Около 2 тысяч участков в ЕГРН имеют пересечения границ с землями лесного фонда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Около 2 тысяч участков в ЕГРН имеют пересечения границ с землями лесного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.
Частями 1, 2 и 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, предусматривающие возможность осуществления государственного кадастрового учета указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации земельных участков, в том числе и при наличии пересечения их границ с границами лесного участка, лесничества, лесопарка.
При государственном кадастровом учете в случаях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации, при выявлении пересечения границ лесных участков (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) координат характерных точек границ лесных участков) и земельных участков изменение описания местоположения границ лесных участков в целях устранения такого пересечения осуществляется на основании сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в межевом плане, предоставленном в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Вместе с тем, ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (далее – Закон №280-ФЗ) установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также предоставленных до 08.08.2008 для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Согласно данным правилам согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств и лесопарков. Эти правила действуют ограниченный срок – до 01.01.2023 и являются исключением из общих положений, установленных ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации. При этом указанные правила не исключают необходимость проведения согласования в отношении местоположения частей границ земельного участка, которые не являются одновременно частями границ лесных участков.
При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводится ссылка на соответствующие положения Закона №280-ФЗ.
Таким образом, обращаем Ваше внимание, что в случае проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, при этом уточняемый земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ – кадастровому инженеру необходимо провести процедуру согласования местоположения границ данного земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации.
При этом в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» необходимо указать в качестве смежного земельного участка кадастровый номер земельного участка лесного фонда.
При наличии в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области, орган регистрации прав будет осуществлять государственный кадастровый учет земельного участка и в соответствии с ч. 3 ст. 60.2 Закона о регистрации изменять местоположения границ земельного участка лесного фонда.
В случае отсутствия согласования местоположения границ уточняемого земельного участка с Главным Управлением лесами по Челябинской области органом регистрации прав будет приниматься решение о приостановлении в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
Аналогичное согласование местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области необходимо осуществлять при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, в случае если данный земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ.
Однако важно понимать, что вам могут и отказать. Такое может произойти в том случае, если границы вашего участка пересекаются с границами лесного участка, который находится на особо охраняемой природной территории либо на территории объектов культурного наследия.
Также могут отказать, если участок причисляется к категории земель энергетики, промышленности, связи, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности или иного специального назначении, и при этом на нем нет объектов недвижимости, права на которые уже зарегистрированы.
Кроме того, могут отказать, если земельный участок причислен к землям сельскохозяйственного назначения, работа с которыми регламентируется законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», но в отношении этого участка органы земельного надзора выявили факты неиспользования этой земли по установленному назначению либо обнаружили факты нарушения законодательства.
Помимо этого в кадастровом учете по уточнению границ могут отказать и по ряду совершенно иных причин. Так могут отказать, если заявитель не относится к числу собственником земельного участка.
Как обнаруживается ошибка
Выявление недостоверных сведений может осуществляться:
- самим Росреестром;
- собственником или иным пользователем (аренда, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение);
- другими заинтересованными лицами, к примеру, собственник соседнего земельного участка.
Обычно собственником неточности обнаруживаются при:
- постановке на учет объекта недвижимости (если ранее учета не было или объект является ранее поставленным на учет самим ОКУ);
- внесении изменений в кадастр в отношении объекта собственности;
- снятии недвижимости с учета;
- получении выписки из ЕГРН;
- ознакомлении с налоговыми уведомлениями по налогу на землю, имущество (в которых расчет налога производится от неверной кадаст. стоимости, площади);
- обращении к собственнику каких-либо заинтересованных лиц для разрешения вопросов связанных с владением и пользованием своей собственностью (например, для согласовательных процедур);
- получении уведомления из ОКУ об ошибке.
Бывают случаи, когда собственник соседнего участка проводит межевание и постановку своей недвижимости на учет. границы Вашего участка могут быть сдвинуты или иным образом изменены без Вашего согласия, без суда и вообще без надлежащего уведомления Вас об этом.
Такое возможно, если Ваш земельный участок был поставлен на учет в кадастре до 01 марта 2008 года по старым правилам (так называемые ранее учтенные объекты кадастра).
Поэтому собственникам таких объектов следует при удобном случае пройти надлежащее межевание и определение координат своего участка по новым требованиям.
В основном поводом для обращения в суд являются такие обстоятельства:
- несогласие собственника недвижимости с отказом ОКУ в исправлении неточностей по его заявлению (то есть когда собственник является заявителем и заинтересован в исправлении неверных данных);
- возражение собственника (правообладателя) с позицией кадастравиков об исправлении ТО по заявлению третьих лиц (соседей, государственных или муниципальных органов).
Когда собственник недоволен отказом или решением об устранении технических погрешностей, то он может подать иск в порядке обжалования действий (бездействий) гос/муниципальных органов, должностных лиц. Какие при этом имеются особенности:
- Обжаловать действие можно в течение 3 месяцев с момента вынесения спорного решения или когда истец узнал об этом (пришло уведомление от ОКУ, получил выписку из кадастра);
- Идти можно либо в арбитражный суд, если собственник недвижимости юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо районный/городской в суд с административным иском в остальных случаях;
- Ответчиком (административным ответчиком) всегда является территориальный ОКУ. Возможно привлечение третьего лица, как правило, это смежники по земельным участкам, налоговая инспекция (если судебный акт в последующем повлияет на формирование налоговой базы), государственные или органы, издавшие определенные акты, которые принимаются во внимание при рассмотрении дела.
- К иску в обязательном порядке приобщаются:
копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;выписка из ГКН;копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель). - копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;
- выписка из ГКН;
- копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);
- текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель).
- признать определенный факт, сведения, данные (запись в госкадастре) технической ошибкой, либо отсутствием ТО;
- действия кадастрового органа об отказе в исправлении ТО (или наоборот об исправлении) признать недействительным;
Иногда требования могут содержать дополнительные данные, например, сведения о том с какой даты считать юридически действующим внесенные исправления в кадастр.
Что делать при пересечение границ участков
Пересечение границ земельного участка как разновидность земельного спора разрешается путем судебного определения местоположения земельного участка на основании фактического местоположения земельного участка, проверки изменения границ земельного участка, с учетом сведений ГКН и прочего. В этом суть конфликта, отсюда и необходимость обращения в суд, так как только суд может исправить ошибки при постановке на кадастровый учет и снять с кадастрового учета координаты поворотных точек соседей.
В идеале, пересечения границ земельного участка быть не должно, то есть изначально надо координировать границы указанные на бумаге с границами фактически установленными на местности и в случае необходимости согласовать с соседями и местной администрацией. Проблема возникает, если при этом площадь вашего участка или участка ваших противников окажется существенно меньше номинальной. А такое бывает очень часто и причина этого — нарушения допущенные кем-то из ваших соседей (в том числе не имеющих с вами общих границ). Например если один передвинул свои границы, то и его соседи передвинули свои, что бы площади не уменьшились.
А теперь представим ситуацию, когда указанные нарушения произошли с двух сторон от вашего участка. И вот — ваш участок, если сведения из кадастра относительно ваших соседей перенести на местность сузился, а вы естественно с таким положением дел согласиться не можете. И вот здесь начинается очень серьезный спор, так как речь идет не о нескольких квадратных метрах, а часто о нескольких сотках земли. С чего начать решение вопроса пересечения границ земельного участка? Мы предлагаем: адвокатскую консультацию, сопровождение дела в суд и организацию исполнения решения суда — то есть весь спектр решения проблемы, связанной с пересечением границ земельного участка с границами смежных участков.
Сведения в каких документах имеют решающее значение?
До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными. Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре. Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).
«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.
Что такое лесная амнистия
Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).
Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.
Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.
Кадастровый учет земель лесного фонда – обязательная мера с 2020 года
Начиная с января 2020 года, проведение кадастрового учета лесного участка обязательно, если он предоставляется гражданину или юридическому лицу в ряде случаев:
- безвозмездное срочное пользование;
- аренда;
- постоянное пользование;
- купля-продажа лесных насаждений;
- переоформление аренды.
Теперь, если арендуемый участок не поставлен на кадастровый учет, арендатор не может заключать договор субаренды, передавать свои права или обязанности в залог, по договору аренды, в качестве паевого взноса или вклада в уставной капитал.
Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любого земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.
Однако, новая редакция ФЗ № 201 все же разрешает предоставлять лесные участки до 1 января 2020 года частным и юридическим лицам без проведения кадастрового учета, если предполагается осуществлять на них:
- геологическое изучение недр;
- разрабатывать месторождения полезных ископаемых.
Раздел лесного участка
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. 3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Раздел лесного участка
Например, когда необходимо использовать леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, разместить гидротехническое сооружение или осуществлять разработку месторождений полезных ископаемых зачастую возникают проблемы с тем, что испрашиваемый участок является частью другого лесного (земельного) участка уже поставленного на государственный кадастровый учет и, возможно, даже предоставленного другому арендатору.
Рекомендуем прочесть: Укрытие доходов от алиментов
В данном случае, конечно, возможно начинать процедуру образования необходимого лесного (земельного) участка путем раздела существующего лесного (земельного) участка, но на практике данная процедура чрезмерно сложна и зависит от огромного количества факторов, в том числе доброй воли существующего арендатора и органа государственной власти уполномоченного в области лесных отношений.
Как осуществляется аренда участка, относящегося к лесному фонду?
Отличительным моментом заключенных договоров на аренду земель лесного хозяйства считается их срочность. Арендовать их может частное лицо или организация на период от 10 до 49 лет. Однако арендатор имеет полное право продлить договор, но только если он в течение всего срока аренды соблюдал все его пункты.
Скачать договор аренды участков лесного фонда (образец)
На арендованных участках разрешается:
- вырубка лесных насаждений;
- сбор съедобных ресурсов;
- охота;
- занятия пчеловодством;
- исследования ученых;
- выращивание и сбор урожая;
- постройка храмов и церквей.
Обычно земли лесополосы передаются в аренду тому, кто выигрывает торги. Без участия в них бумаги могут быть оформлены только людям, официально занимающимся охотой, а также инвесторам.
К основным обязанностям арендатора относятся:
- регулярная оплата;
- улучшение участка с помощью экологического природопользования;
- проведение комплекса мер по восстановлению земельных и водных ресурсов, расположенных на арендованной территории.
Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?
Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.
«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.
«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.
Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.
«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.
Сведения в каких документах имеют решающее значение?
До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.
Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.
Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).
«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы