Убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Предпосылки совершения преступления

Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет.

Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей. Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица.

Психологическое состояние

Отсутствие постоянного занятия, возможность много времени проводить наедине с собой, чувство вины за страдания и нищету родных – всё это стимулирует развитие ситуации. В маленькой комнатушке, похожей на клетку, которая душит, давит на психику рождается зловещая теория, обретает силы и перерастает в ужасный план. Ряд причин становится мотивом к действию. Студент жаждет проверить свою теорию и, вместе с тем, он совершенно не готов к настоящей смерти, к убийству. Душа Раскольникова неистово сопротивляется, он слишком человечен, добр, сострадателен, имеет тонкую натуру – но механизм запущен и пути назад нет.

В нашей статье даётся подробный ответ на вопрос, зачем Раскольников убил старуху-процентщицу. Этот материал будет полезен для полного понимания замысла автора и смысловой стороны произведения.

Убийство старухи-процентщицы анализ эпизода

«Преступление и наказание» – роман Фёдора Михайловича Достоевского, в котором описывается трудное для России время. Рушились старые устои – новые не формировались. Человек попадал под власть новых идей, не вызывающих никакого доверия. Масло в огонь подливала крестьянская реформа: крестьяне, хоть и стали независимыми, были на полвека обременены непосильными платежами.

Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…

Под влиянием таких утверждений Раскольников идёт на роковой шаг убивает старушку-процентщицу Алёну Ивановну, у которой . Этот эпизод является одним из главных в романе и потому заслуживает особенного внимания. Описывается он в седьмой главе, в последней из первой части (это тоже немаловажно, но об этом поразмышляем позже).

Прежде всего, стоит вспомнить, как Раскольников решился на этот шаг. Он не сам пришёл к нему, а подслушал слова студента, стоящего рядом и разговаривавшего с товарищем, об убийстве и его выгоде: «Одна смерть и сто жизней взамен ‒ да ведь тут арифметика!». Эти слова сильно взволновали Родиона, но нашли отклик в его душе. Он был такого же мнения, и слова студента для него были будто «предопределение», «указание» действовать, реализовать то, что он уже задумал.

Теперь проанализируем сам эпизод убийства. Каждую секунду Раскольникова охватывало невероятной силы волнение, он не контролировал себя: «Ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе…». Он испытывал противоположные эмоции: то ему было страшно, то он говорил уверенно, даже с раздражением. А как Раскольников убил её?

«Взмахнул обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила».

Эти противоречивые моменты будут прослеживаться на протяжении всего преступления. Конечно, это ещё не конец. Герой убил старуху, но от его рук погибла Елизавета, её сестра. В эти секунды он действовал решительно: «Он бросился на неё». Убит ни в чём не повинный человек, оказавшийся, как говорится, не в то время и не в том месте…

Какое место занимает этот эпизод в композиции романа? В первой части было описано преступление: то, как Раскольников решил пойти на убийство. как планировал, организовывал его и как совершил. Связывая композицию с названием произведения, можно сказать, что дальнейшие части – наказание. А этот эпизод – своеобразная точка отсчёта.

Роман увидел свет в 1866 году. В то время как другие авторы писали о пышных залах столицы и званых ужинах, Федор Михайлович Достоевский во всех красках расписал обратную сторону Петербурга. С первых страниц перед читателем является грязный, душный город. Главный герой хоть и красив, но мрачен. На его пути часто встречаются неприличные картины. Он проживает в тусклой, небольшой комнатке, испытывает нужду и постоянно ведет внутренний монолог.

Читайте также:  Компенсация при увольнении по соглашению сторон

Автор с начала повествования настраивает на то, что история будет сложной и мрачной. Достоевский постарался подробно описать все атрибуты и людей, которые встречаются на пути главного героя. Нечистоты, пьяницы, падшие женины, духота, неприятные интерьеры — все это символизм романа, чтобы настроить читателя на атмосферу грязи, в которую пришлось окунуться Родиону Раскольникову.

События разворачиваются вокруг студента, который находится в финансовой нужде. Им овладевают сомнения и страх за свое будущее и будущее своей семьи. Его сестра из-за сложностей вот-вот выйдет замуж за неприятного человека, а сам Раскольников бросил учебу из-за нехватки средств. И здесь он решает совершить преступление — убить старушонку процентщицу.

Подготовка к убийству в романе преступление и наказание

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание на уроках литературы // Литература в школе. 1992. № 5, 6.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость». Малыгина И. М. Диалог героев А. Подготовка к освобождению лиц отбывающих наказание в иу начинается? Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. 1998. № 7. Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе.

1994. № 2. Мать его получает маленькую пенсию, сестра живет в гувернантках, но после преследований Свидригайлова оставляет работу. Шаги Раскольникова к преступлению Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Раскольников с ужасом слушает Лужина.

В словах Петра Петровича он узнает свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же категории людей — слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых. Все двойники очень разные. Можно сказать, что они являются двойниками разных душевных качеств героя, зачастую противоположных. И то, что Раскольников сближается с Соней, подчиняется в конечном счете Порфирию Петровичу, то есть тем людям, которые олицетворяют лучшее, а Лужин, Свидригайлов уходят, есть символ воскрешения души Раскольникова.

Подготовка к убийству преступление и наказание

Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.

  • В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.).
  • В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновникм Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне.
  1. Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.
  1. Раскольников просыпается под вечер. Он берет топор и идет к старухе к 7 часам вечера. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, которая внезапно приходит домой.
    Раскольников берет драгоценности и деньги старухи и уходит незамеченным из квартиры. Придя домой, он засыпает.
  1. Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня.

Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство. Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.

РАСКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ УБИЙСТВА напишите всего его действия и момент из отрывка.

ПОЖАЛУЙСТА НУЖНА ПОМОЩЬ

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта «игра» иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей.

При встреча Раскольникова с матерью и Дуней Раскольникова охватывают то же ощущение разъединенности, отчуждения. Естественные формы общения даже с близкими людьми кажутся ему невозможными:

«Еще немного, и это общество, эти родные, после трехлетней разлуки, этот родственный тон разговора при полной невозможности хоть о чем-нибудь говорить, стали бы, наконец,ему решительно невыносимы»

. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужденной позиции.

Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи. Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества.Раскольникова тянет к Разумихину, как к человеку живойжизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному.

К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку.Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. «Язык» фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей «язык» души. Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинаетпринимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию.

Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения.

Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой.

Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну.

Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте.

Читайте также:  Пособия по беременности и родам. Как рассчитываются и выплачиваются

Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете.

Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории.

Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

Всеми известное произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало величайшим творением. Это трагедия не может оставить равнодушным даже самого скупого на чувства человека. Этот роман заставляет задуматься над проблемами, которые стоят перед каждым человеком, а так же даёт понять, что всё не настолько плохо. Человек может вынести любое испытание, кто-то однажды сказал, что « сильными не рождаются, сильными становятся» Жаль, что Раскольников так поздно это понял.

Главным героем данного произведения является Родион Раскольников, человек принадлежащий к низшему, бедному сословию. Он красив, умён, добр, но из-за нехватки средств Родиону пришлось покинуть университет и кое- как сводить концы с концами. Он зарабатывал на жизнь репетиторством, но вскоре он прекратил эту деятельность и единственным источником существования были деньги, которые присылала из дома мать. У Родиона нет ни знакомых, ни друзей, которые помогли бы ему в трудную минуту. И это состояние души довело главного героя до сумасшествия.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Игоши Смерть в Кармане в повести Детство Горького сочинение
    Очень глубокое и интересное произведение Максима Горького Детство известно всем, которое носит автобиографический характер. Здесь автор сосредоточил все моменты и события произошедшие в детстве и наделил каждого героя своей ролью и своим предназначением.
  • Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс
    Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.
  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)
    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» — одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.
  • Анализ произведения Очарованный странник Лескова
    В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным
  • Астафьев В.П.

«Оставить в подозрении»

Дело об убийстве солдатки Фоминой и крестьянки Михайловой рассматривал военный суд. Для того чтобы разгрузить старые суды перед закрытием, часть общеуголовных дел передали таким судам (они, как ни странно, были в чём-то прогрессивнее обычных; например, в них уже наличествовала состязательность сторон, которой в дореформенных гражданских судах не было в помине). В целом же уголовно-процессуальное законодательство, по словам выдающегося юриста Анатолия Кони, ещё представляло собой «бессвязное собрание самых разнородных, разновременных постановлений», в результате чего уголовные дела, наряду с общими судами, рассматривались «специальными сословными и ведомственными судами, границы подсудности которых далеко не всегда были ясны».

Главный упор обвинение сделало на опровержении алиби подсудимого. Разобрав по минутам маршрут Чистова до театра, прокурор сделал вывод, что он физически не мог успеть увидеть названные им пьесы (в тот вечер давали дивертисмент из нескольких небольших спектаклей); кроме того, он отметил, что предполагаемый убийца — старообрядец, а представители этой конфессии в театры не ходят в принципе. Косвенных улик набралось в избытке, однако прямых не нашлось ни одной: орудие преступления так и не было обнаружено, похищенные ценности связать с Чистовым тоже можно было лишь гипотетически, а его возбуждённое состояние в ту ночь, подтверждённое рядом свидетелей, могло быть вызвано разными причинами, и защитник в своей речи уделил этому моменту немало времени. Особенно он упирал на то, что волнение его подзащитного на допросах — и вовсе естественная реакция честного человека, обвинённого бог знает в чём. В качестве последнего средства убедить подсудимого признаться пригласили священника, но и перед ним Чистов продолжал упорно запираться. Полная противоположность во всём сознавшемуся и подробно описавшему свои действия Раскольникову.

Культурное влияние[править]

  • Под влиянием «Преступления и наказания» были написаны некоторые из произведений Альбера Камю, который называл себя учеником Достоевского. В первом романе Камю «Счастливая смерть» главный герой, как и Родион Раскольников, решается на убийство «по совести», а после совершенного деяния доходит до полного отчаяния. Отсылки к «Преступлению и наказанию» можно заметить и в романе «Посторонний».
  • Сочинение итальянского писателя Луиджи Капуаны «Маркиз Роккавердиана».
  • Роман французского писателя Андре Жида «Подземелья Ватикана», воспринимаемый многими критиками как парафраз «Преступления и наказания».
  • А. Бушков, «Стервятник» — простой бомбила-неудачник Родион Раскатников начинает с того, что отвозит с места преступления откинувшегося зэка, ограбившего киоск, а к концу повествования становится серийным убийцей более чем с десятком трупов на счету.
  • Британец Роджер Моррис (Roger Morris) написал цикл исторических детективов «Петербургские повести», главный герой которых — Порфирий Петрович (Porfiry Petrovich): The Gentle Axe (2007) / Благородный топор. Петербургская мистерия.
  • A Vengeful Longing (2008).
  • A Razor Wrapped in Silk (2010).
  • The Cleansing Flames (2011).
  • Фильмы Вуди Аллена «Иррациональный человек» и «Матч-пойнт» (в последнем — куча отсылок к сабжу, вплоть до чтения главгероем самого романа).
  • Манга и аниме Death Note традиционно считается своеобразной вариацией на тему сабжа. Разница в том, что дилемму Раскольникова Ягами Лайт очень быстро разрешил в пользу «право имею» и сомнений до самого конца на сей счет не испытывал.
  • Песня «Куплеты старухи-процентщицы» российской группы «Зимовье зверей».
  • «Песенка про Аркадия Ивановича Свидригайлова» и «Свидригайловская банька» русского рок-музыканта Александра Непомнящего.
  • Это сразу не очевидно, но обе части Red Dead Redemption очень сильно вдохновлены «Преступлением и наказанием» (аналогом Раскольникова там выступает Датч, а не Артур Морган или Джон Марстон, за которых мы играем. В палатке Датча можно найти именно эту книгу, правда, под несколько изменённым названием).
  • И так далее, всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.

    Читайте также:  Совмещение должностей: оплата и другие особенности
    [изменить]

    Классика школьной программы

    Денис Фонвизин Недоросль
    Александр Грибоедов Горе от ума
    Александр Пушкин Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила • Сказки
    Михаил Лермонтов Герой нашего времени
    Иван Гончаров Обломов
    Николай Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души
    Иван Тургенев Записки охотника • Отцы и дети
    Александр Островский Бесприданница • Гроза
    Николай Некрасов Кому на Руси жить хорошо
    Фёдор Достоевский Белые ночи • Братья Карамазовы • Идиот • Преступление и наказание
    Михаил Салтыков-Щедрин Господа Головлёвы • История одного города
    Лев Толстой Анна Каренина • Война и мир
    Антон Чехов Каштанка • Вишнёвый сад • Человек в футляре
    Максим Горький Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне
    Евгений Замятин
    Михаил Шолохов Тихий Дон • Поднятая целина
    Михаил Булгаков Собачье сердце • Мастер и Маргарита
    Андрей Платонов Котлован
    Александр Твардовский Василий Тёркин
    Александр Солженицын Один день Ивана Денисовича

    Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

    Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.

    О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:

    Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:

    Сочинение Причины преступления Раскольникова

    В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.

    В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса. Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии. Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.

    Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба. Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру. Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.

    Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды. Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.

    Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются. Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.

    Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами

    Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

    Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.

    К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

    Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

    Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: [email protected]