есть, каждому МКД должен будет присвоен норматив. Кто это будет делать: РСО, УО или уполномоченный орган?

Понятно, что норматив утверждает уполномоченный орган. Так, например, на 2017 г. в Хабаровске утверждены следующие нормативы (табл. 1).

Таблица 1. ормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды

для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для многоквартирных домов и жилых домов, Гкал/м3 (определены с применением расчётного метода).

с наружной сетью горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения
с изолированными стояками с неизолированными стояками с изолированными стояками с неизолированными стояками
с полотен­цесушите­лями без поло­тенце­су­шителей с полотен­цесушите­лями без поло­тенце­су­шителей с полотен­цесушите­лями без поло­тенце­су­шителей с полотен­цесушите­лями без поло­тенце­су­шителей
0,0633 0,0583 0,0684 0,0633 0,0608 0,0557 0,0659 0,0608
Читайте также:  Образец трудового договора с генеральным директором ООО

В каком порядке отключают электроэнергию за неуплату в 2022

Должник получит такое уведомление, если не платит за свет два полных месяца, ну и дальше в сторону увеличения задолженности. После того, как вы были осведомлены о своей задолженности, вам дается 20 дней на избавление от неуплаты.

Основной законодательный акт в этой ситуации, конечно же, постановление № 354, которое было принято Правительством РФ в 2022 году с вносимыми в него изменениями. Также, правила оказания коммунальных услуг прописываются в Постановлении № 307. Но все-таки основной закон, на которые нужно ориентироваться это постановление № 442. В нем разработаны правила не в общих чертах за все коммунальные, а именно по электроснабжению. В настоящее время общий долг сотрудникам ЖКХ примерно 900 миллиардов.

Годовая корректировка платы за отопление: как и почему ее делают

Результирующий судебный акт по делу — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2017 г. (кассационная инстанция) № Ф06-15316/2016. Вступило в законную силу.

Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела:

Ресурсоснабжающая организация (МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к исполнителю коммунальной услуги (ООО «Управляющая компания Центрального района») о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, ГВС в размере 3023317,29 рублей, пени в сумме 50398,40 рублей. Судом первой инстанции исковые требования РСО были удовлетворены в полном объеме, однако суд апелляционной инстанции, а затем и суд кассационной инстанции, приняв доводы ответчика о имевшем место в период взыскания факте некачественной поставки ГВС, частично изменили решение суда первой инстанции. А именно, РСО было отказано во взыскании более 348386,04 рублей (размер определенной судами суммы перерасчета за некачественную поставку ГВС). Решение вступило в законную силу

Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса.

Суд апелляционной инстанции по вышеназванному делу, а затем поддержавший его доводы суд кассационной инстанции пришли к следующим выводам:

— «Правила предоставления коммунальных услуг» (Постановление Правительства РФ №354), не содержат положений о недопустимости подтверждения поставки некачественного коммунального ресурса иными доказательствами, помимо акта проверки об установке факта некачественной поставки, предусмотренного разделом Х упомянутых Правил (позиция РСО). В рассматриваемом деле некачественная поставка была зафиксирована на основании архивных данных с общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, надлежаще введенных в эксплуатацию и установленных на границе эксплуатационной ответственности РСО и исполнителя коммунальной услуги;

— для расчета (перерасчета) стоимости некачественного коммунального ресурса были необходимы почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора.

— в случае поставки РСО в обслуживаемые исполнителем коммунальной услуги многоквартирные дома коммунального ресурса, не соответствующего СанПиН 2.1.4.2496-09 («Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»), исполнитель коммунальной услуги вправе требовать уменьшения оплаты в том же порядке, который установлен для перерасчета оплаты за коммунальный ресурс для конечных потребителей.

Сумма перерасчета была определена судами согласно п.101 Правил №354, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам.

Результирующий судебный акт по делу — Постановление Семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 31.05.2016 г. №17АП-5253/2016 ГК, вступило в законную силу.

Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела:

Исполнитель коммунальной услуги (ООО «Управляющая компания ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс») обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к РСО (МУП«Екатеринбургэнерго») о взыскании денежных средств за предоставление некачественной услуги ГВС и обязании нормализовать качество предоставляемой услуги ГВС.

Решением суда первой инстанции от 17.03.2016 г. исковые требования исполнителя коммунальной услуги были частично удовлетворены, с РСО было взыскано 8194,05 руб. – сумма денежных средств за предоставление некачественной ГВС в период август – сентябрь 2016 года. Постановлением Семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 31.05.2016 вышеназванное решение оставлено без изменения, т.е. вступило в законную силу.

Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса.

— некачественная поставка ГВС зафиксирована на основании данных ОДПУ. Некачественная поставка зафиксирована в зоне эксплуатационной ответственности РСО.

— частичное (не полное) удовлетворение исковых требований исполнителя коммунальной услуги обусловлено не правильным расчетом суммы взыскания (расчет выполнялся помесячно, т.е. определялась средняя температура ГВС за отчетный месяц), суды установили, что плата за некачественную поставку снижается на 0,1% в сутки за каждый час отклонения температуры в точке водоразбора на 3 градуса от предельно допустимых значений, то есть в ночные часы — при температуре 52 градуса и ниже, в дневные — 54 градуса и ниже.

Результирующий судебный акт по делу — Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа (кассационная инстанция) от 14 июня 2017 г.

Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела:

РСО (АО «Ярославская генерирующая компания») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к исполнителю коммунальной услуги (ТСЖ «Пролетарская, 37») о взыскании 29 656 рублей 01 копейки задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию в феврале 2015 года по договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде .

Решением от 09.11.2015 суд первой инстанции в полном объеме отказал в удовлетворении исковых требований РСО в связи с некачественной поставкой коммунального ресурса (несоответствие давления во внутридомовой системе отопления нормативным требованиям). Суды апелляционной инстанции (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016) и кассационной инстанции (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июня 2017 г) оставили вышеназванное решение Арбитражного суда Ярославской области без изменения.

Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса (тепловая энергия для отопления).

1. Некачественная поставка была доказана исполнителем коммунальной услуги предоставлением следующих документов: акта о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества; отчетов о потреблении тепловой энергии и теплоносителя в МКД; показаний приборов учета-снятия показаний манометров системы отопления за период взыскания, зафиксировавших давление в подающем и обратном трубопроводах; акте обследования внутридомовой сети многоквартирного жилого дома;

2. причиной некачественной поставки была указана — зафиксированное манометрами отсутствие разности (минимальная разность) давления в подающем и обратном трубопроводах и, как следствие, нарушение температурного режима в жилых помещениях.

Результирующий судебный акт по делу — Постановление семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 21 октября 2017 г.

Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела.

Исполнитель коммунальной услуги (ООО «Управляющая компания «Вест-Снаб») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской республики с исковым заявлением к РСО (ООО «Удмуртские коммунальные системы») о взыскании 9955793 руб. 87 коп. убытков (некачественная поставка тепловой энергии в многоквартирные дома). Решением указанного Арбитражного суда от 08.06.2016 исковые требования ООО «Управляющая компания «Вест-Снаб»удовлетворены частично. С РСО взыскано 909 707 руб. 94 коп. убытков. Постановление семнадцатого арбитражного суда (апелляционная инстанция) от 21 октября 2017 г упомянутое решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Выводы и доводы судов о фиксации некачественной поставки коммунального ресурса (тепловая энергия для отопления).

1. В качестве доказательств некачественной поставки судом приняты предоставленные исполнителем коммунальной услуги отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, акты предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (замер температуры в жилых помещениях), документы, свидетельствующие о произведении перерасчета гражданам в связи с отклонением качества поставленной тепловой энергии в спорный период. Причиной поставки ресурса ненадлежащего качества в актах установлено нарушение температурного режима на вводе в МКД.

Результирующий судебный акт по делу – постановление Арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) от 17 августа 2017 г.

Краткое описание предмета спора, история рассмотрения дела.

Как добиться перерасчета за воду у управляющей компании по счетчикам, если она не делает перерасчет, куда жаловаться

Для многих граждан особенно актуален вопрос перерасчета платежей за ЖКУ. Довольно часто происходят случаи, когда УК отказывается производить пересмотр начисленной платы. В одних случаях это может быть правомерно, а в других наоборот – нарушение закона.

Итак, прежде чем куда-либо жаловаться нужно точно удостовериться в том, что по основанию, предъявленному УК, действительно может быть произведен перерасчет (по закону). Можно предварительно проконсультироваться с грамотным юристом, который сможет дать точный ответ.

Если возникшие обстоятельства действительно являются законным для проведения перерасчета, а УК упорно отказывает в осуществлении такой процедуры, то это уже повод для обращения в вышестоящие инстанции. Так, можно пожаловаться в следующие организации:

  1. Госжилинспекцию (ГЖИ) – основной государственный орган, выполняющий функции в сфере жилищного надзора в разных субъектах РФ. По факту поступившей жалобы сотрудники этого ведомства обязательно проведут проверку и при выявлении нарушений привлекут УК к ответственности.
  2. Роспотребнадзор – основное назначение данного органа сводится к контролю за соблюдением прав и интересов потребителей. При заключении договора с УК она становится «продавцом» услуг по управлению общим имуществом МКД, включая обеспечение коммунальными ресурсами. Таким образом, она также должна соблюдать положения ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
  3. Прокуратура – это одна из крайних мер, к которой следует прибегать при условии, что все предыдущие оказались безрезультатны.

В целом для обращения в тот или иной надзорный орган, нужно предварительно подготовить письменную жалобу, приложив к ней заявление, которое ранее было направлено в адрес УК и документы, подтверждающие право на перерасчет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]