Родителям полезно знать: обязанности и права воспитателя в детском саду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родителям полезно знать: обязанности и права воспитателя в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:

  • Ответственность за нарушение прав детей.
  • За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
  • Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
  • Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
  • Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
  • Несоблюдение норм безопасности.
  • Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.

Учебно-воспитательная работа

План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.

Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:

  • Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
  • Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
  • При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
  • Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.

На что можно пожаловаться

Когда речь идет о криминальных действиях со стороны воспитателя, от родителей должна поступать не жалоба, а заявление в полицию. Оно необходимо, если ребенка в детском саду избивают, совершают в отношении него сексуальное насилие или другие преступные деяния. Это повод для возбуждения уголовного дела и изоляции воспитателя-садиста.

Жалоба на воспитателя детского сада обычно пишется, когда родителям стало известно о следующих фактах:

  1. Воспитатель не организовывает досуг детей: не проводит развивающих занятий, не предлагает игры, не выводит воспитанников на прогулку.
  2. Сотрудник не следит за жизнью и безопасностью детей, постоянно отвлекаясь на личные дела.
  3. Собранные на нужды детей средства полностью или частично присваиваются педагогом.
  4. Работающий с детьми сотрудник очень груб и раздражителен при общении с ними, позволяет себе использование ненормативной лексики, обидных прозвищ, постоянно повышает голос на своих подопечных.
  5. К ребенку применялись недопустимые методы наказания. Многочисленные телесюжеты на эту тему повествуют о нездоровой фантазии некоторых особей педагогического коллектива: детям заклеивают рот скотчем, привязывают их к стульям или кроватям, лишают еды, оставляют одних в закрытом помещении, используют иные жестокие методы воздействия на ребенка.
  6. Воспитатель занимается рукоприкладством. Он не избивает детей, но позволяет в отношении них шлепки, щипки, щелбаны, легкие удары посторонними предметами. О таких методах воспитания можно догадаться по синякам и царапинам, периодически возникающим на теле ребенка.

Вышеперечисленные обстоятельства являются достаточными основаниями для жалобы на воспитателя детского сада.

Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители

Еще 15-20 лет назад детские сады нужны были для того, что родители могли где-то оставить ребенка и пойти работать. Поэтому главным было местоположение детского сада вблизи от дома или работы родителей. На работу воспитателей особо не смотрели: ребенок под присмотром, здоров, научился читать-писать и слава богу.

Запросы общества поменялись, и детский сад стал услугой: теперь просто присмотр не интересен, нужен как минимум индивидуальный подход к ребенку и даже к родителю. Более того, с изменением оплаты труда в руках родителей и администрации появились инструменты контроля за работой воспитателей.

После жалоб (часто справедливых) со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права — нередко забывают. Родители о них тем более не знают, а поэтому иногда требуют от воспитателя того, что он делать не должен и даже не имеет права.

Пять вещей, которые родители требуют от воспитателя, а не должны

О каких же правах воспитателя в детском саду должны знать родители, чтобы выстроить максимально качественные отношения с воспитателями своего ребенка? Сделано на основе ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Приказа Минобрнауки №1014 от 2013 года, Трудового кодекса и профессионального Стандарта педагога.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году

Как можно обучиться в Академии

Например, программы переподготовки рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.

Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.

🙅‍♀️ Что родители не имеют права требовать

Родители не вправе требовать у воспитателя, чтобы тот дожидался, пока они доедут с работы и заберут ребенка. У воспитателя есть регламентированная продолжительность рабочего дня: он не обязан до последнего ждать родителей, и после окончания смены с воспитателя снимается вся ответственность за безопасность ребенка. Если в течение часа после окончания работы за ребенком никто не пришел, воспитатель вправе передать его в комнату милиции и пойти домой.

Родители не могут просить пойти им навстречу и пустить в сад ребенка с симптомами болезни. На основании п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 воспитатель не имеет права допускать детей с подозрениями на заболевание и следующими симптомами: насморком, кашлем, температурой и пр. Если ребенок хорошо чувствовал себя утром, но в течение дня его состояние ухудшилось, то нужно в срочном порядке разместить его в медицинском блоке.

Родители могут попросить воспитателя передать ребенка вечером родственнику. В некоторых образовательных учреждениях перед началом учебного года с родителями согласуется перечень лиц, которым могут передавать ребенка. Сюда можно включить бабушек и дедушек. Но отдавать ребенка братьям и сестрам, которые не достигли 16 лет, воспитатели не вправе.

Также воспитатель не может давать какие-либо лекарства ребенку по просьбе родителей и не имеет права хранить лекарства в детском саду. Если у ребенка возникнет побочная реакция, то вина будет лежать на воспитателе. Давать лекарства детям вправе только медработник из аптечки, которая организована в детском саду.

А вот не пустить опоздавшего к завтраку ребенка воспитатель не вправе. Подобные действия могут быть квалифицированы, как халатность: воспитатель не сможет обеспечить безопасности ребенка, если тот не посещает занятия со всеми остальными.

Родитель, прочти внимательно!

Имеет ли право воспитатель отдать ребенка «чужому» человеку?

Если воспитатель передает ребенка посторонним лицам, у которых нет на это полномочий, то его справедливо спросят «На каком основании?»

Если родители вверяют кому-то свои полномочия забирать ребенка из детского сада, то пусть оформят это должным образом. Но это должны быть совершеннолетние лица.

Несовершеннолетним передавать малышей нельзя, поскольку в этом возрасте еще не наступает полная дееспособность, они и за себя несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена ст.26 и 28 ГК РФ.

На самом деле это очень серьезный вопрос, поскольку может затронуть две проблемы:

1. С самим несовершеннолетним ребенком, посещающим детский сад, может произойти несчастный случай (попал под машину, пропал и пр.);

2. Несовершеннолетний, посещающий детский сад, может сам причинить вред имуществу и здоровью иных лиц (поджег или потоп в доме и пр.).

В первом и во втором случае сразу будут выяснять, кому передали ребенка, кто его сопровождал. Родители могут сказать, что они вообще не просили забирать ребенка из детского сада и соответственно сотрудников детского сада привлекут к ответственности.

В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет несут родители или учреждение, где он находился или должен был находиться. Если малыш, которого забрали старшие братья или сестры, устроит пожар или потоп, а родители скажут, что его забрали без их ведома, то вся ответственность ложится на воспитателя и образовательное учреждение.

Согласно договору и уставу ДОУ:

1. Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.

2. Если родители приводят ребенка раньше официального начала работы детского сада и оставляют его перед закрытой дверью— они нарушают свои обязанности, так как до прихода воспитателя ребенок еще не находится под ответственностью сотрудников детского сада.

Родители, забирающие малыша позже установленного договором времени, тоже нарушают свои обязательства перед детским дошкольным учреждением. Но в случае задержки родителя воспитатель обязан продолжить присмотр за ребенком.

3. По окончании рабочего дня в детском саду воспитатель имеет право передавать ребенка только заранее оговоренным (внесенным в договор) лицам.

4. В случае опасности, грозящей ребенку со стороны забирающего взрослого (нетрезвое состояние, проявление агрессии и т. д.), воспитатель имеет право не отдать ребенка.

Исключением являются ситуации, когда от желающего забрать ребенка человека (например, не обладающего родительскими правами биологического родителя) исходит угроза в адрес воспитателя — в таком случае работник детского сада не обязан подвергать себя риску.

Читайте также:  Ответы на популярные вопросы о «дачной амнистии»

5.Если ребенка забирает несовершеннолетний. С точки зрения закона это недопустимо, даже если будут написаны десятки заявлений.

Должностная инструкция

В России каждое учреждение обязано иметь должностную инструкцию для всех работников. В дошкольном образовании существуют свои нормы, на основе которых составляется инструкция – это требования ФГОС ДО, инструкция по охране труда и требования Конвенции ООН о правах ребенка.

Пример актуальной на 2021 год должностной инструкции для воспитателей дошкольных образовательных учреждений можно посмотреть на этом сайте.

В должностной инструкции должны быть указаны такие пункты, как:

  • Общие положения.
  • Трудовые функции.
  • Должностные обязанности.
  • Права воспитателя.
  • Ответственность.
  • Взаимоотношения. Должностные связи.
  • Заключительные положения.

В первом пункте должностной инструкции «Общие положения» указаны основные требования к сотруднику. Право назначить и уволить педагога с должности принадлежит только заведующей ДОУ.

Воспитатель обязан подчиняться заведующему и старшему воспитателю. Основополагающим законом в составлении инструкций для каждого работника ДОУ является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Документы, регламентирующие деятельность педагога ДОУ

Обязанности воспитателей в детском саду и деятельность организации регулируются законом и прописаны в следующих документах:

  • Конституции РФ. Статья 43 подтверждает, что дошкольное образование, получаемое в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является бесплатным и доступным для каждого ребенка.
  • ФЗ 273 «Об образовании». Посмотреть его можно в общем виде, но более конкретную информацию по теме можно найти в статьях 13, 23, 28 и 64.
  • ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года. В законе говорится о правах ребенка, связанных с образованием и охраной здоровья.
  • ФЗ 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. В Документ содержит перечень информационных материалов, которые запрещается распространять среди детей.
  • Трудовом кодексе РФ. В нем содержатся требования к работе педагогов, время больничного и отпусков.
  • СанПиН для дошкольных организаций. Документ регламентирует условия расположения организаций, режим дня, помещения, территорию и т.д.

Должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада)

Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции образования:

  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование мотивации к обучению.

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

  • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
  • проектирование и реализация воспитательных программ;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
  • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни дошкольной образовательной организации;
  • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников ДОУ культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
  • осуществление образовательной деятельности детей, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом дошкольного образовательного учреждения.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

  • выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем ребенка, связанных с особенностями их развития;
  • применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
  • освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
  • освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
  • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования:

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и самостоятельного планирования работы, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах и семинарах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников.
6.3. Информирует заведующего ДОУ, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности и организации условий деятельности, соответствующих нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.
6.5. Получает от администрации дошкольного образовательного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, помощником воспитателя и иными педагогическими работниками и персоналом кухни дошкольного образовательного учреждения.
6.7. Своевременно информирует заведующего ДОУ (при отсутствии – иное должностное лицо) о каждом несчастном случае, случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем энерго- и водоснабжения, канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений.

Читайте также:  Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего ДОУ, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Можно ли воспитателю работать в одной группе со своим ребенком

Еще часто бывает, что мамы-воспитатели к своему ребенку относятся строже, чем к другим.

+1
Я работала со своим ребенком в одной группе, ничего страшного не вижу, и другие дети не страдали :017: Правда я его строила еще похлеще всех остальных :)) Он меня по имени-отчеству называл на работе, дома просто «мама» как обычно.

В нашем саду была няня со своим ребенком в группе. Это была жесть полная, она была занята только им, на остальных детей ноль внимания фунт презрения. Дети вечно обоссаные ходили. На прогулке опять же была занята только своим ребенком.
Но работала она недолго:065:

Когда я была ребенком, у нас в группе был внук нашей воспитательницы. Это был кошмар.. для этого мальчика. Она настолько старалась его не выделять, что постоянно ущемляла. Мы даже детьми это понимали и жалели его очень!

Нормативных документов нет, есть негласные правила. Если заведующая заинтересована в воспитателе, она ее поставит на группу, куда ходит ее ребенок. У нас в саду, было по 2 параллельные группы, поэтому проблемы разделения мамы и ребенка не было.
Пишите коллективное письмо на имя заведующей

У нас на разных группах работают.
Я со своим и не хотела в одной группе быть, т.к. когда иногда забирала его к себе вечером видела, что по хозяйски себя там чувствовал-мама же тут работает, приходилось ставить на место. А если так каждый день-не надо такого счастья.

Вот и я о том же! Это скорее самой маме сложнее, чем детям.

Во всех ли садах должны быть дежурные группы

Обязанности организовать дежурную группу в каждом детском саду нет. Местные власти должны определить потребность родителей в дежурных группах и организовать столько групп, сколько необходимо. Вполне возможно, что будет достаточно только одной дежурной группы на весь район.

Чтобы на ребенка выделили место в дежурной группе, нужно заранее сообщить воспитателям, что семья в нем нуждается. Обычно еще нужно заполнить заявление, но в некоторых регионах это не требуется — достаточно устной просьбы родителей предоставить ребенку место.

В 2020 году каждый родитель должен был предъявить справку с работы. Места в дежурной группе предоставляли только детям, чьи родители работали на предприятиях из особого списка: например, в аптеках, продуктовых магазинах или метро. В 2021 году жесткого требования нет — обычно хватает указания места работы в заявлении. Если администрация детского сада захочет, то сможет проверить, действительно ли родители работают в той организации, которую указали.

Исключение — детские сады Москвы: там и сейчас требуют справку с работы родителей. Ее можно принести в бумажном виде, а можно отправить по электронной почте.

Другие документы в детском саду требовать не должны.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» воспитатель должен отработать 36 часов в неделю.

Смена в детском учреждении начинается в 7 часов утра и заканчивается в 19:00.

Обычно на одной группе работает по 2 воспитателя, которые сменяю друг друга в 13:00.

Примерный распорядок дня в детском саду такой:

  • прием детей;
  • завтрак;
  • зарядка;
  • занятия;
  • прогулка;
  • обед;
  • тихий час;
  • полдник;
  • дополнительные занятия;
  • свободное время;
  • прогулка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]