СССР vs Россия: чье благоустройство дворов лучше и почему

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СССР vs Россия: чье благоустройство дворов лучше и почему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В городской среде зеленые насаждения нужны для сохранения экологии и поддержания здоровья жителей. Для этого вокруг многоэтажного дома высаживают декоративные растения, газоны, живые изгороди и деревья, используемые в рамках городского озеленения. Стоит выбирать саженцы, которые наверняка приживутся в местном климате и будут неприхотливы в уходе.

Современный двор: новый и опыт советского периода

Для современного двора характерны ориентация на эффективное использование разными группами населения, применение современных технологий и продуманность до мелочей.

Отличия современных дворов в МКД от советских заключаются в новых стандартах благоустройства, которые нацелены на создание комфортной и безопасной территории для жителей домов. «Изменилось зонирование и наполнение дворов. Для обеспечения разнообразного досуга дворы делятся на секторы, соответствующие разным возрастам и интересам: детские площадки как для маленьких детей, так и постарше, зоны для спорта, общения и спокойного отдыха для пожилых людей. Двор — это не просто функциональная история, это концепция, которая согласуется с ЖК, дополняет его», — говорит архитектор Амир Идиатулин.

Что угрожает реализации проекта и как предусмотренные им показатели соотносятся с конституционным правом на жилище

30 марта 2020

Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” направлена на достижение к 2024 году обозначенной главой государства национальной цели, заключающейся в улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (подп. “д” п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Под таким улучшением согласно нацпроекту понимается:

  • покупка жилья по договору купли-продажи или регистрация права собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
  • строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
  • получение жилого помещения по договору социального найма;
  • аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
  • переселение из аварийного жилого дома;
  • иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.

Одна из предусмотренных проектом в целях достижения поставленной задачи мер – увеличение объема жилищного строительства минимум до 120 млн кв. м в год (соответствующий показатель в 2019 году – 88 млн кв. м, в 2020 – 98 млн кв. Само по себе данное значение положительно оценивается экспертным сообществом, но определенный перекос показателей нацпроекта в сторону увеличения вводимых жилых помещений в МКД: в 2024 году предполагается введение 80 млн кв. м таковых (в 2018 году – 54,8 млн кв. м, в 2019 – 64,9 млн кв. м) – и запланированный рост средней стоимости 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке – с 68,9 тыс. руб. в 2019 до 88 тыс. руб. в 2024 году – вызывает у них определенные опасения. В частности, потому, что такой приоритет создания нового жилья именно в МКД не соответствует запросам общества. Как сообщил председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе презентации специального доклада ОП РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – доклад), которая состоялась на прошлой неделе, около 70% граждан при проведении опросов общественного мнения отмечают, что хотят жить в малоэтажных или индивидуальных домах. Предусмотренные нацпроектом показатели, согласно которым в 2024 году из 120 млн кв. построенного за год жилья 80 млн кв. м будут приходиться на МКД, действительно не соотносятся с этими пожеланиями.

Еще одна проблема заключается в том, что нацпроектом не уточняется, какие именно квартиры должны строиться в этих МКД.

Валерий Фадеев, председатель СПЧ:

“Сегодня 47% квартир в строящихся домах – однокомнатные, 28% – двухкомнатные. У меня возникает вопрос: а может в таких квартирах нормально жить семья с детьми, хотя бы с двумя? Поскольку главная проблема России – демографическая, встает вопрос соотнесения жилищного проекта с другими проектами. И судя по этим числам, напроект “Жилье и городская среда” плохо соотносится с решением демографических задач. Говорят, что молодежь сегодня покупает однокомнатные квартиры, чтобы потом, когда появится возможность, купить более просторное жилье. Но пока тенденция такова: доля однокомнатных квартир возрастает. Появились и скандальные предложения – в прошлом году, например, квартиру в 11 кв. м предлагали в Москве. Следующим шагом, видимо, будет капсульное жилье. Возможно, кто-то покупает такие квартиры, чтобы мигрантов регистрировать, но, по-моему, это противоречит духу конституционного права на жилище. Жилье должно быть достойным, а не просто для галочки, чтобы отметить факт его наличия.

Архитектура построек. Города, мы видим, заполняются огромными многоэтажными домами. Архитекторы говорят, что их к этой работе не привлекают, мало кто думает о том, как будет выглядеть город, его центральные проспекты, жилые кварталы.

Нужно развивать и иные способы финансирования приобретения жилья, не столь обременительные для граждан. Необходимо исходить не из того, что выгодно рынку, а, наоборот, организовать отрасль и рынок так, чтобы движение было в нужную сторону: демография, семья, красота городов. А потом под это подстраивать рынок.

При этом отменять нацпроект, конечно не нужно, но корректировка необходима. Ориентир нормальный – 120 млн кв. м, но о структурных задачах нужно серьезно подумать: какие это метры, какое жилье, как снизить его стоимость, какие новые методы финансирования нужны и т.

Оценив положения нацпроекта, члены ОП РФ выделили несколько основных рисков, которые могут поставить под угрозу достижение обозначенной национальной цели.

Риск № 1. Запланированное количество жилья не будет построено. Чтобы достичь установленного нацпроектом показателя, необходимо наращивать темпы строительства – на 10% ежегодно, отмечается в докладе. В прошлом году это почти удалось – по данным Росстата, по состоянию на 1 декабря 2019 года было введено 63 млн кв. м жилья, что на 9,1% превышает показатель 2018 года, однако прогнозный показатель на 2019 год согласно нацпроекту, напомним, – 88 млн кв. Вывод очевиден: в прошлом году он не достигнут. В этом году ситуация может стать еще сложнее – по экспертным оценкам, в связи с переходом на эскроу-счета и проектное финансирование около 28,5 млн кв. м жилья являлись в прошлом году потенциально рискованными, то есть соответствующим застройщикам не удалось ни достичь показателей, позволяющих привлекать средства граждан напрямую, ни получить соответствующее банковское финансирование (критерии, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, особенности привлечения денежных средств, размещенных на счетах эскроу, закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). По данным Банка России, в ноябре прошлого года объем привлеченного застройщиками проектного финансирования составил 650 млрд руб. , а для полного перехода к новому формату необходимо привлечь к 2024 году 6,5 трлн руб. , и эксперты пока не торопятся давать прогнозы о том, получится ли это сделать.

Читайте также:  Как изменить юридический адрес ООО - пошаговая инструкция

Нюансы исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, – в тематическом материале Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Риск № 2. Построенное жилье не будет раскуплено по причине низкой покупательной способности граждан. Учитывая, что стоимость 1 кв. м будет расти (это, как отмечалось выше, предусмотрено самим нацпроектом), а основной акцент с точки зрения стимулирования спроса граждан на жилье сделан на ипотеку – предполагается, что в 2024 году количество выданных населению ипотечных кредитов должно составить 2,26 млн (в 2019 году – 1,56, в 2020 – 1,57), нужно оценить, насколько она будет доступной для граждан. Как отметила со ссылкой на данные Банка России исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ контроль” Светлана Разворотнева, возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки сейчас доступна не более 35% граждан, проживающих, в основном, в крупных городах – в небольших населенных пунктах и особенно в сельской местности доходы населения, как правило, ниже, кроме того, жилищное строительство там развивается слабо, да и получить ипотеку на ИЖС проблематично. Если в семье есть хотя бы один ребенок, обозначенный показатель доступности снижается до 30%, а если два или три – до 10%. Согласно недавно опубликованной аналитической записке Банка России “Ипотека и доступность жилья”, для того чтобы достичь целевых показателей нацпроекта “Жилье и городская среда” по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, необходимо обеспечить в 2020-2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающей экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится. Поэтому регулятор рекомендует обратить внимание на иные варианты обеспечения доступности жилья, в частности на возможность снижения себестоимости строительства, например путем сокращения обязательств застройщиков по созданию социальной инфраструктуры при условии увеличения бюджетных расходов на ее строительство, а также на развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.

Риск № 3. Предусмотренное нацпроектом увеличение доли индустриального многоэтажного строительства приведет к ускорению оттока жителей малых городов и сельской местности, в том числе стратегически важных для России территорий, в крупные города. Согласно подготовленному АО “ДОМ. РФ” обзору рынка многоквартирного жилищного строительства по состоянию на 1 декабря 2019 года 80% объема ввода жилья по договорам долевого строительства приходилось на 22 субъекта РФ, причем четыре региона-лидера значительно обгоняли остальные: в Москве объем введенного жилья на указанную дату составлял 16,4 млн кв. м, в Санкт-Петербурге – 13,6, в Московской области – 12,3, в Краснодарском крае – 9,3. Сохранение данной тенденции приведет к еще более масштабному переезду граждан в мегаполисы и крупные города при “вымирании” остальных территорий, уверены члены ОП РФ.

Как видно из вышеизложенного, добиться минимизации этих рисков одной лишь корректировкой численных показателей нацпроекта вряд ли получится. Поэтому составители доклада подготовили целый ряд предложений, направленных на совершенствование жилищной политики в целом, в том числе по корректировке отраслевого законодательства. Среди важнейших инициатив:

  • соотнесение положений национального проекта “Жилье и городская среда” и Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года, а также проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, признание индивидуального жилищного строительства приоритетным направлением развития жилищной сферы в России с соответствующей корректировкой обозначенных документов и принятием отдельной государственной программы;
  • дополнение паспорта нацпроекта “Жилье и городская среда” системой мер и показателей по снижению стоимости квадратного метра возводимого жилья;
  • развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных и потребительских кооперативов, ипотечно-накопительных программ;
  • утверждение федерального проекта “Развитие арендного жилья”, предполагающего, в частности, что именно аренда – в домах, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности, – должна стать основным способом обеспечения жильем граждан с невысоким уровнем дохода;
  • унификация оснований и инструментов жилищной поддержки, закрепление на федеральном уровне единого стандарта признания граждан нуждающимися в такой поддержке (минимального жилищного стандарта) и ее предоставление на территории всей страны (стандарт жилищного обеспечения), формирование единого федерального реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • расширение и дифференциация форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от уровня нуждаемости: ипотека, накопительные программы, предоставление субсидий на покупку или аренду, предоставление жилья по договорам найма, поддержка ИЖС и др.

Доклад, как подчеркнула секретарь ОП РФ Лидия Михеева, будет направлен в федеральные органы власти, с тем чтобы Правительство РФ и профильные министерства учли обозначенные в нем предложения и привлекали его составителей к участию в обсуждении вопросов совершенствования жилищной политики в целом и национального проекта “Жилье и городская среда” в частности.

Теги:
2024,
жилищное строительство,
ЖКХ,
инициативы,
нацпроекты,
территориальное развитие,
физлица,
экономика,
юрлица,
Банк России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Президент РФ,
Росстат,
СПЧ,
Валерий Фадеев,
Лидия Михеева,
Светлана Разворотнева

Документы по теме:

  • Конституция Российской Федерации
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
  • Паспорт национального проекта “Жилье и городская среда” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))

Кто должен благоустраивать придомовую территорию многоквартирного дома

Заниматься обустройством придомовой территории входит в обязанности:

  1. Товарищества собственников жилья. В него входят владельцы квартир и арендованных в доме помещений. Земельный участок, на котором возведен дом, находится в их долевой собственности. Для проведения ландшафтных работ используются собственные трудовые ресурсы, нанимаются рабочие либо заключается договор с ремонтно-строительной организацией. Расходы оплачиваются за счет взносов членов товарищества.
  2. Управляющая компания (УК). Организация, управляющее МКД, обязана содержать земельный участок, являющийся частью имущества дома и внесенный в реестр кадастрового учета. За расходы на благоустройство жильцы перечисляют УК, установленные договором, начисленные по утвержденным тарифам платежи.

Виды озеленения территории у МКД

Расположение растительности должно быть связано с размещением объектов. Особое внимание уделяется озеленению придомовых полос, подчеркивающих вход в дом, детских и спортивных площадок.

На отрезках земли возле подъездов, шириной от 3,5 до 8 метров, высаживают невысокие кустарники, отдельно стоящие деревья, цветники. При этом, деревья должны размещать на расстоянии 5 метров от дома, а кустарники – 1,5 метров.

Детские и спортивные площадки изолируют от проезжей части также при помощи деревьев или живой изгороди из кустарников. Полоса, отведенного для деревьев участка, должна быть шире, чем 3 метра. Все объекты озеленения должны быть скомпонованы таким образом, чтобы не мешать беспрепятственному движению к подъездам.

Стоит учесть, что вырубка растений без разрешительных документов запрещена законом. Если какие-либо из насаждений повреждены или были уничтожены, осуществляется компенсационное озеленение.

Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой

Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:

  1. Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
  2. При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
  3. Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
  4. Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
  5. Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
  6. Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
  7. Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.
Читайте также:  Документы Министерства обороны Российской Федерации

Что такое паспорт благоустройства и зачем он нужен?

Для улучшения архитектурного облика дворов и городов в целом, для дальнейшего благоустройства территории разрабатываются паспорта. После того как объекты на территории дома (детская площадка, парковка и т. д.) будут построены, собственники жилья должны разработать паспорт благоустройства.

В этом документе отображается информация о том, какие объекты озеленения были сделаны, какие работы были выполнены – тротуары, площадки для сбора мусора, лестницы, подъезды и т. д.

Далее в паспорте отображается информация о художественном оформлении фасадов (цветовое решение, ночная подсветка, оформление фасада к праздникам). В заключении отображается список документов с фамилиями лиц, которые будут ухаживать за зелеными насаждениями, будет прикреплен договор на вывоз мусора и т. п.

Для разработки паспорта управляющей компании нужно обращаться к архитекторам, в проектные организации. После разработки паспорта его нужно согласовать с местными органами власти. Документ следует подать в 2 экземплярах в администрацию города.

После согласования с комитетом архитектуры и градостроительства, с комитетом ЖКХ и экологической безопасности паспорт получает гриф утверждения, регистрируется и возвращается заявителю.

Паспорт благоустройства нужен всем управляющим компаниям, которые планируют провести благоустройство территории. За неимением этого документа ответственных лиц ждет административная ответственность в виде штрафа: 2–5 тыс. руб. для граждан, 30–50 тыс. руб. – для должностных лиц и 100–250 тыс. руб. для юридических лиц.

Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили

Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.

Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.

1 этап

– определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.

Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.

Кроме того, на сайте администрации обычно можно проголосовать за общественные зоны, которые будут благоустроены – парки, скверы, улицы и т.д.

2 этап.

Если в списке на благоустройство дом не найден, то нужно
создать инициативную группу
жильцов дома (и других домов, которые имеют общий двор). Именно инициативная группа организует всю работу – созывает собрание жильцов, составляет план работ, общается с администрацией.

Проще всего решить вопрос с инициативной группой жителям домов, в которых организовано ТСЖ, тогда в группу можно включить председателя, бухгалтера и других участников товарищества.

Работа по включению двора в план благоустройства потребует затрат времени, поэтому те, кто работает с утра до ночи без выходных, вряд ли смогут чем-то помочь.

Как называется программа по благоустройству придомовой территории

quote: Originally posted by Satin: мммда жесть. но приходится радоватся и этому. у нас депутат дорогу полность заасфальтировал еще 2 года назад, все жильцы в шоке просто. шас опять я пойду к нему.. площадку детскую будем требовать.. пока перед выборами может и сделают.

quote: Originally posted by EXTRIM: В общем сегодня отец пришёл с работы и по дороге сфотографировал на телефон прошедший сегодня ремонт тротуара в нашем двое, и вот на «это» и выделялись огромные деньги для ремонта тротуаров и придворовых дорог? Куда уходят деньги?

Соседний двор вообще засыпали старым содранным асфальтом. Кто что думает по этому поводу, примеры, у кого как «отремонтировали» двор? Может быть это только первичный слой?

Какие могут возникнуть проблемы

Проблемы с реализацией проекта могут возникнуть на любом этапе. Так, из-за ограниченного финансирования в некоторых городах и регионах под действие проекта попадают далеко не все дворы. Так как приоритет отдается самым нуждающимся дворам, относительно сохранившиеся будут ждать своей очереди еще долго.

Недостатком являются и сжатые сроки, это вызвано бюрократией: программа благоустройства дворов утверждается до 1 апреля каждого года, а дизайн-проект согласовывается до 1 июля. Закончить же работы по благоустройству подрядчик обязан до конца года – и на это остается менее 6 месяцев. Поэтому пик работ приходится на конец года, что отражается на их качестве.

Нарекания у экспертов есть на типовые дизайн-проекты благоустройства дворов. Сводится весь ремонт, как правило, к «заливке» большей части двора асфальтом и установке стандартных лавочек, фонарей и детских площадок. В итоге отремонтированные дворы достаточно сильно похожи друг на друга. Хотя для многих даже такое благоустройство – огромный шаг вперед.

Как добиться благоустройства двора

Шаг 1 – организовать инициативную группу. В нее могут войти жильцы дома или домов, если двор общий для нескольких зданий. Это необходимо для организации всей работы по созыву жильцов на собрание, составления плана работ, ведения переговоров с представителями местных органов. Если в доме есть ТСЖ, группа может состоять из его председателя, бухгалтера и других участников, изъявивших желание заниматься этим вопросом.

Шаг 2 – разработать схему благоустройства. Для этого необязательно иметь навыки работы в сложных графических программах. Можно воспользоваться скриншотами с карт Гугла или Яндекса, на которых отразить:

  • месторасположение дома относительно двора;
  • предполагаемые места размещения проездов, тротуаров, парковок;
  • места установки объектов благоустройства (скамеек, фонарных столбов, урн, детских площадок);
  • схему озеленения с указанием мест размещения деревьев, кустарников, газона, цветников;
  • расположение других необходимых объектов.

На схеме стоит отразить, из каких материалов будут выполнены твердые покрытия. Это можно сделать с помощью разных видов штриховки. Главное – привести эти штриховки в условных обозначениях, чтобы было понятно, какие покрытия и где нужно уложить.

Что отремонтируют во дворе

На федеральные деньги ремонтируют внутридворовые проезды, устанавливают скамейки, урны и фонари. Эти работы полностью оплачивает государство, дополнительных сборов с жителей не требуется.

Если хотите еще высадить клумбы и деревья, сделать детскую площадку и парковку, надо договариваться с администрацией города. Это дополнительные работы, их может оплатить мэрия, но жителям тоже придется поучаствовать в благоустройстве: выделить деньги или выйти на субботник.

За счет федерального бюджета сделают ремонт проездов, поставят скамейки и урны, установят освещение. За счет муниципалитета и жителей — детские и спортивные площадки, парковки, клумбы, деревья, контейнеры для мусора, пешеходные дорожки.

Как участвовать в благоустройстве, выбирают не жильцы, а региональные власти. В Иркутске жителям достаточно выйти на субботник, в Самаре — оплатить 1% от суммы дополнительных работ. Можно использовать деньги, которые жильцы перечисляют управляющей организации на текущий ремонт. Этот вопрос стоит заранее выяснить в администрации города.

Для Виталия и его соседей администрация согласилась выполнить дополнительные работы полностью за счет муниципального бюджета: убрать аварийные деревья, посадить новые, оборудовать парковку и две новые площадки. Жители только вышли на субботник после окончания работ и убрали мусор.

Какие еще дворы изменятся в ближайшее время

До конца осени в рамках проекта «Проектируем район» планируется завершить благоустройство еще трех дворов: на улицах Васильцовский Стан и Коненкова, а также на Новочеркасском бульваре.

В концепции «Васильцовский цвет» для двора на улице Васильцовский Стан (дом 5, корпус 1) в Рязанском районе основной акцент сделан на обильном озеленении и ландшафтном дизайне. Совместно с жителями был выбран графический принт с растительным узором, который украсит покрытия детских и спортивных площадок. Во дворе появятся площадки для детей разных возрастов, зона с качелями, воркаут-площадка.

Читайте также:  Арест имущества должника судебными приставами в 2023 году

Много внимания уделят обеспечению безопасности. Из-за неудачного расположения спортивной коробки было много затемненных мест. Архитекторы переместили ее, а также установили прозрачный шумозащитный экран, вокруг проложили беговую дорожку.

В домах, которые окружают двор на Новочеркасском бульваре в Марьине, проживает много людей. Чтобы учесть их потребности, архитекторы придумали разделить двор на небольшие функциональные зоны — «островки». Это и дало название проекту «Двор-архипелаг». Удалось создать и тихую, и активную зоны отдыха, разместить различные досуговые объекты. Чаще всего жители просили установить качели, поэтому во дворе теперь будут подвесные лавки, качели в перголах и беседках.

Горожане попросили сделать двор на улице Коненкова (дом 4) в Бибиреве максимально функциональным, обустроить разнообразные площадки. Поэтому для любителей спорта обновят коробки и организуют зоны воркаута. В центральной части двора появится большой навес с лавками, столом для настольных игр и велопарковкой. Между детскими площадками поместят еще один навес, чтобы дети и родители могли укрыться от солнца или дождя. Архитекторы и жители захотели создать пространство, напоминающее двор из детства.

«Проектируем район» — один из проектов, который реализуется в рамках программы Мэра Москвы «Мой район». Его суть заключается в применении метода соучаствующего проектирования при благоустройстве дворов и общественных пространств.

Краснодар и Ростов-на-Дону исследуют свои дворы

«Нам бы не хотелось просто поставить по лавочке и фонарю, мы хотим получить дворы, которые станут образцами как для собственников, так и для муниципалитетов», — говорит Светлана Мананкина. Проект нацелен на изменение функционала дворов, решение его типичных проблем. А значит, региональным командам предстоит ответить на вопросы: что такое современный двор? Какова граница минимума и максимума его наполнения?

Светлана Мананкина называет шесть основных критериев современного проекта двора. Первый из них — экологичность как в части озеленения, так и в части использования энергосберегающих технологий. Оператор проекта в области будет стимулировать жителей, чтобы они включали в свои проекты раздельный сбор мусора. Дальше — защита от жары, ветра, шума, выхлопных газов, безопасность, доступность для инвалидов, разнообразие наполнения и идентичность двора. Последние два параметра требуют исследований поведения жителей в общественных пространствах и домах. «Наши общественные территории — это просто транзитные пространства, в которых мы идём из точки А в точку В, — продолжает г-жа Мананкина. — Наши улицы улицами в большинстве случаев не являются, это дороги, по которым человек двигается, не задерживаясь. У нас полностью отсутствует пласт исследований того, как люди ведут себя в общественных пространствах. Это ничего не даёт коммерческим объектам, культуре города, связи горожан между собой».

Соседний Краснодар уже занялся такими исследованиями. «Сейчас мы находимся на стадии проектирования двух дворовых пространств и исследуем потребности жителей в части пользования дворовой территории. Наша цель — создать пилотный проект двора, который бы мог учитывать интересы всех его жителей», — говорит главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок.

Подобное исследование в Ростове-на-Дону проводили архитекторы — инициаторы проекта «Остров будущего». Они изучили пустырь в центре города, выяснив, какое наполнение он может иметь. Архитекторы создали проект мини-модуля для общественного пространства, который включает в себя лавочку, стол для работы, подзарядку гаджетов, велопарковку, раздельный сбор мусора. Для реализации проекта был запущен сбор средств на краудфандинговой площадке. «Остров будущего» собрал более 200 тысяч рублей. Мини-модуль был построен и установлен в Парке революции. Исследование как метод создания проекта может сделать общественное место действительно общественным, считает идеолог проекта «Остров будущего» Диана Карнаухова. «Формирование нужного функционала должно основываться на соцопросе жителей, необходимо выявить уже существующие проблемы, выяснить, что они хотят убрать или переделать, а что необходимо сохранить, что дорого жителям», — поясняет она.

«Двор — это компромисс интересов, — говорит эколог, член рабочей группы в Ростовской области Александр Водяник. — Есть три основных группы — дети, пожилые люди, молодые люди. Дети — это детские площадки, дифференцированные по возрасту. В Ростове-на-Дону, к примеру, практически никто не делает детских площадок для разных категорий возрастов. Второе, места отдыха — для пожилых и молодых людей». По его словам, каждый двор может рассчитывать на собственную смету. «Проект во многом экспериментальный, так как каждый двор уникален не только в части состояния территории, но и в части зрелости дворового сообщества, от которого, в конечном счёте, будет всё зависеть», — добавляет г-н Водяник.

Отдельный вопрос российских дворов — это автомобилисты. «Пока мы не уберём машины из общественных пространств и дворов, мы не получим хорошего результата», — говорит доцент кафедры дизайна архитектурной среды Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета Татьяна Батырова, занимавшаяся разработкой рекомендаций по благоустройству дворовых территорий Ростовской области в 2011 году по заказу Минэкономики. «Двор может быть простым в исполнении проекта благоустройства, но жители двора также могут столкнуться с инженерными сложностями собственной территории, поэтому без участия профессионалов может родиться проект, который окажется не так просто реализовать», — считает г-жа Батырова.

«Для города желательно, чтобы в проект входили соседствующие дворы, потому что все интересы на одной дворовой территории соблюсти невозможно, — заключает Светлана Мананкина. — Правильнее, когда несколько дворов объединены в один проект: тогда мы могли бы распределить объекты по территории всех дворов — огороженную детскую площадку в одном дворе, спортивную площадку в другом, места отдыха для пожилых людей в третьем. Мы считаем, что правильнее заниматься благоустройством кварталов, тогда ту же проблему парковок легче решить, создав парковочные места на квартал».

Стандартная детская площадка есть сегодня, пожалуй, в каждой новостройке. Но продвинутые девелоперы не ограничиваются базовыми возможностями, а создают тематические площадки, используют экологичные высококачественные материалы, внедряют новые развивающие форматы и учитывают особенности всех возрастов. Например, в «Ривер Парк» предусмотрены современные детские игровые площадки, способствующие развитию сноровки, смекалки и воображения ребенка. Для подростков установлены спортивные тренажеры. Кроме того, в ЖК разработаны и специальные велосипедные трассы.

Детские площадки, по мнению экспертов, обязательно нужно зонировать по возрастам и степени активности. То есть во дворе должны быть места как для самостоятельной уединенной игры или общения двух-трех малышей (песочница, бьющие из земли фонтанчики и пр.), так и шумные игровые площадки, сопряженные с физической активностью, – для детей младшего и среднего школьного возраста (лазалки-качели-канаты и пр.), а также зоны для общения и коммуникации подростков (беседки, скамейки, столики).

Одним из сегодняшних трендов является размещение больших детских площадок и развлекательных зон не внутри дворов, а на отдельной территории. Например, в микрорайоне «Бунинские луга» от девелопера ПИК создано игровое пространство для детей и взрослых в концепции PlayHub – «Пирамиды». Это целый игровой город под открытым небом: здесь есть домики, качели, песочницы и горки для малышей. Для детей постарше – башни, веревочный комплекс, сеточный мост и батут. На площадке есть водный каскад со множеством развилок и островков, где дети прыгают, запускают лодки и кораблики. Другая зона – SpotHub – представляет собой многофункциональные пространства, объединяющие спортивную и социальную функции. Здесь расположены скейтпарк, места для стритбола, традиционные спортивные площадки и workout.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]